Дело № 12-201/2023
РЕШЕНИЕ
24 марта 2023 года г.Смоленска
Судья Ленинского районного суда г.Смоленска Манаков В.В., рассмотрев жалобу администрации г.Смоленска, расположенной по адресу: г.Смоленск, ул.Октябрьской революции, д.1/2, на постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Администрация г.Смоленска обратилась в суд с жалобой на постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, указав, что названным постановлением подвергнута административному штрафу в размере 50 000 рублей за неисполнение, как должником, содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа. Привлечение к административной ответственности считает незаконным, ссылаясь на наличие предусмотренных ч.4 ст.24.5 КоАП РФ оснований для прекращения производства по делу.
Ознакомившись с доводами жалобы, исследовав письменные доказательства, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения (ч.3 ст. 26.1 КоАП РФ).
Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения может быть выражена как действием, так и бездействием юридического лица, создающих препятствия реализации судебным приставом-исполнителем исполнения исполнительных документов по спорам неимущественного характера.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда г. Смоленска на администрацию г. Смоленска возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в силу выполнить капитальный ремонт чердачного перекрытия в квартире <данные изъяты> а также следующие виды работ, включающие замену балок №№1,2,3(нумерация от внешней стены здания) чердачного перекрытия над помещением кухни, замену балок над помещением комнаты, площадью 12 кв. м. №№1,2,3,5 (нумерация от внешней стены здания) в квартире №7 дома №16 по <адрес> замену утеплителя по всей площади квартиры <адрес> на более легкий; ремонт потолка в квартире <адрес> ремонт вентиляционной шахты в месте опирания ригеля в виде восстановления кирпичной кладки в квартире <адрес> Указанные работы выполнить с соблюдением установленных строительных норм и правил.
В соответствии с данным решением судом ДД.ММ.ГГГГ выдан исполнительный лист, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области возбуждено соответствующее исполнительное производство №
В связи с неисполнением Администрацией г. Смоленска в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа, ДД.ММ.ГГГГ в отношении заявителя вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора; должнику установлен новый срок исполнения решения суда (до ДД.ММ.ГГГГ), который также был нарушен.
ДД.ММ.ГГГГ установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении по признакам ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.
Применительно к составу ч.2 ст.17.15 КоАП РФ виновность субъекта определяется умышленным неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин во вновь установленный срок судебным приставом-исполнителем.
Учитывая, что бремя доказывания наличия оснований для привлечения лица к административной ответственности лежит на органе или должностном лице, составившем протокол об административном правонарушении, то для установления вины Администрации г.Смоленска в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, необходимо наличие доказательств того, что должник повторно умышленно уклонился от исполнения возложенной на него решением суда обязанности по проведению капитального ремонта жилого дома, имея реальную возможность в установленный срок исполнить решение суда.
Данных о привлечении Администрации г. Смоленска к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ суду МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области не представлено.
Таким образом, отсутствует квалифицирующий признак повторности привлечения к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В действиях Администрации г. Смоленска содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, поскольку она как должник не исполнила требование, содержащееся в исполнительном документе, неимущественного характера, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности исполнения заявителем содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, не установлено.
Зная об установленном судебным приставом-исполнителем новом сроке исполнения требований исполнительного документа, заявитель к этому сроку обязан был принять все зависящие от него меры, направленные на исполнение этих требований в рамках правовых процедур, предусмотренных законом. При наличии объективных причин для неисполнения судебного акта Администрация г.Смоленска, как должник по исполнительному производству не была лишена права обратиться в Промышленный районный суд г.Смоленска с соответствующим ходатайством об отсрочке исполнения судебного акта и использовать иные правовые способы для разрешения возникшей ситуации, однако указанные активные действия должником своевременно осуществлены не были. Какие-либо доказательства исполнения требований названного исполнительного документа при рассмотрении поданной жалобы органом местного самоуправления не представлены.
С учетом длительности неисполнения заявителем упомянутого выше судебного решения, доводы Администрации г. Смоленска об отсутствии вины в совершении вмененного ей административного правонарушения со ссылкой на то, что предусмотренных в местном бюджете в 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов денежных средств было недостаточно для исполнения постановленного судебного акта, а также на неоднократные обращения в представительный орган местного самоуправления по вопросу включения в местный бюджет расходов, необходимых на финансирование исполнения решений судов о проведении капитального ремонта жилищного фонда, суд признает несостоятельными.
Вопреки доводам Администрации г.Смоленска, положения ч.4 ст.24.5 КоАП РФ по настоящему делу неприменимы, поскольку приведенные в данной правовой норме обстоя-тельства указаны в качестве основания для прекращения производства по делу в отношении должностного лица органа местного самоуправления или должностного лица муниципального учреждения.
По правилам ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Согласно разъяснениям в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
С учетом приведенных обстоятельств действия Администрации г. Смоленска подлежат переквалификации с ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ на ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Смоленской области от 01.02.2023 № 3/23/67048-АП подлежит изменению в данной части.
Квалификация действий Администрации г. Смоленска по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения, в связи с чем постановление от 01.02.2023 № 3/23/67048-АП подлежит изменению, с назначением наказания исходя из санкции ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1 – 30.9 КоАП РФ,
решил:
Постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Смоленской области от 01.02.2023 № 3/23/67048-АП по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации г. Смоленска, – изменить.
Признать Администрацию г.Смоленска виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП, и назначить ей наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Жалобу Администрации г. Смоленска на постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд путем подачи жалобы в 10-дневный срок со дня получения либо вручения копии судебного акта.
Судья В.В. Манаков
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2023-000880-58
Подлинный документ подшит в материалы дела № 12-201/2023