Дело № 2 -5752/23
16RS0050-01-2023-007132-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2023 года г.Казань
Приволжский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Гараевой А.Р.,
при секретаре судебного заседания Муратовой Д.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «УютСервис Групп» к Сабировой Ф.М., Сергеевой А.Т. об устранении препятствия пользования общедомовым имуществом,
УСТАНОВИЛ:
ООО «УютСервис Групп» обратилось в суд с иском к ответчикам об устранении препятствия пользования общедомовым имуществом. В обоснование иска указано, что ООО «УютСервис Групп» осуществляет управление домом <адрес> являются Сабирова Ф.М., Сергеева А.Т. Согласно акту от 10.02.2023 года санузел на 2 этаже напротив квартиры № закрыт, доступ отсутствует, ключи у жителей квартиры № и №. Собственниками квартир № и № были произведены действия, ограничивающие доступ в санузел, в частности закрыли санузел на ключ. На основании изложенного, истец просит обязать ответчиков предоставить доступ собственникам МКД <адрес> путем демонтажа запирающего устройства на двери санузла напротив <адрес>, взыскать сумму уплаченной государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Представитель истца Абаимова А.В., действующая на основании доверенности, иск поддержала, просит удовлетворить.
Ответчики Сабирова Ф.М., Сергеева А.Т. в судебное заседание не явились, извещены, конверты возращены с отметкой об истечении срока хранения.
Представитель ответчика Машанина Ж.А., действующая на основании доверенности, с иском не согласна, пояснила, что истец заявил требование на основании жалобы соседки, с которой у сторон конфликтные взаимоотношения каждый раз. Никаких препятствий нет, никто замки не устанавливал, другие соседи не жалуются.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
В силу ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
На основании ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в этом доме.
Из системного толкования ст. 289, п.1 ст.290 ГГК РФ, ст. 36 ЖК РФ следует, что собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома, к которому относятся общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, в том числе межквартирные лестничные площадки, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.
Согласно подпункту «а» пункта 2 названных Правил в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
На основании пункта 6 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25 пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности, сохранность имущества физических или юридических лиц, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; доступность пользования помещениями общего пользования; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
При этом в силу пункта 42 Правил управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Таким образом, приведенные нормы права в их взаимной связи предусматривают право управляющих организаций получить доступ к общему имуществу для выполнения задач, определенных пунктом 10 и 11 Правил, а соответствующие собственники и пользователи жилых помещений в многоквартирном доме обязаны не создавать препятствий управляющим организациям для выполнения этих задач.
Судом установлено, что ООО «УютСервис» осуществляет управление домом <адрес>.
Согласно выписке ЕГРН Сабирова Ф.М., Сергеева А.Т. являются собственниками <адрес>.
Из представленных суду материалов дела следует, что 02.06.2023 г. ООО «УютСервис Групп» направило предупреждение в адрес Сабировой Ф.М. о приведении места общего пользования в первоначальное состояние, а именно произвести демонтаж запирающего устройства (замок) в местах МОП, однако на данное требование Сабирова Ф.М. не отреагировала.
17.07.2023 г. ООО «УютСервис Групп» повторно осуществлен выход по адресу: <адрес>, однако подсобное помещение (санузел) закрыт на замок.
В настоящее время собственниками <адрес> Сабировой Ф.М., Сергеевой А.Т. доступ в санузел не обеспечен.
Заявляя требование, истец указывает, что ответчиками чинятся препятствия в пользовании общим имуществом - санузлом на 2 этаже напротив квартиры №, данные действия ответчика нарушают права других собственников жилых помещений.
В ходу рассмотрения дела установлено, что вышеуказанный дом ранее имел статус общежития, согласно объемно-планировочного решения имеет коммунальные квартиры, соответственно, вид жилого помещения – комнаты в коммунальной квартире. Комнаты предназначены для использования в качестве места непосредственного проживания граждан, при этом в коммунальной квартире имеются вспомогательные помещения, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении.
Представитель ответчика, возражая против удовлетворения требований, указала, что в квартире имеется сложившийся порядок пользования санузлами. Представлено письмо, в котором жильцы по вышеуказанному дому, соседи по квартирам № указали, что доступ к общему санузлу и кухне есть у всех жителей 2-го этажа, никто не препятствовал и не препятствует.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Как разъяснено в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу ст. 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод (статья 46). Этому полностью корреспондируют положения пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации которыми предусмотрено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависят от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество.
Лицо, обращающееся с требованием, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Вместе с тем избранный заявителем способ защиты должен не только быть предусмотрен законом, но и соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
Следовательно, истец, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должен указать, какие его права и каким образом нарушены ответчиком, а также самостоятельно избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права.
При обращении в суд с требованиями к ответчикам об обязании предоставить доступ собственникам квартир МКД <адрес> путем устранении препятствий в пользовании общим имуществом многоквартирного жилого путем демонтажа запирающего устройства на двери санузла, истец обосновывает свои требования положениями статей 36 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации указывая на то, что санузел в силу прямого указания закона относится к общему имуществу собственников многоквартирного дома.
Однако управляющая компания выполняет только работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, обеспечивает готовность инженерных систем, в пользовании и распоряжении санузел непосредственно у них не находится.
Из представленного представителем истца фото об объявлении для жильцов о необходимости проведения обследования по вопросу доступа к местам общего пользования, не усматривается факт, что оно было надлежащим образом установлено для общего обзора жильцов дома.
Кроме того, в составленном акте от 07.10.2023 года указано, что Тихонов С.Д. провел осмотр, и имеется запись, что доступ к санузлам у Джураева № имеется, иных записей нет.
Разрешая спор, суд приходит в выводу, что наличие замка в санузле, как способ защиты в целях гигиены соответствует интересам собственников помещений в многоквартирном, о чем свидетельствует количество проголосовавших в представленном письме, поскольку наличие закрытого помещения препятствует бесконтрольному проходу, пользованию санузлом посторонних, а также сохранению целостности помещения.
В ходе рассмотрения дела из совокупности собранных по делу доказательств судом не установлено, что именно Сабирова Ф.М. и Сергеева А.Т. препятствуют в пользовании санузлом и лично установили замок.
Обязанность собственников нежилого помещения предоставить исполнителю коммунальных услуг круглосуточный и беспрепятственный доступ в принадлежащее собственникам помещение или через него, действующим законодательством не предусмотрено.
Поскольку в силу закона собственники вправе осуществлять владение и пользование принадлежащим им помещением по собственному усмотрению, при этом какие-либо права истца, как управляющей компании со стороны ответчиков не нарушены, суд не усмотрел правовых оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить беспрепятственный (круглосуточный доступ) в пользовании санузлом.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что в результате действий ответчиков управляющая компания лишена возможности оказывать услуги по управлению многоквартирным жилым домом и содержать общедомовое имущество в соответствии с требованиями закона, при рассмотрении спора со стороны истца представлено не было.
Таким образом, суд полагает, что требование заявлено безосновательно и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░