Дело № 12-63/2022
УИД 29RS0020-01-2022-000914-33
Р Е Ш Е Н И Е
21 декабря 2022 года с. Карпогоры
Судья Пинежского районного суда Архангельской области Жук О.Ю.,
с участием помощника прокурора Пинежского района Архангельской области Лося Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Пинежского района Архангельской области Прийменко Е.Ю. на постановление административной комиссии муниципального образования «Сийское» от 30 ноября 2022 года №***,
у с т а н о в и л:
постановлением административной комиссии муниципального образования «Сийское» от 30 ноября 2022 года №*** Земцовский В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 2.4 Закона Архангельской области «Об административных правонарушениях» с назначением административного наказания в виде предупреждения.
В протесте прокурор просит отменить указанное постановление в связи с существенным нарушением процессуальных норм, выразившемся в том, что в протоколе об административном правонарушении не указан пункт статьи 2.4 Закона Архангельской области «Об административных правонарушениях», который вменяется Земцовскому В.Н., не приведены сведения о потерпевшем. В тексте постановления в качестве основания указаны реквизиты протокола об административном правонарушении, составленного ненадлежащим лицом.
На рассмотрение дела лицо, привлекаемое к административной ответственности, - Земцовский В.Н., потерпевшая ФИО1, представитель административной комиссии муниципального образования «Сийское» не явились, о времени и месте рассмотрения судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявляли.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав помощника прокурора Пинежского района Архангельской области Лося Д.В., поддержавшего доводы протеста в полном объеме, прихожу к следующему.
Согласно ст. 28.3, п. 6.1 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ, ст. 11.3 Закона Архангельской области «Об административных правонарушениях», распоряжения Правительства РФ от 04.03.2022 № 414-р протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Архангельской области «Об административных правонарушениях» с 12.03.2022 составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции).
Как следует из материалов дела, УУП отделения УУП и ПДН ОМВД России по Пинежскому району ФИО2 31.10.2022 возбудил дело об административном правонарушении в отношении Земцовского В.Н. по ст. 2.4 Закона Архангельской области «Об административных правонарушениях» составив протокол об административном правонарушении 29АК №*** от 31.10.2022.
Протокол и материалы дела направлены на рассмотрение в административную комиссию муниципального образования «Сийское».
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из разъяснений, данных в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Статья 2.4 Закона Архангельской области «Об административных правонарушениях», вмененная Земцовскому В.Н. в протоколе от 31.10.2022 об административном правонарушении, состоит из трех частей, предусматривающих различные составы административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении не содержит указания на часть ст. 2.4 Закона Архангельской области «Об административных правонарушениях», вменяемую Земцовскому В.Н.
Таким образом, в протоколе об административном правонарушении 29АК №*** от 31.10.2022 по ст. 2.4 Закона Архангельской области «Об административных правонарушениях» в нарушение ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ не представлены и не вменены квалифицирующие признаки данного состава.
Учитывая изложенное, протокол об административном правонарушении составлен неполно, данная неполнота не могла быть восполнена при рассмотрении дела, в связи с чем протокол об административном правонарушении и другие материалы дела подлежали возвращению должностному лицу, которое составило такой протокол.
Составление неуполномоченным лицом другого протокола о том же событии, с указанием на часть и статью вменяемого нарушения (протокол №*** от 25.11.2022, составленный консультантом администрации МО «Сийское») восполнением недостатков протокола об административном правонарушении не является.
Вместе с тем, вопреки требованиям п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, административная комиссия рассмотрела протокол об административном правонарушении по существу и вынесла обжалуемое постановление о привлечении Земцовского В.Н. к административной ответственности.
Допущенное нарушение требований КоАП РФ являлось существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность вынесенного постановления.
По смыслу положений статей 29.1 и 29.4 КоАП РФ, стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после отмены в порядке части 1 статьи 30.7 КоАП РФ состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания.
Таким образом, возможность устранения нарушения, допущенного при составлении протокола об административном правонарушении, утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу для устранения недостатков со стадии нового рассмотрения недопустимо.
Протокол об административном правонарушении, составленный с существенным нарушением требований, установленных ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, является недопустимым доказательством.
При таких обстоятельствах, в данном случае надлежит принять решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, поскольку установленные при рассмотрении протеста нарушения не могут быть устранены при новом рассмотрении дела.
Данный вывод соответствует правовому подходу, сформулированному Верховным Судом Российской Федерации в ряде судебных постановлений, в частности, в решении от 13 октября 2020 года № 35-АД20-5.
Иные процессуальные нарушения, на которые ссылается в протесте прокурор (отсутствие в протоколе сведений о потерпевшей, ссылка в постановлении на протокол об административном правонарушении, составленный ненадлежащим лицом) основанием для возвращения дела на новое рассмотрение являться не могут, учитывая, что сам протокол об административном правонарушении имеет недостаток, возможность устранения которого утрачена.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л :
Постановление административной комиссии муниципального образования «Сийское» от 30 ноября 2022 года №***, отменить. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 2.4 Закона Архангельской области «Об административных правонарушениях», в отношении Земцовского В.Н. прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья О.Ю. Жук