Дело № 2-87/2020
УИД 02RS0008-01-2020-000067-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кокса 17 февраля 2020 года
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шатиной С.Н.,
при секретаре Морозовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Усть-Коксинский район», МБОУ «Верх-Уймонская СОШ» об устранении нарушения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, приняв меры по оснащению приборами учета тепловой энергии зданий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Коксинского района Республики Алтай (с последующим уточнением иска в порядке ст. 39 ГПК РФ) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>», МБОУ «Верх-Уймонская СОШ» об устранении нарушения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, приняв меры по оснащению приборами учета тепловой энергии здания МБОУ «Верх-Уймонская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, в ходе которой установлено, что администрация МО «Усть-Коксинский район» осуществляет полномочия собственника в отношении имущества МБОУ «Верх-Уймонская СОШ». В нарушение требований об организации учета используемых тепловых энергетических ресурсов МБОУ «Верх-Уймонская СОШ» производится оплата услуг теплоснабжения по согласованному сторонами расчетному количеству отпускаемой и принимаемой тепловой энергии, определяемой тепловыми нагрузками, без приборов учета тепловой энергии. Бездействие ответчика, выразившееся в игнорировании организационной политики государства в области энергосбережения, ведет к невозможности установления количества фактически потребляемых ресурсов, не приводит к экономии средств местного бюджета.
В судебном заседании помощник прокурора Тойдонова Э.Л. поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика МБОУ «Верх-Уймонская СОШ» Бочкарева Н.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования признают в полном объеме.
Ответчик администрация МО «Усть-Коксинский район», третье лицо МУП «Тепло Ресурс» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается, в том числе, на принципе эффективного и рационального использования энергетических ресурсов.
На основании ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.В судебном заседании установлено, что администрация МО «<адрес>» на основании Устава и реестра муниципального имущества осуществляет полномочия собственника в отношении здания МБОУ «Верх-Уймонская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между МУП «Тепло Ресурс» и МБОУ «Верх-Уймонская СОШ» заключен муниципальный контракт на оказание услуг по передаче исполнителем заказчику тепловой энергии, в соответствии с которым расчет стоимости оказанных услуг производится в зависимости от среднего значения температуры наружного воздуха за каждый месяц отопительного сезона. Пунктом 3.1 контракта предусмотрена оплата на основании узла учета тепловой энергии.
По информации МУП «Тепло Ресурс» оплата за услуги по теплоснабжению осуществляется согласно норматива потребления, в связи с отсутствием прибора учета тепла.
Отсутствие прибора учета тепловой энергии не оспорено представителями ответчиков и третьего лица.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 4 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ установлено, что до 01.01.2011 собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 во исполнение вышеуказанного Федерального закона утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которыми установлено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и использовании бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объеме средств (экономности) и достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, в нарушение требований об организации учета используемых тепловых энергетических ресурсов МБОУ «Верх-Уймонская СОШ» производится оплата услуг теплоснабжения в соответствии с фактической температурой наружного воздуха, без приборов учета тепловой энергии, что ведет к невозможности установления количества фактически потребляемых ресурсов, приводит к неэкономному расходованию средств.
Учитывая, что ответчиками не выполнены указанные нормы закона, доказательств в опровержение доводов искового заявления ответчиками не представлено, требования прокурора законны и обоснованы, потому подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Истцом предложен срок для исполнения решения суда - в течение десяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Суд соглашается с указанным сроком, полагая такой срок достаточным и разумным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай, МБОУ «Верх-Уймонская СОШ» об устранении нарушений законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, приняв меры по оснащению приборами учета тепловой энергии здании, удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай, МБОУ «Верх-Уймонская СОШ» устранить нарушения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, приняв меры по оснащению приборами учета тепловой энергии здания МБОУ «Верх-Уймонская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>, в течение десяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд.
Судья С.Н. Шатина
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.