Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-24/2021 (2-1286/2020;) ~ М-1328/2020 от 21.09.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 апреля 2021 года                                                                          г. Шелехов

Шелеховский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Петрович К.Э.,

при секретаре Полуэктовой Л.А.,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора г. Шелехова Саганова П.Н.,

представителей ответчика – Васильевой С.Г., действующей на основании доверенности от *дата скрыта*, Понятовой Е.Н., действующей на основании доверенности от *дата скрыта*,

представителя третьих лиц: Главного управления МЧС России по Иркутской области, отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Шелеховскому району ГУ МЧС России по Иркутской области Куровой Т.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-24/2021 по иску прокурора г. Шелехова, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Шелеховская районная больница» о понуждении к устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности,

установил:

в обоснование исковых требований, уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ, указано, что в результате проведенной плановой проверки в отношении областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Шелеховская районная больница» (далее - ОГБУЗ «Шелеховская РБ», ответчик) выдано предписание *номер скрыт* от *дата скрыта* об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности.

25.10.2019 в отношении ответчика проведена внеплановая проверка исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений (81 пункта) обязательных требований пожарной безопасности.

Установлено, что предписания по двум нарушениям до настоящего времени ответчиком не исполнены: выходы в подвальные помещения стационара, гинекологического и родильного отделений ОГБУЗ «Шелеховская РБ» не изолированы глухой противопожарной перегородкой 1-го типа от общих лестничных клеток. Кроме того, в подвальных помещениях стационара и взрослой поликлиники ОГБУЗ «Шелеховская РБ» отсутствуют задвижки с электроприводом на обводной линии водомерных устройств для пропуска противопожарного расхода воды, обеспеченной по степени надежности электропитанием I категории.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.

Согласно пункту 7.2.0 Свода правил СП 30.13330.2016 «Внутренний водопровод и канализация зданий», запорное устройство на обводной линии счетчиков воды следует оборудовать электроприводом с пуском от кнопок, установленных у пожарных кранов, или от устройств (систем) противопожарной автоматики.

Аналогичные требования к внутреннему противопожарному водоснабжению объекта надзора предъявлялись и ранее СНиПами, действующими в период строительства и сдачи в эксплуатацию зданий ОГБУЗ «Шелеховкая РБ». Так, согласно п.5.7 СНиП П-30-76 «Внутренний водопровод и канализация зданий», обводная линия у счетчика воды обязательна при наличии одного ввода в здание, а также в случаях, когда счетчик не рассчитан на пропуск воды на внутреннее пожаротушение. Если счетчики не рассчитаны на пропуск максимальных расходов воды при пожаре, на обводной линии должная предусматриваться установка электрозадвижек, открывающихся автоматически одновременно с пуском пожарных насосов.

Кроме того, согласно пункту 4 СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», электроприемники систем противопожарной защиты (СПЗ) должны относиться к электроприемникам I категории надежности электроснабжения, за исключением электродвигателей компрессоров, дренажных насосов, насосов подкачки пенообразователя, которые относятся к III категории надежности электроснабжения.

ОГБУЗ «Шелеховская РБ» 24.12.2019 и 16.07.2020 в адрес министерства здравоохранения Иркутской области направлено письмо о рассмотрении вопроса выделения денежных средств на устранение выявленных нарушений, однако до настоящего времени денежные средства не выделены. Между тем, недостаток и отсутствие бюджетных средств не может служить основанием освобождения от обязанности исполнения требований законодательства о пожарной безопасности.

Таким образом, несмотря на принятие ОГБУЗ «Шелеховская РБ» мер к исполнению предписания прокурора, выявленные нарушения устранены не в полном объеме, неисполнение требований предписания носит длящийся характер, что создает угрозу возникновения пожара и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья лиц, пребывающих в учреждении здравоохранения.

Прокурор г. Шелехова, уточнив заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил суд возложить на ОГБУЗ «Шелеховская РБ» в срок не позднее 31 декабря 2021 года устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности путем выполнения следующих мероприятий:

- установить задвижки с электроприводом на обводной линии водомерных устройств для пропуска противопожарного расхода воды, обеспеченной по степени надежности электропитанием I категории, в подвальных помещениях стационара и взрослой поликлиники ОГБУЗ «Шелеховская РБ»;

- обеспечить изоляцию выходов в подвальные помещения глухой противопожарной перегородкой 1-го типа от общих лестничных клеток (подвальное помещение, гинекологическое отделение, родильное отделение) в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности.

Определением суда от 21 октября 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне истца, привлечен отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Шелеховскому району ГУ МЧС России по Иркутской области.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Шелехова                      Саганов П.Н. заявленные требования в редакции искового заявления, уточненного в порядке ст. 39 ГПК РФ, поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям, настаивал на их удовлетворении. Дополнительно пояснил, что совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается техническая возможность подключения электрозадвижек в зданиях стационара и взрослой поликлиники ОГБУЗ «Шелеховская РБ» по первой категории надежности. При этом, подключение по первой категории надежности не свидетельствует о том, что должно быть подключение всего здания по указанной категории. Данная категория свидетельствует лишь о бесперебойном подключении электрозадвижки к автономным источникам энергии.

Представители ответчика ОГБУЗ «Шелеховская РБ» Васильева С.Г. и Понятова Е.Н. заявленные требования, в редакции уточненного искового заявления, в части возложения на ОГБУЗ «Шелеховская РБ» обязанности в срок не позднее 31 декабря 2021 года обеспечить изоляцию выходов в подвальное помещение глухой противопожарной перегородки 1-го типа от общих лестничных клеток (подвальное помещение, гинекологическое отделение, родильное отделение) в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности – признали. Требования прокурора г. Шелехова в части возложения на ответчика обязанности по установлению задвижек с электроприводом на обводной линии водомерных устройств для пропуска противопожарного расхода воды, обеспеченной по степени надежности электропитанием I категории, в подвальных помещениях стационара и взрослой поликлиники ОГБУЗ «Шелеховская РБ», полагали необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель ответчика ОГБУЗ «Шелеховская РБ» Васильева С.Г. пояснила, что установка задвижек на обводной линии водомерных устройств для пропуска противопожарного расхода воды с обеспечением электроснабжения по I категории при строительстве стационара и поликлиники и последующей эксплуатации не требовалась и не выполнялась в силу давности постройки данных объектов. Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. Капитальный ремонт и (или) реконструкция в зданиях стационара и поликлиники ОГБУЗ «Шелеховская РБ» не производились. У ответчика отсутствует возможность подключения зданий стационара и поликлиники к I категории электроснабжения, поскольку согласно акту *номер скрыт* о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от *дата скрыта*, подписанному директором ООО «Шелеховская Энергосетевая Компания», внешнее электроснабжение потребителя относится к III категории. Технические условия требуют I категорию. Согласно акту осмотра схемы электроснабжения ОГБУЗ «Шелеховская РБ», отсутствует трансформаторная подстанция мощностью 160кВА, отсутствует резервный источник питания с автономным включением, требуется прокладка кабельной линии, разработка схемы электроснабжения по новым техническим условиям. Данный вопрос находится в ведении владельца электросетевого хозяйства – администрации Шелеховского муниципального района. Обводная линия у счетчика воды на входе имеется, оборудована задвижкой, опломбированной в обычное время в закрытом положении. Для цели обеспечения своевременного открытия обводной линии приказом Главного врача *номер скрыт* от *дата скрыта* назначены сотрудники, ответственные за пожарную безопасность в каждом структурном подразделении. Таким образом, часть предписания по установлению задвижки с электроприводом на обводной линии водомерных устройств для пропуска противопожарного расхода воды затруднительна к выполнению.

Представитель третьих лиц: Главного управления МЧС России по Иркутской области, отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Шелеховскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Иркутской области Курова Т.А. полагала заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства здравоохранения Иркутской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, представили отзыв на исковое заявление, а также заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства. В отзыве на исковое заявление Министерство здравоохранения Иркутской области указало, что осуществляет свою деятельность основании Положения о министерстве здравоохранения Иркутской области утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 16.07.2010 №174-пп. В соответствии с Положением министерство здравоохранения является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, а также управлению в области охраны здоровья граждан на территории Иркутской области. Исходя из норм действующего законодательства, ОГБУЗ «Шелеховская РБ» является самостоятельным юридическим лицом, за деятельность которого отвечает главный врач. В заявках на распределение бюджетных ассигнований на капитальный ремонт, в том числе на разработку проектной документации, экспертизу проектной и сметной документации для проведения капитального ремонта объектов здравоохранения на 2020-2021 гг. ОГБУЗ «Шелеховская РБ» отсутствуют мероприятия по устранению нарушений по пожарной безопасности. ОГБУЗ «Шелеховская РБ» предоставлен план мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, который находится на контроле в министерстве по его исполнению.

Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц, определил возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица в порядке, предусмотренном ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения явившихся лиц, допросив свидетеля, изучив материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», в обязанности руководителей организаций входит, в том числе соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.

В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно ст. 49 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» под системой противопожарной защиты определяет комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что 25 октября 2019 года во исполнение распоряжения главного государственного инспектора Шелеховского района по пожарному надзору от 04.10.2019 №98, в соответствии со ст. 6, ст. 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ, государственным инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Шелеховскому району ГУ МЧС России по Иркутской области                 ФИО3 была проведена внеплановая выездная проверка зданий ОГБУЗ «Шелеховская РБ» по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности, с целью обеспечения пожарной безопасности на объекте защиты, в связи с истечением срока исполнения учреждением ранее выданных законных предписаний органа государственного пожарного надзора от 07.03.2019 *номер скрыт*, от 12.09.2018 *номер скрыт*.

По результатам проведенной проверки на имя главного врача ОГБУЗ «Шелеховская РБ» Вельм О.В. было выдано предписание *номер скрыт* по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, состоящее из семи необходимых к выполнению мероприятий (л.д. т. 2 л.д. 14-17).

19 августа 2020 года прокурор г. Шелехова обратился к главному врачу ОГБУЗ «Шелеховская РБ» Вельм О.В. с требованием сообщить о принятых мерах по устранению ранее выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности.

В своем ответе от 14.09.2020 главный врач ОГБУЗ «Шелеховская РБ» Вельм О.В. сообщила о неисполнении шести пунктов предписания (№№1, 2, 4, 5, 7), поскольку они обязывают медицинскую организацию произвести реконструкцию объектов капитального строительства, являющихся собственностью Иркутской области и находящихся в пользовании учреждения здравоохранения на праве оперативного управления. Между тем, ОГБУЗ «Шелеховская РБ», являясь бюджетной медицинской организацией, не уполномочено собственником имущества на организацию и осуществление капитального ремонта и/или реконструкции объектов капитального строительства, находящихся в ее оперативном управлении, без соблюдения установленного законом порядка (т. 1. лд. 58-60).

Исходя из положений предписания органа пожарного надзора *номер скрыт* от 25.10.2019, ОГБУЗ «Шелеховская РБ» не были исполнены следующие обязательные требования:

1) приведение площади помещения пожарного поста в здании взрослой поликлиники в соответствии со ст. 52 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, п. 13.14.12 Свод правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушение» - не менее 15 кв.м. (п. 1 предписания);

2) обеспечение изоляции выходов в подвальное помещение глухой противопожарной перегородкой 1-го типа от общих лестничных клеток (подвальное помещение, гинекологическое отделение, родительное отделение) в соответствии со ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, п. 5.2.7 Свода правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути при выходе» (п.п. 4, 6, 7 предписания);

3) установка задвижек с электроприводом на обводной линии водомерных устройств для пропуска противопожарного расхода воды, обеспеченной по степени надежности электропитанием I категории, в зданиях взрослой поликлиники и стационара в соответствии со ст.ст. 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, п. 15.1 Свода правил 5.13130.2009, п. 4.2.4 Свода правил 10.13130.2009 с учетом примечания №3, п. 59 Правил противопожарного режима РФ №290 от 25.04.2012 (п.п. 2, 5 предписания).

Факт неисполнения требований предписания надзорного органа в вышеуказанной части стороной ответчика не оспорен.

Поскольку «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" с 01 марта 2021 года утратил силу, требование к ОГБУЗ «Шелеховская РБ» о приведении площади помещения пожарного поста в здании взрослой поликлиники в соответствии с п. 13.14.12 Свод правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушение» - не менее 15 кв.м. прокурором г. Шелехова не заявлено.

В ходе судебного разбирательства ответчик признал требования истца в части возложения на него обязанности по обеспечению изоляции выходов в подвальное помещение глухой противопожарной перегородкой 1-го типа от общих лестничных клеток (подвальное помещение, гинекологическое отделение, родительное отделение), пояснив, что медицинским учреждением производятся работы по устранению данного нарушения, уже произведены расчеты и составлены сметы для реализации монтажа перегородок, обустройства дверных проемов, составлен обмерный план, установлена предварительная стоимость работ и материалов, составлен план-график выполнения работ, ориентировочный срок их окончания – конец 2021 года.

В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, ответчик вправе признать иск; суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Положениями ч. 4.1 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Поскольку признание иска в силу ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ является правом ответчика, последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 Гражданского процессуального кодекса РФ, представителям ответчика ОГБУЗ «Шелеховская РБ» Васильевой С.Г. и Понятовой Е.Н. разъяснены и понятны, признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора г. Шелехова, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в части возложения на ответчика обязанности в срок до 31 декабря 2021 года устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности путем выполнения мероприятий по обеспечению изоляции выходов в подвальное помещение глухой противопожарной перегородки 1-го типа от общих лестничных клеток (подвальное помещение, гинекологическое отделение, родильное отделение).

Разрешая требование истца о возложении на ОГБУЗ «Шелеховская РБ» обязанности установить задвижки с электроприводом на обводной линии водомерных устройств для пропуска противопожарного расхода воды в подвальных помещениях стационара и взрослой поликлиники, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что здание взрослой поликлиники ОГБУЗ «Шелеховская РБ», 1979 года постройки, 4-х-этажное, с подвальным этажом. Здание отнесено ко 2 степени огнестойкости, отопление центральное, освещение электрическое. Помещения здания взрослой поликлиники обеспечены внутренним противопожарным водопроводом, с обводной линией, установленной в подвальном помещении здания детской поликлиники. На обводной линии предусмотрена ручная задвижка для пропуска противопожарного расхода воды.

Здание стационара ОГБУЗ «Шелеховская РБ», 1960 года постройки (год последнего капитального ремонта – 1984 г.), 4-х-этажное, с подвальным этажом. Здание отнесено ко 2 степени огнестойкости, отопление центральное, освещение электрическое. Помещения здания стационара обеспечены внутренним противопожарным водопроводом, с обводной линией, установленной в подвальном помещении. На обводной линии предусмотрена ручная задвижка для пропуска противопожарного расхода воды.

В ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля был допрошен инженер-энергетик административного подразделения ОГБУЗ «Шелеховская РБ» Васильев Н.М., который суду пояснил, что в его должностные обязанности входит проверка и контролирование, поддержание бесперебойного электроснабжения, водоснабжения, своевременное устранение аварийных ситуаций. По мнению свидетеля, задвижки с электроприводом будут работать только в том случае, если здания взрослой поликлиники и стационара будут подключены по первой категории надежности электроснабжения. На сегодняшний день указанные здания подключены по третьей категории надежности электроснабжения. В ОГБУЗ «Шелеховская РБ» имеются переносные дизель-генераторы, которые при необходимости подключаются к аппаратам искусственной вентиляции легких, если требуется бесперебойное электроснабжение. В перспективе ответчиком рассматривается установка резервного источника бесперебойного электропитания в здании стационара, так как в нем находятся реанимационные палаты и блоки интенсивной терапии. Резервное электроснабжение представляет собой две отдельностоящие подстанции или две отдельные кабельные линии на одну подстанцию. В этом случае подстанция будет поделена на две части, будет запитана из разных источников. Проект прошел государственную экспертизу, в данный момент руководством подана заявка в Министерство здравоохранения Иркутской области, и решается вопрос о выделении денежных средств, порядка 2 млн. руб. Тем самым, здание стационара будет отнесено ко второй категории надежности электроснабжения. Реализация проекта планируется в течение года, в зависимости от его одобрения. Оснований для перевода здания взрослой поликлиники на вторую категорию надежности электроснабжения не имеется. На территории больничного городка возведен госпиталь для больных коронавирусной инфекцией, он подключен по второй категории надежности электроснабжения, при этом, отдельно выделенные палаты отнесены к первой и особой категориям. Перевод зданий из одной категории электроснабжения в другую затратный, так как необходимо возводить подстанцию, прокладывать кабели, использовать дорогостоящее оборудование. На сегодняшний день система пожаротушения установлена и функционирует. В случае возникновения пожара в зданиях поликлиники и стационара, все гидранты находятся под давлением. Если будет площадь возгорания слишком большая, и потребуется задействовать все гидранты, то, возможно, не будет хватать давления в системе, потому что водосчетчик уменьшает проходное сечение самой трубы. Для этого на обводной линии ставится задвижка. В зданиях установлены ручные задвижки, они в рабочем состоянии. Специалисты МУП «Водоканал» их периодически проверяют. Следовательно, краны находятся в наполненном состоянии.

В силу ч.1 ст. 86 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» внутренний противопожарный водопровод должен обеспечивать нормативный расход воды для тушения пожаров в зданиях и сооружениях.

В соответствии с ч.1 ст. 82 указанного закона, электроустановки зданий и сооружений должны соответствовать классу пожаровзрывоопасной зоны, в которой они установлены, а также категории и группе горючей смеси. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем противопожарной защиты, установленных в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей, должны предусматриваться автономные резервные источники электроснабжения.

Подпунктом «а» п. 1 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, к зданиям функциональной пожарной опасности группы Ф.1.1 относятся больницы.

Пунктом 3 статьи 4 названного закона нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 3 ст. 4 данного закона в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений указанного Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.

Требования пожарной безопасности в части, касающейся необходимости устройства на обводных линиях объектов защиты водомерных устройств для пропуска противопожарного расхода воды на момент проверки (2018-2019 гг.) регламентировались СП 30.13330.2016 «Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*».

В соответствии с требованиями п. 7.2.8 СП 30.13330.2016, обводную линию для общедомовых счетчиков холодной воды следует устраивать, если:

- имеется один ввод хозяйственно-питьевого или объединенного хозяйственно-противопожарного водопровода в здание или сооружение;

- счетчик воды не рассчитан на пропуск расчетного максимального секундного расхода воды (с учетом расхода на пожаротушение).

Все запорные устройства узлов установки счетчиков должны быть опломбированы в открытом состоянии, а запорное устройство на обводной линии - в закрытом состоянии.

В соответствии с требованиями п. 7.2.9 СП 30.13330.2016, запорное устройство на обводной линии счетчиков воды следует оборудовать электроприводом с пуском от кнопок, установленных у пожарных кранов, или от устройств (систем) противопожарной автоматики. При недостаточном для пожаротушения давлении воды в водопроводной сети здания или сооружения должно обеспечиваться открытие запорного устройства на обводной линии одновременно с пуском противопожарных насосов.

Аналогичные требования к внутреннему противопожарному водоснабжению объекта надзора предъявлялись и ранее СНиП, действующими в период строительства и сдачи в эксплуатацию зданий ОГБУЗ «Шелеховская РБ». Так, согласно п.5.7 СНиП II-30-76 «Внутренний водопровод и канализация зданий», обводная линия у счетчика воды обязательна при наличии одного ввода в здание, а также в случаях, когда счетчик не рассчитан на пропуск воды на внутреннее пожаротушение. Обводная линия должна рассчитываться на пропуск максимального (с учетом противопожарного) расхода воды. На обводной линии должна предусматриваться установка задвижки, запломбированной в обычное время в закрытом положении. Если счетчики не рассчитаны на пропуск максимальных расходов воды при пожаре, на обводной линии должна предусматриваться установка электрозадвижек, открывающихся автоматически одновременно с пуском пожарных насосов, а при достаточном давлении в сети - от кнопок, установленных у пожарных кранов или других автоматических устройств, обеспечивающих пропуск противопожарных расходов воды.

В ходе судебного разбирательства в ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Иркутской области был направлен судебный запрос о предоставлении сведений о том, возлагается ли на ОГБУЗ «Шелеховская РБ» обязанность по установлению задвижек с электроприводом на обводных линиях водомерных устройств для пропуска противопожарного расхода воды, обеспеченных по степени надежности электропитанием I категории в подвальных помещениях стационара и взрослой поликлиники, в соответствии с действовавшими на момент проверки (2018- 2019 гг.) требованиями (нормами, правилами) законодательства о пожарной безопасности.

В ответе на судебный запрос №НВ-447-99 от 06.04.2021 начальник ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Иркутской области Вяткин С.А. сообщил, что для ответа на поставленный судом вопрос требуется проведение фактических испытаний системы внутреннего противопожарного водопровода в зданиях спорного объекта защиты ОГБУЗ «Шелеховская РБ» с целью определения фактического расхода воды при возможном пожаре.

С целью установления юридически-значимых обстоятельств для разрешения настоящего спора, 09 апреля 2021 года заместителем прокурора г. Шелехова Мусаевым А.В. в адрес начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Шелеховскому району ГУ МЧС России по Иркутской области Макарова А.С. было предъявлено требование о выделении специалистов ОНД и ПР по Шелеховскому району с привлечением специалистов ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Иркутской области для проведения испытаний системы внутреннего противопожарного водопровода в зданиях стационара и взрослой поликлиники ОГБУЗ «Шелеховская РБ» (т. 2 л.д. 19, 20).

13 апреля 2021 года заместителем прокурора г. Шелехова Мусаевым А.В. вынесено решение о проведении проверки ОГБУЗ «Шелеховская РБ» на предмет соблюдения законодательства о пожарной безопасности в части соответствия системы внутреннего пожарного водопровода зданий действующим нормам и правилам.

По результатам проведенной проверки в материалы дела представлено заключение специалиста от 15 апреля 2021 года, составленное государственными инспекторами Шелеховского района по пожарному надзору ФИО1, ФИО2, с участием старшего инженера сектора исследовательских и испытательных работ ФГБУ «СЭУ ФПС ИПЛ по Иркутской области№ ФИО4 (свидетельство об аккредитации от *дата скрыта* *номер скрыт*). Испытания системы внутреннего противопожарного водопровода в зданиях больницы проведены при участии представителя прокуратуры г. Шелехова Саганова П.Н., представителей ОГБУЗ «Шелеховская РБ»: начальника хозяйственного отдела Токарева А.И., энергетика Васильева Н.М., юрисконсульта Понятовой Е.Н.

Согласно заключению специалиста от *дата скрыта*, фактический расход воды внутренних пожарных водоводов зданий взрослой поликлиники и стационара ОГБУЗ «Шелеховская РБ» составил 1,86 л/с, что не соответствует действующим требованиям ст. 86 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008, п. 4.1.1, таблицы 3 СП 10.13.130.2009, а также пп. 3.16, 6.10 таблицы 6 СниП II-30-76. В материалы дела представлены протоколы испытаний ВПВ на водоотдачу                           №№ 118/2021, 119/2021 от 14.04.2021.

Вышеуказанное заключение ответчиком, который фактически согласился с его выводами, в установленном законом порядке не оспорено.

Суд принимает во внимание результаты испытания системы внутреннего противопожарного водопровода в зданиях стационара и взрослой поликлиники ОГБУЗ «Шелеховская РБ», как допустимые и достоверные, поскольку они проведены квалифицированными компетентными специалистами в области пожарной безопасности.

Вместе с этим, суд критически относится к представленным стороной ответчика протоколам испытаний внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу от *дата скрыта*, составленным ООО «Агентство ПБ», согласно которым нарушений требований СП 10.13.130.2009 не установлено, поскольку оно противоречит иным представленным в материалы дела доказательствам.

Показания допрошенного в качестве свидетеля начальника хозяйственного отдела ОГБУЗ «Шелеховская РБ» ФИО5 о наличии альтернативного способа увеличения давления во внутреннем пожарном водоводе путем увеличения диаметра обводной трубы и замены счетчика суд отклоняет, как необоснованные, противоречащие требованиям действующего законодательства о противопожарной безопасности. Кроме того, суд исходит из того, что свидетель не имеет специального образования и необходимых познаний в данной области для дачи соответствующего заключения.

Суд также отклоняет возражения стороны ответчика по требованию истца о возложении обязанности установить задвижки с электроприводом на обводной линии водомерных устройств для пропуска противопожарного расхода воды, обеспеченной по степени надежности электропитанием I категории, в подвальных помещениях стационара и взрослой поликлиники ОГБУЗ «Шелеховская РБ», в связи с отсутствием возможности подключения указанных зданий к I категории электроснабжения, так как внешнее электроснабжение потребителя относится к III категории, поскольку они основаны на ошибочном токовании действующих норм права.

Согласно п. 31(6) Постановления Правительства РФ от *дата скрыта* N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в договоре в зависимости от параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса осуществляемой потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключен договор) деятельности, но не могут быть более величин, предусмотренных для третьей категории надежности.

Для первой категории надежности срок восстановления энергоснабжения не может превышать время автоматического восстановления питания, а допустимое число часов отключения в год не может быть более величины, предусмотренной для второй категории надежности.

Для второй категории надежности срок восстановления энергоснабжения определяется временем автоматического восстановления питания либо в случае отсутствия устройств автоматики для ввода резервного источника - временем выполнения оперативным персоналом сетевой организации переключений в электроустановках.

Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В силу пункта 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2002 N 204, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на категории: первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

Согласно пункту 4 СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», электроприемники систем противопожарной защиты (СПЗ) должны относиться к электроприемникам первой категории надежности электроснабжения, за исключением электродвигателей компрессоров, дренажных насосов, насосов подкачки пенообразователя, которые относятся к третьей категории надежности электроснабжения.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста начальник района электрических сетей Филиала ОАО «ИЭСК» «Южные электрические сети» ФИО6 суду пояснил, что здания стационара и взрослой поликлиники ОГБУЗ «Шелеховская РБ» подключены по третьей категории надежности электроснабжения. Данная категория надежности электроснабжения была указана самим потребителем, т.е. больницей, в заявке на осуществление технологического присоединения электроснабжения. Соответственно, сетевая компания предоставила подключение по данной категории. Категории электроснабжения характеризуются и фактически отличаются друг от друга возможным временем отсутствия электроснабжения на конкретном объекте подключения. Первая категория отличительна срабатыванием включения автоматического ввода резерва электропитания за доли секунды. По второй категории - время переключения оперативной бригадой диспетчерского центра около 20 минут. По третьей категории перерыв электроснабжения допускается до 24 часов. Все здания старой застройки ОГБУЗ «Шелеховская РБ» отнесены к третьей категории надежности электроснабжения. Между тем, возведенный в 2020 году на территории больничного городка госпиталь для больных с коронавирусной инфекцией был отнесен ко второй категории. При этом, в здании госпиталя имеются отдельные помещения, в которых электроприемники надежности электроснабжения отнесены к первой категории, а также особой группе (особой сложности), бесперебойная работа которых необходима для предотвращения угрозы жизни людей. Оборудование системы противопожарной защиты электроприемниками по первой категории надежности установлено нормами действующего законодательства. Система противопожарной защиты отнесена к электроприемникам первой категории надежности. Установление задвижки с электроприводом необходимо для поддержания давления в трубах в целях пожаротушения. Внутри данной задвижки установлен обратный клапан и электронасос, который на случай пожара запитан на пожарную систему. При автоматическом открытии задвижки включает противопожарная система, автоматически включается насос, клапаном перекрывается водонапорная часть, и вся вода полностью уходит на пожаротушение. В спорной ситуации оборудование задвижек с электроприводом на обводной линии водомерных устройств для пропуска противопожарного расхода воды, обеспеченной по степени надежности электропитанием I категории, в подвальных помещениях стационара и взрослой поликлиники ОГБУЗ «Шелеховская РБ», технически возможно путем установки стационарного дизель-генераторного устройства, с установкой автоматического пуска.

Как указано в п. п. 31(6) Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, если после завершения технологического присоединения возникла необходимость установки автономных резервных источников питания, то потребитель услуг (потребитель электрической энергии, в интересах которого заключен договор) обязан обеспечить его установку и подключение в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Сетевая организация не несет ответственности за последствия, возникшие вследствие неисполнения потребителем услуг требований настоящего пункта и повлекшие за собой повреждение оборудования, угрозу жизни и здоровью людей, экологической безопасности и (или) безопасности государства, значительный материальный ущерб, необратимые (недопустимые) нарушения непрерывных технологических процессов производства.

Анализируя установленные обстоятельства и представленные доказательства в совокупности, учитывая пояснения допрошенного в ходе судебного разбирательства специалиста (начальника района электрических сетей), сопоставляя их с вышеперечисленными положениями действующего законодательства, суд приходит к обоснованному выводу, что электроприемники системы противопожарной защиты отнесены к электроприемникам первой категории надежности, вне зависимости от того, к какой категории надежности энергопринимающих устройств отнесено здание, в которой они установлены. Об этом также свидетельствует то обстоятельство, что в здании госпиталя для больных коронавирусной инфекции, возведенном в 2020 году на территории больничного городка и отнесенном ко второй категории надежности электроснабжения, имеются отдельные помещения (палаты), в которых электроприемники отнесены к первой категории надежности электроснабжения, а также особой группе (особой сложности), бесперебойная работа которых необходима для предотвращения угрозы жизни людей.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что в подвальных помещениях зданий взрослой поликлиники и стационара ОГБУЗ «Шелеховская РБ» до настоящего времени отсутствует автоматическое открывание задвижек с электроприводом, установленных на обводной линии водомерных устройств для пропуска противопожарного расхода воды.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара. Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности. Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что до настоящего времени указанные нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности ОГБУЗ «Шелеховская РБ» не устранены.

24.12.2019 и 16.07.2020 ответчиком в адрес министерства здравоохранения Иркутской области были направлены письма о рассмотрении вопроса выделения денежных средств на устранение выявленных нарушений, однако до настоящего времени денежные средства не выделены. Между тем, недостаток и отсутствие бюджетных средств не может служить основанием освобождения от обязанности исполнения требований законодательства о пожарной безопасности.

Отсутствие автоматического открывания задвижек с электроприводом, установленных на обводных линиях водомерных устройств для пропуска противопожарного расхода воды, нарушает требования пожарной безопасности и, следовательно, не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности пациентов, персонала и посетителей лечебных учреждений, тем самым создает угрозу жизни, здоровью неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г. Шелехова, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности путем установки задвижек с электроприводом на обводной линии водомерных устройств для пропуска противопожарного расхода воды в подвальных помещениях стационара и взрослой поликлиники ОГБУЗ «Шелеховская РБ» являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

При этом суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, считает возможным, установить срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей - до 31 декабря 2021 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

исковые требования прокурора г. Шелехова, действующего в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить.

Возложить на областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Шелеховская районная больница» обязанность в срок не позднее 31 декабря 2021 года устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности путем выполнения следующих мероприятий:

- установить задвижки с электроприводом на обводной линии водомерных устройств для пропуска противопожарного расхода воды в подвальных помещениях стационара и взрослой поликлиники областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Шелеховская районная больница»;

- обеспечить изоляцию выходов в подвальное помещение глухой противопожарной перегородки 1-го типа от общих лестничных клеток (подвальное помещение, гинекологическое отделение, родильное отделение) в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Шелеховский городской суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения – 22 апреля 2021 г.

Судья:                                                                             К.Э. Петрович

2-24/2021 (2-1286/2020;) ~ М-1328/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Шелехова
Ответчики
ОГБУЗ "Шелеховская районная больница"
Другие
Министерство здравоохранения Ио
ГУ МЧС России по Ио
Суд
Шелеховский городской суд Иркутской области
Судья
Петрович К.Э.
Дело на сайте суда
shelehovsky--irk.sudrf.ru
21.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.09.2020Передача материалов судье
23.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2020Судебное заседание
21.10.2020Судебное заседание
08.12.2020Судебное заседание
16.12.2020Судебное заседание
03.02.2021Судебное заседание
05.03.2021Судебное заседание
24.03.2021Судебное заседание
25.03.2021Судебное заседание
30.03.2021Судебное заседание
08.04.2021Судебное заседание
15.04.2021Судебное заседание
22.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2021Дело оформлено
04.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее