гр.д.№2-882/2024
УИД 56RS0007-01-2024-001308-61
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
5 июня 2024 года г. Бугуруслан
Бугурусланский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Макуровой М.Н.,
при секретаре Мастяевой Ю.В.,
с участием представителя истца помощника Бугурусланского межрайонного прокурора Пеннер Натальи Валерьевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бугурусланского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Нойкинская средняя общеобразовательная школа» Бугурусланского района, администрации Бугурусланского района о возложении обязанности провести комплексное обследование технического состояния здания,
установил:
Бугурусланский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, указывая на то, что Бугурусланской межрайонной прокуратурой в деятельности МБОУ «Нойкинская СОШ» Бугурусланского района проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании, в сфере обеспечения безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по обследованию технического состояния здания муниципальной образовательной организации с использованием современных средств технической диагностики.
Согласно п.п. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Росстандарта от 27.12.2012 №1984-ст (далее – ГОСТ 31937-2011), обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через 2 года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже 1 раза в 10 лет.
Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) в соответствии с п. 5.1.1 ГОСТ 31937-2011 заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.).
В соответствии с п.п. 5.1.3 и 5.1.19 ГОСТ 31937-2011 при обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: фундаменты, стены, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны), связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжение конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок. По результатам обследования технического состояния здания составляют паспорт конкретного здания, если он не был составлен ранее, или проводят уточнения паспорта, если он был составлен ранее.
Проверкой установлено, что здание учреждения введено в эксплуатацию в 1966 году. С момента ввода в эксплуатацию здания учреждения прошло более 50 лет.
В нарушение вышеизложенных норм закона эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания учреждения, расположенного по адресу: Оренбургская область, Бугурусланский район, с.Нойкино, ул. Нагорная, 1, ответственными лицами должным образом не осуществляется – обследование технического состояния с привлечением специализированной организацией в установленные п.п. 4.1 и 4.3 ГОСТ 31937-2011 сроки не проводится.
Пунктом 1.5 Устава учреждения установлено, что функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет отдел образования администрации Бугурусланского района.
В связи с чем, по результатам проверки межрайонной прокуратурой в адрес заведующего отделом образования администрации Бугурусланского района 10.10.2023 внесено представление об устранении указанных нарушений, которое 07.11.2023 рассмотрено и удовлетворено, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Вместе с тем, учреждением обследование технического состояния с привлечением специализированной организации не проведено.
Неисполнение требований действующего законодательства в части осуществления эксплуатационного контроля используемых зданий, строений и сооружений, проведения оценки их технического состояния путем привлечения специализированной организации может повлечь существенное нарушение прав обучающихся, причинить вред их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям закона условиям обучения.
Отсутствие проведения комплексного обследования технического состояния здания учреждения создает препятствие для реализации установленных законодательством задач по охране жизни и здоровья детей, работников образовательного учреждения, а также неопределенного круга лиц, посещающих образовательное учреждение, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства по обеспечению надлежащих условий образовательного процесса.
Просил обязать МБОУ «Нойкинская СОШ» Бугурусланского района в срок до 01.03.2025 провести комплексное обследование технического состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: Оренбургская область, Бугурусланский район, с.Нойкино, ул. Нагорная, 1, с привлечением специализированной организации.
Обязать администрацию Бугурусланского района в срок до 01.03.2025 года осуществить финансирование расходов МБОУ «Нойкинская СОШ» Бугурусланского района на обеспечение вышеуказанных мероприятий по проведению комплексного обследования технического состояния здания образовательного учреждения с привлечением специализированной организации.
В судебном заседании помощник Бугурусланского межрайонного прокурора Пеннер Н.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представители ответчиков, третьих лиц в суд не явились, о времени и месте его проведения были извещены надлежащим образом. Представители МБОУ «Нойкинская СОШ» Бугурусланского района, отдела образования администрации Бугурусланского района дело просили рассмотреть в их отсутствие. Суд в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находятся под защитой государства.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья.
Базовым нормативным актом, регулирующим правоотношения в сфере образования является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с частью 7 статьи 28 которого образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников, образовательной организации. Охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении (пункт 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (пункт 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Согласно статье 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (часть 1). Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2).
Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года N 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее - Положение). Данное положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
В соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
В соответствии с пунктами 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", который введен в действие приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 года N 1984-ст, первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих вне благоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); - по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
В судебном заседании установлено, что на основании решения № 86 от 23 апреля 2024 года Бугурусланской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, в сфере обеспечения безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, в том числе МБОУ «Нойкинская СОШ» Бугурусланского района.
Согласно представленной МБОУ «Нойкинская СОШ» Бугурусланского района информации, учреждение имеет здание по адресу: Оренбургская область, Бугурусланский район, с.Нойкино, ул. Нагорная, 1, 1966 года ввода в эксплуатацию. Инструментальное обследование здания не проводилось.
10 ноября 2023 года Бугурусланской межрайонной прокуратурой в адрес заведующего отдела образования администрации Бугурусланского района внесено представление об устранении указанных нарушений.
Согласно ответу отдела образования администрации Бугурусланского района от 7 ноября 2023 года в 2024 году проведение инструментального обследования в МБОУ «Нойкинская СОШ» Бугурусланского района запланировано.
Таким образом, на момент рассмотрения дела обследование технического состояния здания учреждения с привлечением специализированной организации не произведено.
Администрация Бугурусланского района обязана обеспечивать финансирование работ по проведению обследования технического состояния здания образовательного учреждения. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту в соответствии с положениями статей 15 и 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В связи с чем исковые требования прокурора суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению. Срок для устранения выявленных нарушений законодательства отвечает принципу разумности и является достаточным для исполнения решения.
Руководствуясь ст.ст. 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.03.2025 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, 1, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.03.2025 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10 ░░░░ 2024 ░░░░.