Дело № 2-1483/2023 (2-7910/2022;) УИД 53RS0022-01-2022-011673-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2023 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Пчелкиной Т.Л.,
при секретаре Морозовой В.А.,
с участием истца Тимофеевой Т.В., представителя ответчика Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Новгородской области – Строгановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тимофеевой ФИО8 к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Новгородской области о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии незаконным, возложении обязанности по включению периодов работы в стаж,
установил:
Тимофеева Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области о признании решения № № от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в установлении пенсии незаконным, обязании включить в специальный трудовой стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры лечебной физкультуры и массажа в Специализированном комплексе ясли-сад-школа «Тополек» для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры лечебной физкультуры и массажа в Специализированном комплексе ясли-сад-школа «Тополек» для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры по массажу в ГУЗ «Областная детская клиническая больница»; с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры по массажу в ГУЗ «Областная детская клиническая больница»; обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Отделение с заявлением о назначении пенсии, на которое ДД.ММ.ГГГГ был получен отказ, в специальный стаж не включены указанные периоды работы. С выводами Отделения истец не согласна, указала, что работала в специализированном лечебном учреждении для детей-инвалидов на должности медицинской сестры по ЛФК и массажу.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (протокольная форма) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ГОБУЗ "Областная детская клиническая больница", ГОБОУ "Центр инклюзивного образования".
Постановлением Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 декабря 2022 года № 365п ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новгородской области (далее – Отделение).
Истец Тимофеева Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по мотивам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Отделения – Строганова А.В. в судебном заседании исковые требования не признала, считала их не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, ГОБУЗ "Областная детская клиническая больница", ГОБОУ "Центр инклюзивного образования", в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Закона N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в пункте 20 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Закон № 173-ФЗ), действовавшего до 1 января 2015 года.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона N 400-ФЗ).
Частью 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из приведенных положений Закона следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе, в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее – Постановление N 665).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Список, утвержденный постановлением Правительства N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 21 декабря 2001 года включительно (далее - Список, утвержденный постановлением Правительства N 1066);
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев 4 и 5 пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список, утвержденный постановлением Совета Министров N 464);
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1991 года (далее – Перечень учреждений).
Вышеперечисленные Списки содержат перечень должностей, структурных подразделений и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с утвержденными Постановлением N 665 Списками для зачета стажа в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, необходимо, чтобы работа одновременно протекала в должностях, поименованных разделом "Наименование должностей" Списка и в учреждениях, поименованных разделом "Наименование учреждений".
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Тимофеева Т.В. обратилась в Отделение с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением Отделения № № от ДД.ММ.ГГГГ Тимофеевой Т.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. По мнению ответчика, специальный трудовой стаж истца составляет 15 лет 11 мес. 10 дней.
В специальный трудовой стаж Тимофеевой Т.В. не были включены как не предусмотренные Списками, следующие периоды ее работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры лечебной физкультуры и массажа в муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении школа-сад № № «Тополек» для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП г. Новгорода (с ДД.ММ.ГГГГ – МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-детский сад «Тополек» VI вида»; с ДД.ММ.ГГГГ - МОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад VI вида»; с ДД.ММ.ГГГГ - муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад «Тополек» VI вида») (далее - Специальная (коррекционная) школа-детский сад);
- с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры лечебной физкультуры и массажа в Специальной (коррекционной) школе-детский сад;
- с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры по массажу в ГУЗ «Областная детская клиническая больница»;
- с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры по массажу в ГУЗ «Областная детская клиническая больница».
Из материалов дела также следует, что Тимофеева Т.В. действительно работала в должности старшей медицинской сестры ЛФК и массажа в Специальной (коррекционной) школе-детский сад - с ДД.ММ.ГГГГ.
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа-сад № № «Тополек» для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП г. Новгорода создано на основании Приказа Комитета по образованию № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из устава специального (коррекционного) образовательного учреждения школа-сад № № «Тополек» для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП г. Новгорода следует, что Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с законом РФ «Об образовании», целью деятельности учреждения является осуществление учебно-воспитательного процесса коррекционного характера в рамках дошкольного, начального общего и дополнительного образования, направленного на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее реабилитации и социальной адаптации. Предметом деятельности учреждения является: корректирующее обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, осуществление учебно-образовательного процесса, восстановление функций опорно-двигательного аппарата, коррекция недостатков их психического развития в процессе присмотра и ухода и др.
Из Устава МОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад VI вида», утвержденного в 2001 году, следует, что предметом деятельности учреждения является обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, восстановление, формирование и развитие двигательных функций, коррекция недостатков психического и речевого развития. Целью учреждения является: создание адекватных условий для обучения, воспитания, лечения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задачей Учреждения является осуществление образовательного процесса.
Из Устава муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад «Тополек» VI вида», утвержденного в 2002 году, следует, что предметом деятельности учреждения является обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, восстановление, формирование и развитие двигательных функций, коррекция недостатков психического и речевого развития. Целью учреждения является: создание адекватных условий для обучения, воспитания, лечения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задачей Учреждения является осуществление образовательного процесса.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что учреждение - Специальная (коррекционная) школа-детский сад не входит в Перечень учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", действовавшим до 1 октября 1993 года, в нем, в разделе II "Врачи и другие медицинские работники" и в пункте 1, данного раздела "Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения" в наименовании учреждений и организаций предусмотрены "Детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады", "Санатории и курортные лечебницы всех наименований, санаторно-курортные эвакоприемники, эвакопункты и эвакобазы", в наименовании должностей - "медицинские сестры - все независимо от наименования должности".
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года Списку, утвержденному постановлением Совета Министров N 464, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2).
В Списке, утвержденном постановлением Совета Министров N 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
С 1 ноября 1999 года был введен в действие новый Список, утвержденный постановлением Правительства N 1066, которым к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены медицинские учреждения, санатории (курорты) (в том числе детские) (пункт 21 Списка, раздел "Наименование учреждений"), к должностям - должность медицинской сестры.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и пунктом 21 раздела "Наименования учреждений" Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что с 1 ноября 1999 года только медицинским работникам, работающим в медицинских учреждений и санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, с 1 ноября 1999 года изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников медицинских учреждений, которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу медицинских сестер в в медицинских учреждений и санаториях (курортах) только определенного профиля.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
В названном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что вносимые законодателем изменения не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. У таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Судом также учитывается, что согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 7 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 части 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Согласно пунктам 5,6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке); лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень); периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи); в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций; в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии; в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений; в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Доводы истца о том, что она выполняла обязанности медицинской сестры по массажу, которые соответствуют обязанностям медицинской сестры по массажу в медицинском учреждении, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию, судом не принимаются в связи с тем, что суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативно-правовых актах (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2017 года N 47-КГ17-17).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (в частности, определение от 22.11.2012 № 2181-О), само по себе изменение оценки профессиональной деятельности медицинских сестер, старших медицинских сестер в организациях, не относящихся к учреждениям здравоохранения (детских домах, детских садах), применительно к льготному пенсионному обеспечению, притом, что за ними сохранено право на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в такой стаж, не может расцениваться как произвольное и нарушающее право на пенсионное обеспечение.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20.10.2005 № 392-О).
Отнесение названными выше Списками и Правилами определенного вида профессиональной деятельности к лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения осуществляется на основе объективной оценки характера труда по той или иной должности и его условий, вида и профиля соответствующего учреждения. Следовательно, не включение вида учреждения в списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, означает, что периоды трудовой деятельности в таком учреждении даже в должности, предусмотренной соответствующими списками, не засчитываются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений как детские ясли, детские сады, школы - сад в указанных Списках, действовавших в спорный период, не предусмотрены. В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и школы не включены, а выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение, поскольку в действующей системе пенсионного обеспечения право на досрочное назначение пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Поскольку Тимофеева Т.В. в спорные периоды работала медсестрой в образовательном учреждении - Специальной (коррекционной) школе - детский сад, которое не относится к учреждениям здравоохранения и не поименовано в соответствующих разделах вышеуказанных Списков, то у суда имеются основания для отказа в удовлетворении требований о включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры лечебной физкультуры и массажа в Специализированном комплексе ясли-сад-школа «Тополек» для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры лечебной физкультуры и массажа в Специализированном комплексе ясли-сад-школа «Тополек» для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что Тимофеева Т.В. работала в качестве медсестры, то есть осуществляла медицинскую деятельность.
Кроме того, суд отмечает, что согласно выписке из лицевого счета, индивидуальные сведения работодателем в отношении спорного периода времени представлены без кода льготной профессии. Доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, которые бы в своей совокупности опровергали достоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в материалы дела не представлено.
Наличие у Специальной (коррекционной) школы - детского сада отдельных функций по организации медицинских услуг и работа истца в должности медицинской сестры, предусмотренной Списком, не дают оснований полагать, что указанные учреждения относятся к учреждениям здравоохранения, поскольку они осуществляют лишь отдельные виды медицинской деятельности, тогда как такая деятельность не является их основной (уставной) деятельностью.
Разрешая спор о включении в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры по массажу в ГУЗ «Областная детская клиническая больница»; с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры по массажу в ГУЗ «Областная детская клиническая больница» суд исходит из следующего.
В силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающихся в этих учреждениях, работодатель представляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
На основании приказа N № от ДД.ММ.ГГГГ Тимофеева Т.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ года была направлена на сертификационный цикл усовершенствования медицинских сестер по программе «Медицинский массаж».
На основании приказа N № от ДД.ММ.ГГГГ Тимофеева Т.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ была направлена на повышение квалификации по программе «Медицинский массаж».
Таким образом, в указанные периоды истец была направлена на курсы повышения квалификации по приказу работодателя, за ней сохранялось рабочее место, выплачивалась средняя заработная плата, повышение квалификации является необходимым условием для осуществления лечебной деятельности.
Кроме того, из материалов дела следует, что соответствующие период работы истца до направления ее на курсы повышения квалификации и после окончания периода нахождения на курсах повышения квалификации включены ответчиком в ее специальный стаж в календарном исчислении.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о включении периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации в специальный стаж в календарном исчислении.
На момент обращения к ответчику необходимого специального страхового стажа у истца не имелось, право на назначение досрочной пенсии на льготных условиях в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ у истца не возникло, не возникло оно и после включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации,
В связи с указанным, требования истца об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Тимофеевой ФИО9 к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Новгородской области о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии незаконным, возложении обязанности по включению периодов работы в стаж – удовлетворить частично.
Включить в страховой стаж Тимофеевой ФИО10 (СНИЛС <адрес>), дающий право на досрочное назначение стразовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры по массажу в ГУЗ «Областная детская клиническая больница»;
- с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры по массажу в ГУЗ «Областная детская клиническая больница».
В удовлетворении остальной части исковых требований Тимофеевой ФИО11 - отказать.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Председательствующий Т.Л. Пчелкина
Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2023 года