Дело № 2-181/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 мая 2024 года с. Пономаревка
Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Щепиной О.В.
при секретаре Юрковой Т.С.
с участием:
истца – старшего помощника прокурора Пономаревского района Оренбургской области Дмитриевой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пономаревского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Пономаревский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, возложении обязанности устранить нарушения
установил:
Прокурор Пономаревского района Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации МО Пономаревский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области.
В обосновании иска указал, что прокуратурой Пономаревского района проведена проверка исполнения администрацией МО Пономаревский сельсовет законодательства о муниципальной собственности, в сфере благоустройства, в ходе которой установлено что на территории с. Пономаревка на земельном участке с кадастровым номером ..., расположенном на ул. Советской находится памятник В.И. Ленину, водруженный на постамент, прочно связанный с данным земельным участком, указанный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование администрации МО Пономаревский сельсовет.
Памятник В.И. Ленину, является элементом благоустройства, однако на баланс МО Пономаревский сельсовет не принят, на кадастровый учет не поставлен, соответственно содержание элемента благоустройства должным образом не обеспечено.
Просит суд:
признать незаконным бездействие администрации МО Пономаревский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, выразившееся непринятии мер по обращению в Управление Росреестра по Оренбургской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи в отношении объекта памятника В.И. Ленину, расположенного в с. Пономаревка Пономаревского района на земельном участке с кадастровым номером ...;
обязать администрацию МО Пономаревский сельсовет Пономаревского района в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Росреестра по Оренбургской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи отношении объекта памятника В.И. Ленину, расположенного в с. Пономаревка Пономаревского района на земельном участке с кадастровым номером ...
В судебном заседании старший помощник прокурора Пономаревского района Дмитриева Е.М. исковые требования поддержала, по изложенным в иске основаниям.
В судебное заседание представитель ответчика администрации МО Пономаревский район Оренбургской области не явился, извещен надлежащим образом, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в возражениях на исковое заявление указал, что согласно ответа Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области от 02 мая 2024 года № 55-1-1618, памятник В.И. Ленину включен в перечень выявленных объектов культурного наследия Оренбургской области, в связи с чем в течение года будет проведена экспертиза данного объекта, которая определит значения статуса памятника. Памятник В.И. Ленину является объектом культурного наследия и не может рассматриваться как бесхозяйный, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований просит отказать.
Заслушав старшего помощника прокурора Пономаревского района Дмитриеву Е.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов прав неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на доступ к культурным ценностям и обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» к объектам культурного наследия народов РФ относятся объекты недвижимого имущества и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии со статьей 6 названного Федерального закона, под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти РФ и органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с указанным Федеральным законом.
Статьей 33 того же Федерального закона предусмотрено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу пункта 3 статьи 48 указанного Федерального закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
В соответствии с положениями указанной статьи собственник объекта культурного наследия принимает на себя охранное обязательство в отношении объектов наследия регионального значения, которое оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 15, части 1 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.
На основании пункта 13 части 1 статьи 14, пункта 9 части 2 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения. При этом в собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), независимо от категории их историко-культурного значения.
На основании пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Из материалов дела следует, что распоряжением администрации МО Пономаревский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области № 25-р от 19 декабря 2022 года «О принятии в постоянное (бессрочное) пользование и постановке на баланс администрации муниципального образования Пономаревский сельсовет объектов недвижимого имущества», земельный участок с кадастровым номером ..., площадью ... кв. м., расположенный по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, Пономаревский сельсовет, с. Пономаревка, принят в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно информации Инспекции Государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области от 02 мая 2024 года № 55-1-1618, в перечень выявленных объектов культурного наследия Оренбургской области включен объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в качестве памятника с наименованием «Памятник В.И. Ленина. Фигура во весь рост, установленная на постаменте. Расположен на центральной площади с. Пономаревка по ул. Советской», расположенного по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, с. Пономаревка, ул. Советская, центральная площадь (приказ от 02 мая 2024 года № 01-08-177). Собственники и (или) иные законные владельцы выявленного объекта культурного наследия обязаны соблюдать установленные ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» требования к его содержанию и использованию.
На основании выписки из ЕГРН от 02 мая 2024 года судом установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости – объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в качестве памятника с наименованием «Памятник В.И. Ленина. Фигура во весь рост, установленная на постаменте. Расположен на центральной площади с. Пономаревка по ул. Советской», расположенного по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, с. Пономаревка, ул. Советская, центральная площадь, на земельном участке с кадастровым номером ..., в том числе указанное имущество не состоит в реестре муниципальной собственности района.
Муниципальные программы, в рамках которых предусмотрено исполнение органами местного самоуправления полномочий по государственной охране объектов культурного наследия, не разрабатывались, денежные средства из местного бюджета на реализацию проектов и муниципальных программ не выделялись.
Признание объекта культурного наследия бесхозяйным создаст в дальнейшем возможность оформления права муниципальной собственности на объект и включения в местный бюджет расходов на реализацию мероприятий по государственной охране объекта культурного наследия.
Администрацией сельсовета не исполнена обязанность по обращению в суд с требованием о постановке указанного объекта культурного наследия на учет в качестве бесхозяйного, а в дальнейшем по оформлению права собственности.
Прокуратурой района 18 января 2024 года главе сельсовета внесено представление, которое рассмотрено, однако, нарушения не устранены.
Поскольку выявленные нарушения законодательства свидетельствуют о возникновении угрозы сохранности объектов культурного наследия и нарушении прав неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям, исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Пономаревского района Оренбургской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Пономаревский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, выразившееся непринятии мер по обращению в Управление Росреестра по Оренбургской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи в отношении объекта - памятника В.И. Ленину, расположенного в с. Пономаревка Пономаревского района Оренбургской области на земельном участке с кадастровым номером ....
Обязать администрацию муниципального образования Пономаревский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Росреестра по Оренбургской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи в отношении объекта - памятника В.И. Ленину, расположенного в с. Пономаревка Пономаревского района Оренбургской области на земельном участке с кадастровым номером ...
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Пономаревский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья О.В. Щепина
Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2024 года.
Судья О.В. Щепина