ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении протокола об административном правонарушении
<АДРЕС> <ДАТА1>
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> Промышленного судебного района <АДРЕС> <ФИО1>,
при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ в отношении юридического лица - ООО «ПРОМТЕХМОНТАЖ», юридический адрес: 443125, <АДРЕС> район, ул. <АДРЕС>, д. 16А, офис 204, ИНН <НОМЕР>,
УСТАНОВИЛ:
<ДАТА2> мировому судье судебного участка <НОМЕР> Промышленного судебного района <АДРЕС> области поступил протокол <НОМЕР> от <ДАТА3> об административном правонарушении выразившегося в том, что юридическое лицо ООО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» уклонилось от проведения проверки должностного лица органа государственного контроля (надзора), что повлекло невозможность проведения проверки.
Действия юридического лица ООО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» квалифицированы по ч. 2 ст.19.4.1 КоАП РФ.
Изучив поступивший административный материал, мировой судья приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 4 статьи 11 Федерального закона от <ДАТА4> <НОМЕР> "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон <НОМЕР>) предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона <НОМЕР> выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности. Частью 5 данной статьи установлено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса.
Частью 2 статьи 25 Федерального закона <НОМЕР> установлено, что юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, допустившие нарушение названного Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений части 12 статьи 9 Федерального закона <НОМЕР> о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трёх рабочих дней до начала её проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона <НОМЕР> при проведении документарной проверки копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки вручаются руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку.
Как следует из представленных материалов, в нарушение ч. 12 ст. 9 Федерального закона <НОМЕР> уведомление и распоряжение о проведении проверки от <ДАТА5> направлено в адрес ООО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» только <ДАТА6>, т.е. на 3-й день после начала проведения проверки, заказным письмом по местонахождению юридического лица, а именно: 4430125, <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 16А, оф. 204, на основании сведений о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно сведений с сайта pochta.ru.tracking по состоянию на <ДАТА2> содержится информация о неудачной попытке вручения заказного письма с почтовым идентификатором <НОМЕР>, имевшей место <ДАТА7>, и до настоящего времени хранящегося в почтовом отделении.
Сведения о нахождении юридического лица по иному адресу к материалам не приложено, как и не представлено бесспорных доказательств о предпринятых мерах по вручению уведомления и распоряжения иными способами.
На дату окончания документарной проверки уведомление и распоряжение о её проведении в адрес Общества не поступало, что исключало возможность представления должностному лицу Государственной инспекции труда <АДРЕС> области предоставление истребованных документов.
При таких обстоятельствах, в представленных к протоколу об административном правонарушении материалах отсутствуют сведения о вручении представителю ООО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» распоряжения от <ДАТА5> о проведении плановой выездной проверки или надлежащем извещении юридического лица о проведении проверки.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона <НОМЕР> срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.
Частью 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении и приложенных к нему документов, ООО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» по адресу: <АДРЕС> район, ул. <АДРЕС>, д. 16А, офис 204 воспрепятствовало законной деятельности должностного лица Государственной инспекции труда в <АДРЕС> области по проведению выездной плановой проверки с датой начала <ДАТА8> и датой окончания не позднее <ДАТА1> (срок проведения проверки 20 рабочих дней), что повлекло невозможность проведения проверки.
Таким образом, время совершения административного правонарушения, вменённого ООО «ПРОМТЕХМОНТАЖ», - <ДАТА1>.
Между тем, протокол об административном правонарушении составлен <ДАТА10>, т.е. до окончания проведения проверки, в ходе которой ООО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» необходимо было предоставить испрашиваемые должностным лицом Госинспекции труда в <АДРЕС> области документы.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Порядок привлечения лиц по делам об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч. 1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.
Из анализа положений статьи 25.1 и статьи 28.2 КоАП РФ следует, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить лицо о времени и месте составления протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
В силу части 1 статья 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Указанными нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечиваются правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении в него изменений.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном ч. 4.1 данной статьи, в нём делается соответствующая запись (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ).
В силу требований части 4.1 статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, если он извещён в установленном порядке.
Выполнение указанных требований при составлении протокола об административном правонарушении направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
В связи с этим уполномоченное должностное лицо обязано принять меры к извещению данного лица о месте и времени составления протокола. Соответственно, в материалах дела, переданных на рассмотрение судье, должны содержаться доказательства, документально подтверждающие факт извещения лица, привлекаемого к ответственности, о месте и времени составления протокола.
Протокол об административном правонарушении, составленный в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещённого о месте и времени его составления, не имеет юридической силы и не может быть взят за основу судебного постановления.
В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судье при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению следует оценить протокол об административном правонарушении не только с точки зрения соответствия его требованиям, предусмотренным частями 2, 3, 4, 5 статьи 28.2 КоАП РФ, но и проверить, была ли соблюдена должностным лицом процедура составления протокола об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, протокол в отношении юридического лица ООО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, составлен <ДАТА10> должностным лицом Госинспектором труда в отсутствие представителя или защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, <ФИО2>
Между тем, доказательства извещения представителя или защитника ООО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении к материалу не приложены.
При таких обстоятельствах, составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при отсутствии сведений о надлежащем его извещении о месте и времени составления протокола не отвечает требованиям ст.28.2 КоАП РФ, что повлекло нарушение права ООО «ПРОМТЕХМОНТАЖ».
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела, либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Поскольку при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выявлено, что при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, протокол об административном правонарушении в отношенииООО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» по факту совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, подлежит возвращению в Государственную инспекцию труда в <АДРЕС> области.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 26.2, 28.2, 29.4, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Протокол <НОМЕР> от <ДАТА3> об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении ООО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст.19.4.1 КоАП РФ, возвратить в Государственную инспекцию труда в <АДРЕС> области, для устранения выявленных недостатков.
Мировой судья <ФИО1>