Дело № 2-257/2023
21RS0015-01-2023-000130-53
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18апреля 2023 года г.Цивильск
Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Крыловой В.М., при ведении протокола помощником судьи Орловой И.Н.,
с участием помощника прокурора Цивильского района Чувашской Республики Волкова М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Цивильского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Таушкасинская СОШ имени Г.Т. Прокопьева» Цивильского муниципального округа Чувашской Республики об обязании установить направляющие тактильные напольные указатели для инвалидов по зрению,
установил:
Прокурор Цивильского района Чувашской Республики обратился в суд с исковым заявлением кМБОУ «Таушкасинская СОШ имени Г.Т. Прокопьева» Цивильского муниципального округа Чувашской Республики (далее МБОУ «Таушкасинская СОШ им. Г.Т. Прокопьева» )о возложении обязанности в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу установить в учреждении по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, - дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля; -направляющие тактильные указатели для инвалидов по зрению для обозначения основных путей безопасного передвижения в образовательном учреждении, в соответствии с «СП 59.13330.2020.Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».
Иск мотивирован тем, что прокуратурой Цивильского района Чувашской Республики в ходе проверки соблюдение требований законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов на территории Цивильского района в МБОУ «Таушкасинская СОШ им. Г.Т. Прокопьева»выявлено отсутствие дублирования необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно – точечным шрифтом Брайля привходе в здание дошкольного образования, - направляющих тактильных напольных указателей для инвалидов по зрению для обозначения основных путей безопасного передвижения в учреждении. Представление об устранении выявленных нарушений ответчиком исполнено не было, нарушения не устранены. Выявленные нарушения являются препятствием для социальной защиты инвалидов, нарушают права неопределенного круга лиц, затрудняют обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В судебном заседании помощник прокурора Волков М.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика МБОУ «Таушкасинская СОШ им. Г.Т. Прокопьева» Кудряшов А.А. на судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования признает.
Выслушав доводы прокурора, заявление ответчика о признании исковых требований прокурора, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Закрепленная в абз. 6 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ льгота предполагает дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Согласно пункту 7 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:
1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904/пр утвержден и введен в действие Свод правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Согласно п. 6.5.9 СП 59.13330.2020, для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
В соответствии с п.5.6.12 «СП 59.13330.2020. СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» направляющие тактильные напольные указатели для инвалидов по зрению предусматриваются по зданию на проектирование для обозначения основных путей безопасного передвижения при их ширине более 4 м и длине 70 м к месту обслуживания, если отсутствуют иные направляющие ориентиры (непрерывные линии стен, поручни, ограждения).
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении МБОУ «Таушкасинская СОШ имени Г.Т. Прокопьева» Цивильского муниципального округа Чувашской Республики видно, что его основным видом деятельности является образовательная деятельность.
Судом установлено, что прокуратурой Цивильского района Чувашской Республики проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов на территорииЦивильского района Чувашской Республики.
Проведенной прокуратурой Цивильского района проверкой выявлено отсутствие в МБОУ «Таушкасинская СОШ имени Г.Т. Прокопьева» дублирования необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно – точечным шрифтом Брайля при входе в здание образовательного учреждения; - направляющих тактильных напольных указателей для инвалидов по зрению для обозначения основных путей безопасного передвижения в учреждении.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес МБОУ «Таушкасинская СОШ имени Г.Т. Прокопьева» прокуратурой Цивильского района ЧР было внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Проведенной в последующем проверкой было установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в здании МБОУ «Таушкасинская СОШ имени Г.Т. Прокопьева» отсутствуют дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно – точечным шрифтом Брайля при входе в здание образовательного учреждения;направляющие тактильные напольные указатели для инвалидов по зрению для обозначения основных путей безопасного передвижения в образовательном учреждении.
Указанные нарушения ответчиком не оспариваются, в установленный в предписании срок они не устранены.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что здание МБОУ «Таушкасинская СОШ имени Г.Т. Прокопьева» является объектом социальной инфраструктуры и общественным зданием, и на него в полной мере распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых административные здания должны быть приспособлены для доступа инвалидов.
Несоблюдение вышеуказанных требований действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, установленных ст. ст. 7, 18, 19 и 45 Конституции Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие, потому исковые требования прокурора Цивильского района Чувашской Республики подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что ответчиком приняты меры по устранению выявленных нарушений, на момент рассмотрения дела в суде необходимые материалы (плитка тактильная, табличка тактильная) закуплены, суд считает предлагаемый прокурором 3-месячный срок для исполнения решения суда достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Цивильского района Чувашской Республики удовлетворить.
Обязать МБОУ «Таушкасинская СОШ имени Г.Т. Прокопьева» Цивильского муниципального округа Чувашской Республики установить в учреждении по адресу: Чувашская Республика, <адрес>,
- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;
- направляющие тактильные указатели для инвалидов по зрению для обозначения основных путей безопасного передвижения в образовательном учреждении, в соответствии с «СП 59.13330.2020.Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденными и введенными в действие Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года №904/пр, в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Цивильский районный суд ЧР.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: В.М.Крылова