Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-141/2024 (2-1955/2023;) ~ М-1813/2023 от 17.11.2023

68RS0013-01-2023-002515-74

Дело № 2-141/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Мичуринск 18 января 2024 года

Судья Мичуринского городского суда Тамбовской области Старилов С.Н.,

при секретарях Говоровой Ю.А., Рогатиной К.А.,

с участием истца Петровой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой С.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области о включении периодов работы в страховой стаж и назначении страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

17 ноября 2023 года Петрова С.В. обратилась в Мичуринский городской суд Тамбовской области с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области о включении периодов работы в страховой стаж.

21 декабря 2023 года Петрова С.В. свои исковые требования уточнила.

В обоснование своих исковых требований Петрова С.В. указала, что 07 июня 2022 года она обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В назначении пенсии по старости ей было отказано из-за отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента – 21.

В связи с этим, ей было предложено докупить недостающие баллы. В 2022 году она собрала документы для покупки баллов и отнесла в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области для оформления. 13.02.2023 года ею была оплачена первая часть платежа в сумме 170 000 рублей, а 11.08.2023 года оплачена оставшаяся часть в сумме 33 500 рублей.

После покупки баллов 05 сентября 2023 года ей пришло решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области, которым в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого страхового стажа – 12 лет и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента – 21 было отказано.

Данный стаж Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области учтен не был из-за того, что на настоящий момент соглашение между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан прекращено.

С данным решением она не согласна, поскольку в период с 1983 года по 2001 год осуществляла свою трудовую деятельность, ей начислялась заработная плата. Решением от 07.09.2022 года ответчиком данный стаж был принят к зачету.

На момент, когда ею покупались недостающие баллы на территории Российской Федерации, Республика Узбекистан являлась участником Содружества Независимых Государств.

В судебном заседании истец Петрова С.В. свои исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Просит суд признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области от 05.09.2023 года № 150515/23 в части отказа во включении ей в страховой стаж периодов работы с 17.03.1983 года по 11.06.2001 года.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области обязанность включить в страховой стаж период работы с 17.03.1983 года по 11.06.2001 года и назначить ей страховую пенсию по старости.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области в судебное заседание не явился. Направил письменные возражения на исковое заявление. Просил суд в удовлетворении исковых требований Петровой С.В. отказать.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Петровой С.В. не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч.3 ст.2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Федеральным законом от 11 июня 2022 г. № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», вступившим в силу с 30 июня 2022 г., денонсировано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное в городе Москве 13 марта 1992 года.

С принятием вышеуказанного Федерального закона от 11 июня 2022 г. № 175-ФЗ с 1 января 2023 года прекращено действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения, подписанного в Москве 13 марта 1992 года, в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

В силу ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

При этом согласно статье 35 данного Федерального закона, устанавливающей переходные положения, для определения права на установление страховой пенсии по старости в 2021 году требуется наличие не менее 12 лет страхового стажа и величины ИПК не ниже 21 балла.

Согласно статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167- ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Как предусмотрено подпунктом "б" пункта 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Как установлено в судебном заседании 07 июня 2022 года истец обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области от 07 сентября 2022 года № 699 Петровой С.В. в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» было отказано по причине отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента – 21.

Дата регистрации Петровой С.В. в системе обязательного пенсионного страхования - ....

Принято к зачету для определения права на назначение страховой пенсии стаж – ....

Принят к зачету страховой (общий) стаж для расчета размера пенсии по состоянию на 31.12.2001 – ....

13.02.2023 года и 11.08.20223 года в соответствия со ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Петрова С.В. добровольно уплатила в общей сумме 203 500 рублей для покупки недостающих балов баллов ИПК.

После оплаты баллов 30 августа 2023 года Петрова С.В. вновь обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области от 05 сентября 2023 года № 15051/23 Петровой С.В. в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от ... № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» было отказано из-за отсутствия требуемого страхового стажа – 12 лет и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента – 21.

Принято к зачету для определения права на назначение пенсии страховой стаж – ....

Принят к зачету страховой (общий) стаж для расчета размера пенсии по состоянию на .......

Не засчитаны в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, в соответствии со ст. 8 Федерального Закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:

- ...

...

...

...

...

...

...

Отказывая истцу в назначении страховой пенсии по старости ответчик исходил из того, что истец Петрова С.В. являлась иностранным гражданином, осуществлявшим свою трудовую или иную деятельность на территории Союзных республик, входящих в Союз Советских Социалистических Республик до его распада. Указанный порядок установлен Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанном в Москве 13 марта 1992 г., где в ст. 1 указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Для установления права на пенсию, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, относящимися к категориям застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования, за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж, во-первых, в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, и, во-вторых, в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". В соответствии с Федеральным законом от 11.06.2022 № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, который вступил в силу с 30.06.2022, Соглашение СНГ прекратило свое действие для РФ 31.12.2022. Так как договоры о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения не заключены между РФ и Республикой Узбекистан, то в условиях денонсации РФ Соглашения СНГ, при переезде граждан из Республики Узбекистан на постоянное место жительства в РФ, их пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с законодательством РФ — для определения права на пенсию и исчисления её размера учитывается страховой стаж, приобретенный на территории этих государств (бывших союзных республик) за период до 01.01.1991.

Итого не засчитано в страховой стаж ....

Как установлено в судебном заседании истец оспариваемый период 01.01.1991 года по 11.06.2001 года работала на различных должностях за пределами территории Российской Федерации, а именно, на территории Узбекистана.

С заявлением о назначении страховой пенсии по старости Петрова С.В. обратилась в ОСФР по Тамбовской области, после покупки баллов 13.02.2023 года и 11.08.2023 года, 30 августа 2023 года, то есть после того как Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. прекратило действие в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения 1 января 2023 г., а международные соглашения между Российской Федерацией и Узбекистаном в области пенсионного обеспечения отсутствуют, и отсутствует уплата страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд считает, что вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на страховую пенсию по старости необходимо разрешать с учетом рекомендаций, содержащихся в пункте 8 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР", в пункте 2 письма Минсоцзащиты России от 31 января 1994 г. N 1-369-18, в пункте 8 Указания Минсоцзащиты Российской Федерации от 18 января 1996 г. N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР", в письме Минтруда России от 15 января 2003 г. N 88-16, с учетом правовых позиций, изложенных в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 1011-О-О, от 19 декабря 2017 г. N 2915-0.

Так, по смыслу пункта 8 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", при разрешении спора для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией, учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от 15 января 2003 года N 88-16). Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Указания Минсоцзащиты Российской Федерации от 18 января 1996 г. N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР", при осуществлении пенсионного обеспечения лиц, переселившихся на жительство в Россию из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 г., иные периоды, включаемые в трудовой стаж, перечисленные в статье 92 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г., имевшие место после 1 января 1991 г. на территории указанных государств, в трудовой стаж не засчитываются (пункт 2 Письма Минсоцзащиты России N 1-369-18 от 31 января 1994 г.).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 июля 2010 г. N 1011-0-0, в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж граждан, учитываемый при назначении пенсии, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, а также иные периоды, определенные законодательством. При этом согласно статье 10 названного Федерального закона периоды работы и (или) иной деятельности засчитываются в данный стаж в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Однако для лиц, осуществлявших работу и (или) иную деятельность за пределами Российской Федерации, законодатель с целью гарантирования этим лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации, права на получение трудовой пенсии в пункте 2 указанной статьи закрепил возможность зачета периодов такой деятельности независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации,

Кроме того, законодатель, исходя из необходимости сохранения пенсионных прав, приобретенных по нормам ранее действовавшего законодательства, в пункте 2 статьи 29 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приравнял уплату платежей (взносов, налогов), существовавших в рамках пенсионной системы СССР, а также до 01 января 1991 года в Российской Федерации, к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В определении от 19 декабря 2017 г. N 2915-0 Конституционный Суд Российской Федерации повторил позицию о том, что решение вопроса о зачете времени работы на территории государства, не являющегося участником Соглашения от 13 марта 1992 г. (Азербайджанская Республика), с 1 января 1991 г. в страховой стаж заявителя, не являвшегося в этот период застрахованным в Российской системе государственного социального страхования, возможно только путем принятия соответствующего международного соглашения с участием Российской Федерации и соответствующего государства или специального закона.

С целью гарантирования пенсионных прав граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", законодатель в части 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел возможность включения периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись ими за пределами Российской Федерации, в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Таким образом, учитывая, что Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. прекратило действие в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения 1 января 2023 г., а международные соглашения между Российской Федерацией и Узбекистаном в области пенсионного обеспечения отсутствуют, период работы на территории Узбекистана после 1 января 1991 г. в страховой стаж истца, не являвшегося в этот период застрахованным в Российской системе государственного социального страхования, может быть включен только путем принятия соответствующего международного соглашения с участием Российской Федерации и Узбекистана или специального закона, которые на момент рассмотрения спора отсутствуют, равно как отсутствует уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с 1 января 1991 г.

Принимая во внимание, что трудовая деятельность Петровой С.В. осуществлялась с 1 января 1991 г. на территории Узбекистана, с заявлением о назначении страховой пенсии Петрова С.В. обратилась 30.08.2023, когда Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. прекратило действие в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения, международные соглашения между Российской Федерацией и Узбекистаном отсутствуют, также отсутствует уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с 1 января 1991 г., суд приходит к выводу об отсутствии оснований для зачета в страховой стаж периодов работы истца, протекавшего на территории Узбекистана с 01.01.1991 по 11.06.2001 годы.

Вместе с этим, в решении Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области об отказе в назначении страховой пенсии по старости от 05 сентября 2023 № 150515/23 учтены купленные истицей баллы.

Уплаченные Петровой С.В. 13.02.2023 - 170 000 рублей и 11.08.2023 – 33 500 рублей соответствуют отраженному в решении Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области периоду работы с 24.01.2023 года по 30.08.2023 года страховым взносам – 203 500 рублей и ИПК- 4,825.

На 30.08.2023 величина ИПК составила 13,139, в том числе: с учетом стажа работы по 31.12.1990, валоризации, «нестрахового» периода хода за ребенком - 8,314; - уплаченных в 2023 году баллов - 4,825.

Таким образом, с учетом уплаченных в 2023 году баллов, право на назначение Петровой С.В страховой пенсии по старости в условиях денонсации также не возникает.

Руководствуясь ст.ст.194–199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Петровой С.В., ... ..., в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд, через Мичуринский городской суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 25 января 2024 года.

Судья С.Н. Старилов

2-141/2024 (2-1955/2023;) ~ М-1813/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Петрова Светлана Владимировна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тамбовской области
Суд
Мичуринский городской суд Тамбовской области
Судья
Старилов Сергей Николаевич
Дело на сайте суда
michurinskygs--tmb.sudrf.ru
17.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2023Передача материалов судье
21.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2023Судебное заседание
21.12.2023Судебное заседание
18.01.2024Судебное заседание
25.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2024Дело оформлено
06.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее