Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2594/2023 ~ М-2345/2023 от 11.07.2023

Дело № 2-2594/2023

УИД 22RS0015-01-2023-003221-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 6 октября 2023 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе

председательствующего судьи Труновой А.В.,

при секретаре Клейменовой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай об установлении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края» обратилось в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай об установлении границ земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, с местоположением: АДРЕС, путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) имеющихся сведений о координатах характерных (поворотных) точках, и о внесении в ЕГРН новых значений координат характерных (поворотных) точек данного участка согласно межевому плану ООО «Терра Лекс» от ДАТА. Истец просит возместить расходы по уплате государственной пошлины.

В обоснование исковых требований указано, что на основании распоряжения Главного управления имущественных отношений Алтайского края от ДАТА автомобильная дорога «Подъезд к АДРЕС» передана в оперативное управление истца, который является уполномоченным органом в сфере дорожного хозяйства. Полосой отвода автомобильной дороги являются земельные участки, которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений. Работы по подготовке пакета документов для государственной регистрации права на данную автомобильную дорогу выполнило ООО «Терра Лекс» в лице кадастрового инженера Касьянова А.В. В процессе выполнения кадастровых работ было выявлено пересечение территории земельного участка под полосой отвода существующей автомобильной дороги с границами земельного участка с кадастровым номером НОМЕР который принадлежит Российской Федерации и на праве аренды используется АО «Военторг-Восток». Факт пересечения границ указывает на наличие реестровой ошибки в местоположении границ участка НОМЕР. Кадастровым инженером был подготовлен межевой план от ДАТА с актом согласования границ для уточнения местоположения границ данного участка без изменения его площади. АО «Военторг-Восток» и ответчик отказались подписать акт согласования границ, что препятствует постановке на кадастровый учет земельного участка под полосой отвода автомобильной дороги.

В судебном заседании представитель истца Шапорева Ю.Д. поддержала требования заявления.

Представитель ответчика – Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай в судебное заседание не явился, извещен, в письменном отзыве просил отказать в удовлетворении требований, ссылаясь, что не доказан факт наличия реестровой ошибки.

Представитель третьего лица - АО «Военторг-Восток» Казаченок Д.К. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица – Касьянов А.В. в судебном заседании просил удовлетворить требования.

Представители третьих лиц – Управления Росреестра по Алтайскому краю, администрации Первомайского района в судебное заседание не явились, извещены, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Частью 2 ст. 14 указанного Федерального закона предусмотрено, что основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В соответствии с ч. 6 ст. 22 данного Федерального закона в графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков.

Частью 8 ст. 22 данного Федерального закона установлено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Частью 2 ст. 43 названного Федерального закона установлено, что если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Согласно ч. 3 ст. 61 данного Федерального закона воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Частью 4 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.

В пункте 22 Общих требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", указано, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются, в том числе: документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки); нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков; документация по планировке территории (проекты планировки территории, проекты межевания территории), документы территориального планирования; документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, в том числе схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения, предусматривающие утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения об утверждении проекта межевания территории, утвержденный проект межевания территории, решение об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд; решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки.

На основании ч. 9 ст. 38 указанного Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется, исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа - из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

В силу ч. 3 ст. 39 указанного Федерального закона согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Требования к полосе отвода автомобильной дороги установлены статьей 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ.

Согласно ч. 4.1, ч. 4.2 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций на условиях сервитута. Полномочия собственника земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) при заключении соглашений об установлении сервитутов осуществляют владельцы автомобильных дорог. Соглашения об установлении сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций заключаются по согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог. Допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута.

В приказе Минтранса России от 18.08.2020 N 313 "Об утверждении Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения" указано, что границы полосы отвода автомобильной дороги федерального значения определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

Нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса установлены постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 N 717.

Согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты – это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

По делу установлены следующие обстоятельства.

Постановлением администрации Первомайского района от ДАТА НОМЕР изъяты из земель Новоалтайского строительного управления НОМЕР земельные участки площадью 298,15 га (дороги), из земель Первомайского дорожно-ремонтно-строительного управления участки площадью 297 кв.м. (дороги) и предоставлены в постоянное пользование ГУП «Алтайавтодор» для автомобильных дорог.

Постановлением администрации Первомайского района от ДАТА НОМЕР изъяты из земель КГУП «Новоалтайское» земельные участки площадью 17,8 га (дороги) и предоставлены в постоянное пользование ГУП «Алтайавтодор» для подъездных автодорог к АДРЕС.

Постановлением Администрации Алтайского края от ДАТА ГУП Алтайского края «Алтайавтодор» реорганизовано в КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края».

Постановлением Администрации Алтайского края от ДАТА НОМЕР утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. В данный перечень входит, в том числе дорога межмуниципального значения в Первомайском районе – подъезд к АДРЕС.

По договору между истцом и ООО «Терра Лекс» от ДАТА последний как подрядчик обязался выполнить комплекс кадастровых работ по образованию земельных участков, образованию сооружения, установлению придорожной полосы автомобильной дороги «Подъезд к АДРЕС» в Первомайском районе Алтайского края.

Согласно сведениям ЕГРН на кадастровом учете с ДАТА состоит земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, площадью 391 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, АДРЕС; категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – обеспечение обороны и безопасности; собственник – Российская Федерация; ДАТА зарегистрировано право аренды в пользу АО «Военторг-Восток» сроком на 49 лет с ДАТА.

Кадастровым инженером ООО «Терра Лекс» подготовлен межевой план от ДАТА с целью уточнения границ земельного участка с кадастровым номером НОМЕР в связи с исправлением реестровой ошибки, поскольку при установлении границ данного участка не было учтено прохождение автомобильной дороги, т.к. границы участка определялись картометрическим способом. На картматериале, использованном для определения границ (сельхозкарта Сибирского филиала ВИСХАГИ, 1987 г.) вышеуказанная дорога обозначена внемасштабным условным знаком, который не определяет ширину земляного полотна, обочин, откосов и других элементов автодороги, т.е. данный документ не мог быть использован при определении границ участка.

Кадастровым инженером был составлен акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером НОМЕР с целью исправления реестровой ошибки, который был направлен с предложением подписать его собственнику и арендатору участка. В сопроводительном письме было указано, что в настоящий момент граница спорного земельного участка проходит на расстоянии 2 м от оси автомобильной дороги «Подъезд к АДРЕС», что не соответствует нормам отвода земель для размещения автомобильных дорог, установленных постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 № 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса".

В письме от ДАТА АО «Военторг-Восток» отказалось подписать акт согласования границ, указав, что площадные потери арендуемого земельного участка не могут быть компенсированы за счет неразграниченных земель, т.к. данные земли не являются неразграниченной федеральной собственностью.

В письме от ДАТА МТУ Росимущества в Алтайском крае и г. Новоалтайске отказалось подписать акт согласования границ, указав, что в акте отсутствует подпись арендатора участка - АО «Военторг-Восток», и отсутствует обоснование факта реестровой ошибки.

Оценив представленные документы, суд приходит к следующим выводам.

Из межевого плана от ДАТА, сведений публичной кадастровой карты следует, что часть земельного участка с кадастровым номером 22:73:010101:36 располагается в пределах полосы отвода автомобильной дороги.

Из объяснений кадастрового инженера и представленных документов следует, что данная дорога существовала на момент первоначального межевания земельного участка.

Следовательно установление границ участка в пределах отвода автомобильной дороги нарушает вышеназванные требования закона.

В межевом плане кадастровым инженером приведены возможные причины допущенной реестровой ошибки при формировании границ участка.

Со стороны собственника и арендатора участка доказательств обратного не представлено, ходатайств о назначении экспертизы в опровержение названного межевого плана не заявлено.

При указанных обстоятельствах требования истца об установлении новых границ участка при исправлении данной реестровой ошибки являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Из объяснений представителя АО «Военторг-Восток» следует, что на спорной территории участка не располагается строений, эта часть территории не используется для прохода или заезда.

Кадастровым инженером было предложено два варианта уточнения границ земельного участка НОМЕР: с исключением спорной территории из полосы отвода дороги без перераспределения площади за счет иной территории либо с исключением спорной территории из полосы отвода дороги с перераспределением площади за счет иной территории муниципального образования (на что администрация АДРЕС возражений не представила).

Представитель АО «Военторг-Восток» в судебном заседании указал, что у данного юридического лица не имеется заинтересованности в перераспределении территории в случае исключения спорной территории из площади участка.

Представитель ответчика своего мнения относительно предложенных вариантов исправления реестровой ошибки не выразил.

При таких обстоятельствах, с учетом позиции АО «Военторг-Восток», суд считает возможным исправить реестровую ошибку по предложенному истцом варианту – путем уточнения границ спорного участка при исключении части территории, приходящейся на полосу отвода автомобильной дороги, без иного перераспределения земель.

На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ истцу за счет ответчика, который является лицом, ответственным за распоряжение федеральным имуществом, и которым необоснованно не было в досудебном порядке согласовано изменение границ участка, подлежат возмещению расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края» удовлетворить.

Установить границы земельного участка с кадастровым номером НОМЕР с местоположением: АДРЕС, путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости имеющихся сведений о координатах характерных (поворотных) точек:

№ X Y

5 625471,81     3192139,2

6 625468,8 3192136,46

и внесения в Единый государственный реестр недвижимости новых значений координат характерных (поворотных) точек границ земельного участка с кадастровым номером НОМЕР с местоположением: Российская Федерация, АДРЕС:

№ X Y

6 625472,39 3192133

5 625475,4 3192135,56

согласно межевому плану ООО «Терра Лекс» от ДАТА.

Взыскать с Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в АДРЕС и АДРЕС (ОГРН 1092221004040, ИНН 2221172516) в пользу КГКУ «Управление автомобильных дорог АДРЕС» (ОГРН 1062225020824, ИНН 2225079331) денежные средства в сумме 6 000 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.В. Трунова

Мотивированное решение изготовлено 09.10.2023.

2-2594/2023 ~ М-2345/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
КГКУ "Алтайавтодор"
Ответчики
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Алтайскому краю и Республике Алтай
Другие
ООО "Терра Лекс"
АО "Военторг-Восток"
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю
Администрация Первомайского района Алтайского края
Суд
Новоалтайский городской суд Алтайского края
Судья
Трунова Анна Владимировна
Дело на странице суда
novaltaisky--alt.sudrf.ru
11.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.07.2023Передача материалов судье
14.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.08.2023Предварительное судебное заседание
14.09.2023Судебное заседание
21.09.2023Судебное заседание
06.10.2023Судебное заседание
09.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2023Дело оформлено
22.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее