УИД <Номер обезличен>
Дело <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2024 г. <Адрес обезличен>
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Марковой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борисовой Маргариты Ивановны к администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение», Борисовой Марине Сергеевне об установлении факта принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования,
установил:
иск подан по тем основаниям, что в соответствии с договором безвозмездной передачи жилого помещения в собственность от <Дата обезличена> истец, ее супруг ФИО1 и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Борисова М.С. приобрели по 1/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <Адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>. Право собственности зарегистрировано не было. <Дата обезличена> ФИО1 умер, принадлежащая ему 1/3 доля в квартире составила наследственную массу. Истец приняла наследство фактически после смерти мужа. По изложенным в иске мотивам истец просит определить за нею, ФИО1, Борисовой М.С. по 1/3 доли в праве общей собственности на квартиру с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенную по адресу: <Адрес обезличен>; включить в состав наследственного имущества после смерти ФИО1 1/3 доли квартиры с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенную по адресу: <Адрес обезличен>; установить факт принятия ею наследства, открывшегося <Дата обезличена> после смерти ФИО1, в виде 1/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <Адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, а также признать за истцом право собственности на 1/3 доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: <Адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>.
Протокольным определением суда от <Дата обезличена> процессуальный статус Борисовой М.С. был изменен с третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на соответчика.
Истец Борисова М.И. в судебном заседании поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям, пояснила, что после смерти супруга не знала, что нужно обращаться к нотариусу для оформления наследственного имущества.
Представитель истца по устной доверенности ФИО5 поддержала исковые требования, полагала их подлежащими удовлетворению, поскольку истец фактически приняла наследство, на протяжении долгого времени оплачивала коммунальные услуги, делала в квартире ремонт, а также пользовалась ею.
Ответчик Борисова М.С. в судебном заседании пояснила, что согласна с исковыми требованиями, полагая их законными и обоснованными, не претендует на долю наследства, не проживает в указанной квартире с 1999 года, считает, что ее мать Борисова М.И. фактически приняла наследство после смерти ФИО1
Ответчик администрация муниципального образования «Сортавальское городское поселение» в судебное заседание своего представителя не направила, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление Росреестра по <Адрес обезличен>, в судебное заседание своего представителя не направило, извещено о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Для приобретения наследства наследник должен его принять (ст. 1152 Гражданского кодекса РФ).
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 Гражданского кодекса РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 Гражданского кодекса РФ.
Судом установлено, что квартира, расположенная по адресу: <Адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен> принадлежит истцу Борисовой М.И., ее супругу ФИО1, ответчику Борисовой М.С. – по 1/3 доли в праве на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность от <Дата обезличена>.
Государственная регистрация права собственности в установленном законом порядке не была осуществлена в силу определенных жизненных обстоятельств.
Также исследование материалов дела показало, что <Дата обезличена> умер ФИО1, что подтверждается свидетельством о смерти серии <Номер обезличен> <Номер обезличен> (запись акта о смерти от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, выполненная Отделением ЗАГС <Адрес обезличен> ЗАГС Республики Карелия).
После его смерти нотариусом округа наследственное дело не заводилось.
Наследниками по закону являются жена Борисова М.И., <Дата обезличена> года рождения, дочь Борисова М.С., <Дата обезличена> года рождения.
Согласно положениям ст. 1152 Гражданского кодекса РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 Гражданского кодекса РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В силу ст.12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Статья 131 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что право собственности и другие вещные права подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизацией жилых помещений является бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с учетом положений п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений), определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 7 вышеуказанного закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Исходя из положений ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и п. 7 Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного решением Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18.11.1993 № 4, решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан. Заявление на приватизацию занимаемого жилого помещения в порядке приватизации должно быть подписано всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя.
Таким образом, право собственности на приобретенное в порядке приватизации жилое помещение возникает с момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).
Как следует из ч.ч. 3, 4 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что истец, ФИО1 и Борисова М.С. <Дата обезличена> обратились в ГУП РК РГЦ «Недвижимость» с заявлением о передаче квартиры площадью 42,3 кв.м, расположенную по адресу: <Адрес обезличен>, в общую долевую собственность – по 1/3 доли у каждого, которое было зарегистрировано в установленном порядке (регистрационный <Номер обезличен> от <Дата обезличена>) и подписи заявителей удостоверены специалистом ГУП РК РГЦ «Недвижимость».
<Дата обезличена> между администрацией <Адрес обезличен> и указанными лицами был заключен договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, в общую долевую Борисовой М.И., ФИО1, Борисовой М.С. (в размере 1/3 доли у каждого).
До настоящего времени право на указанную квартиру в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано, в муниципальной собственности спорное жилое помещение не значится.
В силу взаимосвязанных положений вышеприведенных правовых норм законодатель исходит из приоритета права лица, в предусмотренном законом порядке выразившего свою волю на приватизацию жилого помещения, на получение жилого помещения в собственность в порядке приватизации при отсутствии иных препятствующих этому обстоятельств.
Поскольку истцом и членами ее семьи выполнены предусмотренные законом действия, направленные на приобретение в собственность жилого помещения в порядке приватизации, в результате чего с ними заключен договор передачи жилого помещения в собственность граждан и с указанного времени они фактически осуществляют все права собственников жилого помещения, формальное отсутствие возможности осуществлении государственной регистрации права не должно служить препятствием в осуществлении истцом всех правомочий собственника, предусмотренных законом.
Основной целью законодательства о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшение использования и сохранности жилищного фонда. Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
При указанных обстоятельствах суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о признании за ней и ответчиком Борисовой М.С. по 1/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <Адрес обезличен>.
Поскольку ФИО1 умер до рассмотрения настоящего спора, суд не может разрешить исковые требования, связанные с его правомочиями в отношении спорного недвижимого имущества.
Предоставленными истцом доказательствами, в том числе квитанциями за оплату услуг ЖКХ, ремонта, подтверждается фактическое владение и пользование спорным объектом недвижимого имущества.
Таким образом, суд приходит к выводу, что доводы истца о фактическом принятии наследства после смерти супруга в размере 1/3 доли на квартиру, расположенную по адресу: <Адрес обезличен>, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего дела.
Ответчик Борисова М.С. в судебном заседании подтвердила доводы истца о том, что фактически бремя по содержанию квартиры после смерти отца несет истец, которая владеет и пользуется наследственным имуществом. Желание владеть и распоряжаться 1/3 доли наследуемого объекта недвижимого имущества ответчик не изъявляет.
В силу положений ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 названного закона вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
В ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ определено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
С учетом разъяснений, данных в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», в рамках рассмотрения настоящего дела не подлежат распределению между сторонами процессуальные издержки, поскольку их несение связано с легализацией истцов права собственности на спорный объект недвижимого имущества и не вызвано незаконностью действий ответчика.
Руководствуясь требованиями ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Борисовой Маргариты Ивановны к администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение», Борисовой Марине Сергеевне о включении имущества в наследственную массу, установлении факта принятия наследства и признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования удовлетворить частично.
Определить доли в праве общедолевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <Адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен> между сособственниками равными: в размере 1/3 доли в праве у Борисовой Маргариты Ивановны, <Дата обезличена> года рождения, 1/3 доли у Борисовой Марины Сергеевны, <Дата обезличена> года рождения.
Включить в состав наследственной массы оставшегося после смерти ФИО1, <Дата обезличена> года рождения, умершего <Дата обезличена>, имущества – 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <Адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>.
Признать Борисову Маргариту Ивановну, <Дата обезличена> года рождения фактически принявшей наследство после смерти ФИО1, <Дата обезличена> года рождения, умершего <Дата обезличена>, в виде 1/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <Адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>.
Признать за Борисовой Маргаритой Ивановной, <Дата обезличена> года рождения право собственности на наследственное имущество, а именно: 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <Адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>.
В остальной части заявленных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись) А.В.Маркова
Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена>