Копия Дело № 2-360/2023
24RS0008-01-2023-000307-12
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 августа 2023 года пгт. Большая Мурта
Большемуртинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лактюшиной Т.Н., при секретаре Коровенковой О.Н.,
с участием представителя истца по доверенности Марудо В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного судопроизводства гражданское дело по исковому заявлению КГКУ «Управление социальной защиты населения» к Судаковой Е. А. о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ «Управление социальной защиты населения» обратилось в суд с указанным исковым заявлением. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Судакова Е.А. обратилась в территориальное отделение КГКУ «Управление социальной защиты населения по Большемуртинскому району» с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности - наращивание ресниц». На основании заявления территориальным отделением принято решение о назначении государственной социальной помощи на основе социального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, с Судаковой Е.А. был заключен социальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 12 месяцев, по ДД.ММ.ГГГГ По условиям контракта Судаковой Е.А. была предоставлена единовременная денежная выплата в размере 316 738 рублей для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности, перечисленная на расчетный счет, указанный в заявлении. Условиями предоставления денежной выплаты предусмотрено обязательное предоставление ежемесячных отчетов о выполнении обязательств, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации. В связи с неисполнением обязательств, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделением принято решение о прекращении оказания Судаковой Е.А. государственной социальной помощи и расторжении социального контракта в одностороннем порядке в связи с непредставлением получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, невыполнением получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в полном объеме в установленные сроки, что послужило основанием для принятия решения о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта. В адрес Судаковой Е.А. территориальным отделением направлено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении оказания государственной помощи и возврате полученных денежных средств, до настоящего времени денежные средства на расчетный счет КГКУ «УСЗН» не поступили.
Просят взыскать с Судаковой Е.А. в пользу КГКУ «Управление социальной защиты населения» излишне выплаченные денежные средства государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 316 738 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 367 рублей.
В судебное заседание ответчик Судакова Е.А. явилась, извещена надлежаще, о причине неявки суд не уведомила.
С учетом мнения представителя истца, положений ст.ст. 167, 233-237 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства.
В судебном заседании представитель истца <данные изъяты> исковые требования поддержала, обосновывая вышеуказанными доводами, просила иск удовлетворить.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ и пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
С 14.01.2021 г. полномочия по предоставлению гражданам государственных услуг в сфере социальной поддержки, в том числе на основании социального контракта, осуществляет Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» в лице его территориальных отделений. На территории Большемуртинского района указанные полномочия осуществляет Территориальное отделение по Большемуртинскому району.
В соответствии со ст. 179 БК РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта РФ, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.
Частью 1 ст. 8.1 Федерального закона РФ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 30.09.2013 г. № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» государственная программа включает подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности». В соответствии с указанной Программой, социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством Красноярского края.
Статьей 38 БК РФ предусмотрено, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на перечисленные в статьях 69, 174.2 БК РФ цели, в том числе на оказание государственных услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, и социальное обеспечение населения. Нецелевое использование бюджетных средств может выражаться в использовании их на цели, не соответствующие целям получения данных средств.
Статьей 34 БК РФ закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности.
Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении № 2 к Подпрограмме.
В соответствии с пп. 3.4.4.10 Постановления от 30.09.2013 г. № 507-п мероприятие 2.16 перечня мероприятий предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в приложении № 11 к подпрограмме.
Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края
В соответствии с пунктом 2 Порядка, право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19.11.2020 г. № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае».
Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или ведению личного подсобного хозяйства. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (п. 7 Порядка).
Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с п. 14 Порядка от имени своей семьи, может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (п. 8 Порядка).
В силу п. 10 Порядка при реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности заявителю предоставляется единовременная денежная выплата в размере не более 350 000 рублей. Размер единовременной денежной выплаты определяется на основании документов, подтверждающих планируемые расходные обязательства в период срока действия социального контракта.
В соответствии с п. 27 Порядка уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
В силу п. 28 Порядка получатель обязан ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта.
Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в п. 34 Порядка).
В соответствии с п. 36 Порядка уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления факта невыполнения получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в полном объеме в установленные сроки (пп. 4 п. 36 Порядка) и не предоставление получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, использования денежных средств, предоставленных получателю (его семье), не по целевому назначению (пп. 2 п. 36).
В соответствии с п. 36 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в пп. 2-4, 7-10, 12, 13 п. 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.
В силу п. 38 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Судакова Е.А. обратилась в КГКУ «Управление социальной защиты населения» с заявлением о назначении государственной социальной помощи по категории «малоимущие семьи» на основании социального контракта (самозанятые).
На основании указанного заявления, ТО КГКУ «УСЗН» по Большемуртинскому району Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о предоставлении заявителю государственной социальной помощи, разработана программа социальной адаптации в рамках мероприятия, направленного на преодоление обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности получателя (его семьи) и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно, план мероприятий по социальной адаптации на срок действия социального контракта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, утвержден перечень приобретаемых получателем основных средств, материально-производственных запасов, необходимых для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности на общую сумму 316 738 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ «Управление социальной защиты населения» в лице территориального отделения по Большемуртинскому району Красноярского края и Судаковой Е.А. был заключен социальный контракт №, по условиям которого Судаковой Е.А. была предоставлена государственная помощь в виде единовременной выплаты в сумме 316 738 рублей для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе для закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест.
В соответствии с разделом 4 социального контракта, Судакова Е.А. приняла на себя обязательства, в том числе, предоставить в Управление документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход. Приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы и предоставить в Управление подтверждающие документы. Предоставить товар (оборудование) для комиссионного обследования, по факту предоставления отчета о расходовании государственной социальной помощи на основании социального контракта. Ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо направления в электронной форме на официальный адрес электронной почты Управления отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации.
Факт перечисления Судаковой Е.А. государственной социальной помощи по социальному контракту подтверждается платежным поручением № от 22.02.2023г.
Вместе с тем, действия, предусмотренные программой социальной адаптации по предоставлению необходимых отчетных документов в срок до ДД.ММ.ГГГГ Судаковой Е.А. не были выполнены, ежемесячный отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации не предоставлен, документы подтверждающие приобретение основных средств, материально-производственных запасов (основных средств, инструментов и расходных материалов) не предоставлены.
В связи с нарушением ответчиком условий предоставления денежной выплаты, КГКУ «УСЗН» в адрес Судаковой Е.А. за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ было направлено уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и возврате полученных денежных средств.
До настоящего времени ответчиком требования в добровольном порядке не удовлетворены, денежные средства на счет КГКУ «УСЗН» в сумме 316 738 рублей не перечислены, доказательств обратного Судаковой Е.А. суду не представлено.
Согласно ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают, в том числе, вследствие неосновательного обогащения.
В силу п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 этого Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Учитывая, что условия предоставления денежных средств в рамках социального контракта ответчиком не исполнены, суд приходит к выводу, что полученная Судаковой Е.А. денежная сумма является неосновательным обогащением, в связи с чем, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца сумму неосновательного обогащения в размере 316 738 рублей.
Также, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истца подлежат взысканию с ответчика понесенные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в сумме 6 367 рублей, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 235, 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования КГКУ «Управление социальной защиты населения» удовлетворить.
Взыскать с Судаковой Е. А. (<данные изъяты>) в пользу КГКУ «Управление социальной защиты населения» (<данные изъяты>) денежные средства в сумме 316 738 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 6 367 рублей, всего взыскать 323 105 (триста двадцать три тысячи сто пыть) рублей.
Ответчик вправе подать в Большемуртинский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Большемуртинский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Истцом заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Большемуртинский районный суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Т.Н. Лактюшина
Заочное решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна:
Судья Т.Н. Лактюшина