Дело № 2-420/2024
УИД: 04RS0004-01-2024-000742-17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 мая 2024 г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Фёдоровой Д.М.,
при секретаре Шилкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Селенгинский район», Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № <данные изъяты> о понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, Гусиноозерский межрайонный прокурор Республики Бурятия в интересах неопределенного круга просит обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № <данные изъяты> (далее - МБДОУ Детский сад № <данные изъяты> учреждение) устранить нарушения обязательных требований антитеррористической защищенности, санитарно-эпидемиологического законодательства, обязать администрацию МО «Селенгинский район» выделить денежные средства на проведение соответствующих мероприятий.
Исковые требования мотивированы тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на создание безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних, обеспечивающих жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, в ходе которой выявлен ряд нарушений. ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ Детский сад № <данные изъяты> внесено представление, до настоящего времени нарушения не устранены.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Тугаринова Н.М. исковые требования уточнила, просила установить для ответчика Администрации муниципального образования «Селенгинский район» срок для устранения нарушений федерального законодательства - до 01 марта 2025. В остальной части требования оставила без изменения, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации МО «Селенгинский район» по доверенности Еранский Е.В. исковые требования с учетом их уточнений признал, суд пояснил, что в настоящее время муниципальный бюджет сформирован, дополнительно денежных средств на устранение выявленных прокурором нарушений не имеется.
Представитель МБДОУ Детский сад № <данные изъяты> по доверенности Дашиев Э.Ж. исковые требования с учетом их уточнений признал, пояснил, что деньги на устранение нарушений не выделяются.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Часть 7 этой же статьи закрепляет ответственность образовательной организации за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы.
Пункт 5 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с 1, 3, 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритета мер предупреждения терроризма.
Пункт 4 части 2 статьи 5 указанного Федерального закона определяет, что Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
В соответствии с подпунктами «д», «м» пункта 24 указанных Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения.
В силу пункта 4 статьи 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В подпункте «д» пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территории), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, указано, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Из чего следует, что Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 № 1006, прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдых и оздоровления детей и молодежи» (далее - СП 2.4.3648-20).
Согласно пунктам 2.5.2 и 2.5.3 СП 2.4.3648-20: полы не должны иметь дефектов и повреждений и должны быть выполненными из материалов, допускающих влажную обработку и дезинфекцию. Стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления образования в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 указанного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет: правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья.
Статьей 9 вышеуказанного Закона установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Из анализа названных норм следует, что ответственность за жизнь и безопасность учащихся несет образовательное учреждение.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МБДОУ Детский сад № <данные изъяты> является муниципальным бюджетным учреждением, некоммерческой образовательной организацией. Гусиноозерским межрайонным прокурором Республики Бурятия проведена проверка исполнения законодательства, направленного на создание безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних, обеспечивающих жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, в ходе которой выявлен ряд нарушений, на основании чего руководителю Учреждения выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений.
Учреждением не были устранены следующие нарушения: в нарушение подпункта «д» пункта 24 Требований объект не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В нарушение подпункта «м» пункта 24 Требований отсутствует оснащение объекта (территории) системой наружного освещения.
В нарушение требования пунктов 2.5.2, 2.5.3 СП 2.4.3648-20, регламентирующих, что полы не должны иметь дефектов и повреждений, должны быть выполнены из материалов, допускающих влажную обработку и дезинфекцию; стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибков, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств; фактически во всех производственных цехах полы и стены имеют частичные дефекты и повреждения внутренний отделки (трещины, сколы).
Наличие указанных нарушений ответчиками не оспорено, доказательств их устранения, вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено.
Суд соглашается с доводами иска о том, что несоблюдение ответчиками нормативно-правовых актов, устанавливающих требования к антитеррористической защищенности зданий и санитарно-эпидемиологического законодательства, создает угрозу жизни и здоровью, а также нарушает права и свободы неопределенного круга лиц.
Перечисленные выше нормы права обязывают МБДОУ Детский сад № <данные изъяты> принять меры к устранению нарушений требований, в связи с чем, заявленные требования прокурора к указанному ответчику обоснованы и подлежат удовлетворению.
В полномочия Администрации МО «Селенгинский район» входит организация содержания и режима работы в образовательных учреждениях.
Учитывая, что Администрация МО «Селенгинский район», как учредитель МБДОУ Детский сад № <данные изъяты>, обязана финансировать деятельность учреждения, исковые требования прокурора об обязании Администрации МО «Селенгинский район» выделить денежные средства для устранения нарушений требований антитеррористической защищенности зданий и санитарно-эпидемиологического законодательства также обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая объем работ, которые надлежит выполнить ответчикам, принимая во внимание мнение требования истца и пояснения ответчиков, руководствуясь положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит возможным установить разумный срок, в течение которого должны быть произведены вышеназванные мероприятия, для Администрации МО «Селенгинский район» – до 01.03.2025 со дня вступления решения суда в законную силу, по требованиям, предъявленным к МБДОУ Детский сад № <данные изъяты> в течение 6 месяцев со дня выделения денежных средств учредителем.
У суда нет оснований для установления более длительного срока для исполнения решения суда. Длительное не устранение допущенных нарушений ставит под угрозу безопасность учащихся и работников учреждения. При наличии объективных причин, не позволяющих исполнить решение в установленный судом срок, ответчики не лишены возможности обратиться в суд с соответствующим заявлением об отсрочке.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации администрация МО «Селенгинский район» как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины. Также с учетом финансирования за счет бюджетных средств, представленных доказательств о материальном положении ответчика, суд полагает возможным освободить от уплаты государственной пошлины МБДОУ Детский сад № <данные изъяты>
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░ 0318008354) ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░ 2025 ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ (░░░░░░░, ░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № <░░░░░░ ░░░░░░> (░░░ 0318009630) ░ ░░░░░░░ 6 (░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ (░░░░░░░, ░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 30 ░░░ 2024.