РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Камышин Волгоградской области дело №2-934/2024
26 апреля 2024 года уид 34RS0019-01-2024-002042-04
Камышинский городской суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Валеевой М.Ю., при секретаре судебного заседания Дружининой М.В., с участием пом. Камышинского городского прокурора Волгоградской области Томиленко И.С., представителя ответчика МБОУ Средняя школа №16 Мозговой С.И., представителя Комитета по образованию администрации городского округа-город Камышин Чусова С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышинского городского прокурора Волгоградской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации городского округа-город Камышин, комитету по образованию администрации городского округа- город Камышин, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя школа №16 городского округа-город Камышин Волгоградской области о возложении обязанности осуществить финансирование по проведению обследования технического состояния здания школы и о возложении обязанности провести обследование технического состояния здания,
установил:
истец Камышинский городской прокурор (далее прокурор), действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд к ответчикам администрации городского округа-город Камышин, комитету по образованию администрации городского округа- город Камышин, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя школа №16 городского округа-город Камышин Волгоградской области (далее МБОУ СШ №16) о возложении обязанности осуществить финансирование по проведению обследования технического состояния здания школы и о возложении обязанности провести обследование технического состояния здания школы, обосновывая требования тем, что на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации городского округа- города Камышина Волгоградской области от 07 октября 2010 года №558 и в соответствии с положениями части 9 статьи 9.2 ФЗ от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» МБОУ СШ №16 передано в оперативное управление нежилое четырехэтажное здание школы №16, площадью № .... кв. метров, кадастровый номер № ...., находящееся по адресу: ....
При проведении проверки документов по требованию прокурора от 13 марта 2024 года №21-69-2024 выявлено, что должностными лицами МБОУ СШ №16 эксплуатационный контроль здания в нарушение требований раздела №3 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 №312, не осуществляется, современные средства технической диагностики не используются, не смотря на истечение нормативных сроков эксплуатации комплексное обследование технического состояния зданий (сооружений) не проведено, что не обеспечивает безопасные условия обучения и воспитания несовершеннолетних.
Из актов осмотров технического состояния – плановые осмотры технического состояния здания в целом, его систем и внешнего благоустройства, технического состояния отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства учреждения проводятся формально, без точного описания выявленных дефектов, перечень необходимых работ ограничен только указанием на необходимость их проведения, точные сроки и исполнители не указаны. При весеннем и осеннем осмотре не уточняются объемы ремонтных работ здания. Сведения о техническом состоянии здания в целом не приведены.
Тогда как не проведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания МБОУ СШ №16 путем привлечения специальных организаций может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что в свою очередь нарушает гарантированные Конституцией РФ, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, прокурор просит суд обязать администрацию городского округа -город Камышин Волгоградской области в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда довести до комитета по образованию администрации городского округа -город Камышин Волгоградской области лимиты бюджетных обязательств в целях проведения в МБОУ СШ №16 обследования технического состояния нежилого здания школы с использованием современных средств технической диагностики. Обязать комитет по образованию администрации городского округа -город Камышин в течение одного месяца со дня доведения лимитов бюджетных обязательств обеспечить необходимое финансирование МБОУ СШ №16 в целях обследования технического состояния нежилого здания школы Обязать МБОУ СШ №16 городского округа-город Камышин в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, провести обследование технического состояния нежилого здания, площадью № ....,1 кв. метров, кадастровый номер № ...., находящееся по адресу: г. ....
В судебном заседании помощник прокурора Томиленко И.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, в части возложения обязанности на МБОУ СШ №16 городского округа-город Камышин в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, провести обследование технического состояния нежилого здания, площадью 5047,1 кв. метров, кадастровый номер № ...., находящееся по адресу: г..... В остальной части иск не поддерживает, просит прекратить.
Представитель ответчика МБОУ СШ №16 городского округа- город Камышин пояснила, что обследование здание школы проводится ежегодно, но путем визуального осмотра, а также отдельных систем инженерных коммуникаций. Полагает, что срок предложенный прокурором несоразмерно мал для такого значительного мероприятия.
Представитель ответчика комитета по образованию администрации городского округа-г. Камышин Чусов С.Ю. позицию ответчика МБОУ СШ №16 поддержал.
Представитель администрации городского округа -город Камышин в судебное заседание не явился, в представленном заявлении выразил несогласие с требованиями прокурора в части возложения обязанности на администрацию городского округа -город Камышин в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда довести до комитета по образованию администрации городского округа -город Камышин Волгоградской области лимиты бюджетных обязательств в целях проведения в МБОУ СШ №16 обследования технического состояния нежилого здания школы с использованием современных средств технической диагностики.
Определением Камышинского городского суда от 26 апреля 2024 года принят отказ Камышинского городского прокурора Волгоградской области от части исковых требований к администрации городского округа-город Камышин, комитету по образованию администрации городского округа- город Камышин о возложении обязанности осуществить финансирование по проведению обследования технического состояния здания школы в установленные сроки.
Выслушав прокурора, представителей ответчиков МБОУ СШ №16 и комитета по образованию администрации городского округа-г. Камышин, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает уточнённые исковые требования Камышинского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 296 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу п.2 ч.6 ст. 28, 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе создавать безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч.9 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Согласно п. 13 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относит организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В силу требований ч.1 и 2 ст.36 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.6, 7 ст.55.24, 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, технический ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.
Если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.
Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 №312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее по тексту Положение). Данное положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
В силу требований п.3.2 Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
Приложением №2 к Положению установлено, что рекомендуемая продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации.
Пунктами 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенного в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст, предусмотрено, что первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора
На основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации городского округа- города Камышина Волгоградской области от 07 октября 2010 года №558 МБОУ СШ №16 передано в оперативное управление нежилое четырехэтажное здание школы №16, площадью № .... кв. метров, кадастровый номер № ...., находящееся по адресу: г. ...., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации прав от 07 февраля 2012 года 34 АА- №545038 (л.д. 13).
Указанное нежилое здание расположено на земельном участке, площадью № .... кв. метров, поставлено на кадастровый учёт (л.д. 16-17,18-20, 46).
Из технического паспорта МБОУ СШ №16 следует, что четырехэтажное здание на каждом этаже, кроме технических и служебных помещений, оснащено кабинетами, лестничными площадками, раздевалками, библиотекой и актовым залом (2-й этаж) (л.д. 21-44).
Согласно п. 1.6 Устава, учредителем МБОУ СШ №16 является администрация городского округа, функции и полномочия учредителя осуществляет Комитет по образованию администрации городского округа.
Пунктом 1.9 Устава за общеобразовательным учреждением установлена самостоятельность в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, образовательной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности.
Здание МБОУ СШ №16 построено в 1968 году (л.д. 41). Вместе с тем, как следует из информации МБОУ СШ №16 от 19 марта 2024 года №35, представленной по Требованию прокурора от 13 марта 2024 года №21-69-2024 МБОУ СШ №16 эксплуатационный контроль здания не осуществляется, современные средства технической диагностики не используются, не смотря на истечение нормативных сроков эксплуатации комплексное обследование технического состояния зданий (сооружений) не проведено ( л.д. 12).
Из Актов осмотра технического состояния – плановых осмотров технического состояния здания в целом, его систем и внешнего благоустройства, технического состояния отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства учреждения от 19 октября 2023 года (л.д. 14), от 01 сентября 2023 года (л.д. 15) следует, что осмотры проводились формально, без точного описания выявленных дефектов, перечень необходимых работ ограничен только указанием на необходимость их проведения (косметический ремонт), точные сроки и исполнители не указаны. При весеннем и осеннем осмотре не уточняются объемы ремонтных работ здания. Сведения о техническом состоянии здания в целом не приведены.
Из представленного следует, что эксплуатационный контроль здания должным образом не осуществляется, требования нормативно- правовых актов, устанавливающих порядок и сроки обследования и мониторинга технического состояния здания не исполняются, что не обеспечивает безопасные условия обучения и воспитания несовершеннолетних.
Оценив представленные суду доказательства в порядке ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу, что эксплуатационный контроль здания должным образом не осуществляется, при осмотрах здания в нарушение требований раздела № 3 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года № 312, современные средства технической диагностики не используются, не смотря на истечение нормативных сроков эксплуатации комплексное обследование технического состояния зданий (сооружений) не проведено.
Указанное подтверждается, помимо письменных доказательств, пояснениями представителя ответчика МБОУ СШ №16 в судебном заседании.
Обратного сторонами суду не представлено и при рассмотрении дела не добыто.
При таких данных суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления прокурора к ответчику о возложении обязанности провести обследование технического состояния здания в сроки и порядке изложенном в требованиях искового заявления.
Учитывая значимость разрешаемого судом требования, направленного на защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и в частности несовершеннолетних обучающихся, суд определяет срок для его исполнения в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, полагая, что он соответствует принципам разумности и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Доводы ответчика о том, что срок исполнения предъявленных требований подлежит увеличению до одного года, несостоятельны, так как не представлено объективных доказательств того, что в установленный судом срок устранить выявленные нарушения невозможно.
При возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковое заявление Камышинского городского прокурора Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя Школа №16 городского округа-город Камышин о возложении обязанности провести обследование технического состояния здания удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя Школа №16, ИНН 3436106378, ОГРН 1023404962448, в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу провести обследование технического состояния нежилого здания, расположенного по адресу: ...., кадастровый номер № ...., площадью № .... кв.м, с использованием современных средств технической диагностики.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Камышинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Валеева М.Ю.