УИД 78RS0006-01-2022-008831-49 Дело № 2-1130/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Санкт-Петербург 20 февраля 2023 года
Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе судьи Пушкиной М.Б., при секретаре Аббасовой П.Ф.,
с участием прокурора Ивановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власова Владимира Владимировича к Плевако Александру Юрьевичу о взыскании компенсации морального вреда
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчику с требованием о взыскании компенсации морального вреда в размере 60 000руб., причиненного при обстоятельствах, изложенных в приговоре Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 09.08.2022г. № 1-297/2022. Власов В.В. настаивал, что при совершении преступления ответчик причинил ему физическую боль, нравственные страдания, унизил его честь и достоинство, как гражданина и как сотрудника правоохранительных органов, он испытал чувства унижения и несправедливости, оскорбительного дискомфортного состояния, нравственные переживания, при этом Плевако А.Ю. осознавал, что перед ним представитель власти при исполнении должностных обязанностей; по мнению истца, действия Плевако А.Ю. также подрывают авторитет и деловую репутацию представителей власти.
Истец просил рассматривать дело в его отсутствии.
Ответчик извещался о дате судебного заседания по месту регистрации, от получения заказной судебной корреспонденции уклонился, в суд не явился, ходатайств, объяснений, возражений от него не поступало. Суд полагает поведение ответчика реализацией его прав на получение корреспонденции и на участие в судебном процессе, с учетом положений ст. 165.1 ГК РФ, ст.ст. 113,117,167 ГПК РФ полагает его извещение надлежащим, рассматривает дело в его отсутствии.
Третье лицо, СПб Витебский ЛО МВД России на транспорте, исковые требования поддержало, представитель в суд не явился.
Суд, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования подлежащими частичному удовлетворению, приходит к следующему.
Согласно приговору Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 09.08.2022г. № 1-297/2022 Плевако А.Ю. совершил применение насилия, не опасного для жизни или здоровья в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, а именно: полицейский 1 отделения отдельного взвода ППС полиции Санкт-Петербург-Витебского ЛО МВД России на транспорте старший сержант полиции Власов В.В., находясь при исполнении своих служебных обязанностей, будучи одет в форменное обмундирование, 12.06.2022г. около 08-30 нес службу на территории Витебского вокзала, примерно в 23-00 выявил Плевако А.Ю., который находился в состоянии алкогольного опьянения, потребовал представить документ и последовать в помещение дежурной части, Плевако А.Ю., осознавая, что перед ним представитель власти, исполняющий свои обязанности, умышлено, с целью применения насилия, нанес кулаком правой руки удар в область челюсти Власова В.В., причинив физическую боль и нравственные страдания. В результате удара телесные повреждения отсутствовали. Уголовное дело рассмотрено в особом порядке судебного разбирательства.
Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье гражданина являются нематериальными благами, которые принадлежат ему от рождения и неотчуждаемы.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Статьей 1100 ГК РФ установлено, что в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2 ст. 1101 ГК РФ).
В ходе рассмотрения уголовного дела установлены обстоятельства совершения преступления, вина ответчика в совершении преступления, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 318 УК РФ. Плевако А.Ю. назначено наказание в виде штрафа в размере 7000руб.. Приговор вступил в законную силу 20.08.2022г..
Из п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", следует, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, то факт причинения ему морального вреда предполагается.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022г. № 23: права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации).
Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 ГК РФ).
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности).
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда.
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с повреждением здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования и другие негативные эмоции).
Факт причинения морального вреда потерпевшему от преступления не нуждается в доказывании, если судом на основе исследования фактических обстоятельств дела установлено, что это преступление нарушает личные неимущественные права потерпевшего либо посягает на принадлежащие ему нематериальные блага.
Наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и моральным вредом (страданиями как последствиями нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага) означает, что противоправное поведение причинителя вреда повлекло наступление негативных последствий в виде физических или нравственных страданий потерпевшего.
Суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред; характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда, а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда; последствия причинения потерпевшему страданий.
При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (п. 2 ст. 1101 ГК РФ).
В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту.
Истец настаивал, что ответчиком причинена физическая боль (один удар в область челюсти), от его действий (также - оскорбления в грубой нецензурной форме) он испытал чувства унижения, обиды, несправедливости, дискомфорт, нравственные переживания. При этом истец находился в общественном месте, при исполнении должностных обязанностей, предъявлял законные требования, был в форменной одежде, совершенное видели пассажиры вокзала, поступок ответчика подрывал авторитет и деловую репутацию сотрудника полиции. Ответчик не оспорил, что при совершении преступления он использовал грубую нецензурную брань.
Установленные судом обстоятельства противоправных, умышленных, унижающих и оскорбительных действий ответчика в отношении истца, являются основанием для удовлетворения иска, однако суд полагает заявленную к взысканию сумму компенсации завышенной, с учетом отсутствия телесных повреждений у истца, отсутствия негативных последствий (доказательств иного не представлено), особого порядка рассмотрения уголовного дела при полном признании подсудимым своей вины в совершении преступления, его раскаяния, принесения извинений потерпевшему.
Сумму компенсации при изложенных обстоятельствах, отсутствии возражений со стороны ответчика, сведениях о его доходах (из приговора суда), суд оценивает в 50 000руб..
Согласно ст. 103 ГПК РФ при удовлетворении иска с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Плевако Александра Юрьевича в пользу Власова Владимира Владимировича (№) компенсацию морального вреда в размере 50 000руб..
В остальной части иска – отказать.
Взыскать с Плевако Александра Юрьевича госпошлину в доход государства – 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский Городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Кировский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья М.Б. Пушкина