Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2355/2022 ~ М-1550/2022 от 31.03.2022

Дело №2-2355/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2022г. г.Шахты

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе: судьи Семцива И.В., при секретаре Рыбниковой Ю.О., с участием прокурора ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Шахты в интересах ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 несовершеннолетних: ФИО2 к Администрации города Шахты, 3-м лицам: МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты, МКУ г.Шахты «Шахтыстройзаказчик» об обязании выделения денежных средств на обеспечение земельного участка, предоставленного многодетной семье инженерными коммуникациями; обязании обеспечить земельный участок инженерными коммуникациям,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Шахты, уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования обратился в суд с иском к Администрации, 3-и лица МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты, МКУ г.Шахты «Шахтыстройзаказчик», ссылаясь на следующее.

Прокурором города Шахты проведена проверка исполнения законодательства по обеспечению многодетных семей земельными участками.

В ходе проверки было установлено, что в соответствии с постановлением администрации города Шахты от 25.03.2013 №4777 «О бесплатном предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: г.Шахты, ул.Радости, д.3» ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 несовершеннолетних: ФИО2 в собственность однократно, бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером 61:59:0010516:96, общей площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: Ростовская область, г.Шахты, ул.Радости, д.3, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.

Согласно сведениям, представленным администрацией города, а также в ходе визуального осмотра участка установлено, что инженерные коммуникации, а именно: централизованные сети водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения по ул. 1-й Конной Армии, в районе расположения земельного участка с кадастровым номером: 61:59:0010516:96, расположенный по адресу: Ростовская область, г.Шахты, ул.Радости, д.3, отсутствуют.

Просит обязать Администрацию города Шахты Ростовской области в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерными коммуникациями, а именно сетями водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения земельный участок с кадастровым номером 61:59:0010516:96, общей площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: Ростовская область, г.Шахты, ул.Радости, д.3

В судебное заседание явился прокурор – помощник прокурора г.Шахты ФИО9, исковые требования поддержал, в обоснование своей позиции привел вышеизложенные доводы.

Истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика – Администрации г.Шахты в судебное заседание явился, просил отказать в иске в полном объеме.

Представитель 3-го лица МКУ «ДГХ» г.Шахты в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований.

В судебное заседание представитель МКУ г.Шахты «Шахтыстройзаказчик» не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав прокурора, изучив письменные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В соответствии с ч. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно ч. 1 ст. 8.2 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» в целях индивидуального жилищного строительства право на однократное бесплатное приобретение в собственность находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов строительства имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области в течение не менее чем 5 лет, предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность, состоящие по месту их жительства на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющие основания для постановки на данный учет без признания их малоимущими, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающие с ними. Если указанные граждане являются опекунами или попечителями детей, то они имеют право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков при условии воспитания этих детей не менее 3 лет.

Частью 1 ст. 8.3 Закона № 19-ЗС находящиеся в муниципальной собственности земельные участки, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются указанным в пунктах 1 и 2 статьи 8.2 настоящего Областного закона гражданам, состоящим на учете в целях бесплатного предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Областным законом.

Согласно ч. 6 ст. 2 Жилищного Кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан и осуществляют контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно п. 4, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, помимо прочего, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ч. 6.2 ст. 8.3 Закона № 19-ЗС уполномоченный орган городского округа не позднее чем через шесть месяцев после получения согласия гражданина на получение в собственность земельного участка в указанном в пункте 6.1 настоящей статьи месте осуществляет проведение следующих работ по формированию земельного участка:

1)    выполняет в отношении земельного участка в соответствии с
требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для
осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществляет мероприятия, необходимые для государственного кадастрового учета такого земельного участка;

2)    определяет вид разрешенного использования земельного участка;

3)    определяет технические условия подключения (технологического
присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно- технического обеспечения, за исключением случаев предоставления земельных участков для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ).

В силу части 1 статьи 6 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5); согласование инвестиционных программ (п. 6); иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п. 10).

В силу приведенных норм права органы местного самоуправления обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в частности, организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.

Судом установлено, что в соответствии с постановлением администрации города Шахты от 25.03.2013 №4777 «О бесплатном предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: г.Шахты, ул.Радости, д.3» ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 несовершеннолетних: ФИО2 в собственность однократно, бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером 61:59:0010516:96, общей площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: Ростовская область, г.Шахты, ул.Радости, д.3, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.

Инженерные коммуникации, а именно: централизованные сети водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения по ул.Радости, в районе расположения земельного участка с кадастровым номером: 61:59:0010516:96, общей площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: Ростовская область, г.Шахты, ул.Радости, д.3, отсутствуют.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

В силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Указом Президента РФ от 07.05.2012 №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрено до июля 2012 года Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Таким образом, льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования перечня земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно, включение земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в Перечень осуществляется при условии их обеспечения инженерной инфраструктурой применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Из этого исходит Министерство регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 № 372, утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говоря о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что отсутствие коммунальной инфраструктуры земельного участка, предоставленного многодетной семье, нарушает конституционные права и законные интересы многодетной семьи, а также свидетельствует о непринятии органом местного самоуправления мер, направленных на государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства.

С учетом времени, необходимого для исполнения решения суда, неопределенности в дате вступления его в законную силу, суд считает необходимым установить сроки для его исполнения не в виде конкретных дат, указанных прокурором, а в виде временного периода, привязав их к дате вступления решения в законную силу, а именно: установить Администрации г. Шахты срок для выделения денежных средств в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Иск Прокурора города Шахты – удовлетворить в полном объеме.

Обязать Администрацию города Шахты Ростовской области (ОГРН 1026102773751, ИНН/КПП 6155027630/615501001) в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерными коммуникациями, а именно сетями водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения земельный участок с кадастровым номером 61:59:0010516:96, расположенный по адресу: Ростовская область, г.Шахты, ул. Радости, д.3.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                            И.В.Семцив

2-2355/2022 ~ М-1550/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Егорова Наталья Владимировна
Егоров Алексей Сергеевич
Егоров Максим Алексеевич
Информация скрыта
Егоров Георгий Алексеевич
Прокурор г. Шахты
Ответчики
Администрация г. Шахты
Другие
МКУ г. Шахты "Шахтыстройзаказчик"
МКУ"ДГХ" г. Шахты
Суд
Шахтинский городской суд Ростовской области
Судья
Семцив Игорь Васильевич
Дело на странице суда
shahtinsky--ros.sudrf.ru
31.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2022Передача материалов судье
31.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2022Подготовка дела (собеседование)
20.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2022Судебное заседание
22.06.2022Судебное заседание
22.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2022Дело оформлено
25.08.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее