Судья: Черняков Н.Н. № 33а-13814/2023
УИД: 63RS0042-01-2023-001527-74
№ 2а-1778/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Роменской В.Н.,
судей Пудовкиной Е.С., Горькова Д.В.,
при секретаре Алиеве Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области на решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 13 сентября 2023 г.,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пудовкиной Е.С., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Самарской области Бендовский Е.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприятии мер к устранению нарушений законодательства, возложении обязанности устранить нарушения.
В обосновании заявленных требований административный истец указал, что по результатам проверки деятельности ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области в адрес исправительного учреждения внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, обеспечении содержащихся лиц надлежащими санитарно-гигиеническими условиями. В установленный срок нарушения не устранены.
С учетом уточнений (л.д. 155-156) административный истец просил признать незаконным бездействие ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области выразившееся в неисполнении указанных в представлении нарушений федерального законодательства, возложить на административного ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести ремонт кровельного покрытия режимного корпуса № 1 ПФРСИ при ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области.
Решением Куйбышевского районного суда г. Самары от 13 сентября 2023 административное исковое заявление заместителя прокурора Самарской области Бендовского Е.М. удовлетворено (л.д. 179-181).
В апелляционной жалобе ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д. 184-186).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области – Березовская Г.Р. доводы жалобы поддержала, указав, что в настоящее время все нарушения устранены своими силами.
Представитель заинтересованного лица УФСИН России по Самарской области – Алехина И.Н. полагала апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Представитель административного истца – Никитина Е.С. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска (часть 4 статьи 39 КАС РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 2 УИК РФ уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» обязанность, в том числе, обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», возложена на учреждения, исполняющие наказания.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц понимаются условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, статьи 93, 99, 100 УИК РФ, статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 КАС РФ).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой Самарской области в феврале 2023 года проведена проверка в помещении, функционирующем в режиме следственного изолятора при ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области (далее - ПФРСИ), и начальнику ИК-15 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства Российской Федерации от 27 февраля 2023 г. № Прдс-17-43-22/-20360001.
В акте прокурорского реагирования от 27 февраля 2023 г. указано, что проверкой выявлены нарушения статей 23, 24 Федерального закона от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон).
В том числе, в качестве нарушения отмечено наличие в коридоре режимного корпуса № 1 возле камер 11 и 12 следов протечек, что является нарушением п. 2.7 СанПиН 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта».
Согласно ответу начальника ФКУ ИК-15 от 29 марта 2023 г. на представление прокуратуры области от 27 февраля 2023 г. нарушения закона, указанные прокурором в представлении, устранены частично.
С целью устранения следов протечек в коридоре режимного корпуса № 1 на 2 этаже возле камер № № 11, 12 в УФСИН России по Самарской области также направлена заявка на выделение денежных средств в размере 180 тысяч рублей для проведения ремонтных работ кровли.
В рамках контрольной проверки фактического устранения нарушений закона, проведенной с привлечением специалистов ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России установлено, что по состоянию на 31 мая 2023 г. часть нарушений, указанных в представлении от 27 февраля 2023 г., в настоящее время администрацией ФКУ ИК-15 не устранены.
Из пояснения сторон и представленных доказательств следует, что до настоящего времени не устранены нарушения, связанные с повреждением кровельного покрытия, что влечет протечки и нарушение прав содержащихся в ПФРСИ лиц на надлежащее санитарно-гигиеническое обеспечение.
Факт наличия до настоящего времени указанных нарушений административным ответчиком не оспаривается.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих своевременное обращение ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области в Управление с целью выделения дополнительного финансирования.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность по исполнению указанных требований законодательства лежит на ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области, при этом отсутствие финансовых средств не может являться основанием для освобождения администрации учреждения от их исполнения.
Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
На основании статьи 11 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач. Имущество учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу статьи 38 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.
Главным распорядителем средств федерального бюджета, выделенных на Самарскую область, является УФСИН России по Самарской области, а получателем ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области.
Согласно части 3 статьи 99 УИК РФ минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Письмо от 14 марта 2023 г. о выделении дополнительного финансирования направлено в УФСИН России по Самарской области после внесения представления, в период исполнения бюджетных обязательств, а не в период определения бюджетных потребностей, в связи с чем, не могут свидетельствовать о бездействии УФСИН России по Самарской области.
Кроме того, само по себе письмо не соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации в части порядка подачи заявок на получение бюджетного финансирования.
Вместе с тем, установлено, что устранение протечек кровли уже осуществлено в рамках имеющихся бюджетных лимитов, в связи с чем ссылки на невозможность устранения данного нарушения ввиду отсутствия дополнительного финансирования, несостоятельны.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Принимая во внимание, что бездействие ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области, выразившееся в не проведении ремонта кровельного покрытия режимного корпуса № 1 ПФРСИ при ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области, выявленные прокурором при проведении проверки, не были устранены исправительным учреждением, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, не влияют на правильность принятого решения и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Следует отметить, что само по себе несогласие административного ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку. Таким образом, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 13 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ Исправительная колония № 15 УФСИН России по Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 26 декабря 2023 г.
Председательствующий:
Судьи: