Дело № 2а-37/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 января 2024 г. с. Турочак
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,
при секретаре Курускановой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Жукова Д.Н. к администрации муниципального образования «Турочакский район» о признании незаконным действий (бездействие) органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка, обязании предоставить земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Жуков Д.Н. обратился в суд с административным иском к администрации МО «Турочакский район» о признании незаконным действий (бездействие) органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка, обязании предоставить земельный участок, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов для ведения личного подсобного хозяйства на полевых, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ему административным ответчиком отказано в удовлетворении его заявления. На основании изложенного, административный истец просит суд признать отказ в предоставлении земельного участка незаконным, обязать административного ответчика предоставить земельный участок.
В судебное заседание стороны, участвующие в деле, не явились, участие представителей не обеспечили, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, об отложении судебного заседания, рассмотрении дела в их отсутствие, не просили. Административный истец просил дело рассмотреть в его отсутствие.
В силу ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, рассматривая иск, в пределах заявленных требований, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в администрацию МО «Турочакский район» с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет без проведения торгов для ведения личного подсобного хозяйства на полевых, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на основании п.2 ст. 39.6 ЗК РФ. Приложение к указанному заявлению отсутствует.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ за № администрация МО «Турочакский район» отказала административному истцу в предоставлении указанного выше земельного участка на том основании, что при выезде на место, было установлено, что на данном земельном участке расположены объекты капитального строительства, которые не прошли государственный кадастровый учет, право не зарегистрировано. На земельном участке для ведения ЛПХ на полевых участка, где право возведения объектов капитального строительства не предусмотрено, возведено самовольное капитальное строение.
Возведение и нахождение капитального строения на земельном участке не оспаривается и изложено в административном иске самим административным истцом.
При проверке доводов административного истца о нарушении его прав, свобод и законных интересов принятым решением, суд исходит из следующего.
Согласно пп.19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно, п.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п.3 ст.11.2 ЗК РФ).
Согласно п.2 ст.7 ЗК РФ правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года № П/0412 (далее - Классификатор), вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» подразумевает под собой ведение сельского хозяйства. Данный вид разрешенного использования включает в себя виды разрешенного использования с кодами 1.1-1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Следовательно, вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного, использования» включает в себя и вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» (пункт 1.16 Классификатора) без права возведения объектов капитального строительства.
Как следует из письма администрации района при выезде на место, было установлено, что на данном земельном участке расположены объекты капитального строительства, которые не прошли государственный кадастровый учет.
Судом установлено, что на спорном земельном участке возведен объект недвижимости, построенный административным истцом, без какого-либо на то разрешительных документов.
Исходя из анализа приведенных выше законоположений в их взаимной связи и с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что у администрации района не имелись основания для отказа в предоставлении административному истцу испрашиваемого земельного участка, находящегося в муниципальной собственности без проведения торгов, предусмотренные статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в аренду без проведения торгов.
По смыслу положений ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).
Материалами дела не установлено, что несоблюдение порядка рассмотрения и направления письменного ответа, привело к нарушению прав и законных интересов или создало препятствия к осуществлению прав административного истца, доказательств обратного не представлено.
С учетом заявленных административным истцом оснований, право заявителя на рассмотрение его заявления не нарушено, правовых оснований для удовлетворения требований не имеется.
Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, на него незаконно возложена какая-либо обязанность, судом не установлено, и материалами дела не доказано.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Жукова Д.Н. (паспорт <данные изъяты>) к администрации муниципального образования «Турочакский район» (ИНН 0407005789, ОГРН 1030400607885) о признании незаконным действий (бездействие) органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка, обязании предоставить земельный участок, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено 09 февраля 2024 г.
Судья К.В. Албанчинова