Дело №2а-1-433/2020
УИД 73RS0012-01-2020-000557-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«07» сентября 2020 года г. Димитровград
Ульяновская область
Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Мягкова А.С.
при секретаре Сергеенковой О.В.,
с участием помощника прокурора Мелекесского района Хабибуллина М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мелекесского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Лебяжинское сельское поселение» о признании незаконным действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что
Прокурорской проверкой выявлены нарушения, допускаемые органами местного самоуправления МО «Лебяжинское сельское поселение» при формировании организационно-штатных структур.
В силу ч. 1 ст. 2, ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в целях обеспечения исполнения, в том числе, полномочий органа местного самоуправления, а также лиц, замещающих муниципальные должности, учреждаются должности муниципальной службы.
При этом п. 2 ст. 10 указанного Закона допускает формирование в органе местного самоуправления должностей, не относящихся к должностям муниципальной службы, наличие которых обусловлено необходимостью технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
Вместе с тем, вопреки вышеназванным положениям законодательства, обязанности, исполняемые по «техническим» должностям, учрежденным в администрации МО «Лебяжинское сельское поселение», тождественны функциям, реализуемым по должностям муниципальной службы.
Решением Совета депутатов поселения от 30.12.2016 №48/130 утверждена структура и предельная штатная численность работников администрации МО «Лебяжинское сельское поселение», согласно которой предусмотрено две должности муниципальной службы (Глава администрации, специалист по кадрам и контролю за исполнением поручений), остальные работники замещают должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы.
При этом З.., которая замещала должность ***, с **.**.**** по **.**.**** находилась на листе временной нетрудоспособности в связи с ***, а с **.**.**** и до настоящего времени находится в отпуске по уходу за ребенком.
Глава администрации МО «Лебяжинское сельское поселение» Б. уволена с **.**.****. Обязанности Главы администрации поселения исполняет Ш.., которая не является муниципальной служащей.
Однако в соответствии с Приложением 1 к Закону Ульяновской области от 07.11.2007 № 163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области» должность Главы администрации сельского поселения является должностью муниципальной службы.
При наличии в штате администрации поселения лишь одной должности муниципальной службы – главы администрации поселения, в случае его отсутствия (отпуск, болезнь, командировка), возложение обязанностей на лиц, не замещающих должности муниципальной службы, противоречит требования законодательства.
Кроме того, в финансовом отделе администрации предусмотрены «технические» должности начальника финансового отдела и главного специалиста-экономиста.
В соответствии с распоряжением администрации поселения от 19.09.2018 №15-р к должностным обязанностям начальника финансового отдела и главного специалиста-экономиста отнесены «прогноз и разработка проекта бюджета поселения на очередной финансовый год, исполнение бюджета поселения, составление отчета об исполнении бюджета поселения, осуществление взаимных расчетов бюджета поселения с бюджетом Мелекесского района, организация казначейского сопровождения бюджета, организация и осуществления краткосрочного прогнозирования и кассового планирования финансовых расчетов, определение и утверждение лимитов бюджетных обязательств для распорядителей и получателей бюджетных средств».
В подобной ситуации лица, не замещающие должности муниципальной службы, фактически выполняют функции, отнесенные п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к исключительной компетенции органов местного самоуправления сельского поселения, осуществление которых должно быть возложено на лиц, замещающих должности муниципальной службы.
В указанном случае обязанности, ограничения и запреты, установленные ст. 12, 13, 14 Закона №25-ФЗ, на лиц, замещающих «технические» должности и обеспечивающих при этом исполнение полномочий администрации поселения, не распространяются.
Более того, изучение должностных инструкций органов местного самоуправления и подведомственных учреждений показало, что из структуры администрации безосновательно исключена муниципальная должность – специалист по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям, которая перенесена в структуру МКУ «Техническое обслуживание» в качестве «технической» должности.
Между тем, должностные обязанности данного сотрудника, предусмотренные должностной инструкцией, утвержденной приказом директора МКУ от 20.09.2018 №14 (ведение реестра муниципальной собственности, подготовка выписок из указанного реестра, ведение реестра земельных участков, расположенных на территории поселения), тождественны функциям, реализуемым ранее по данной должности муниципальной службы.
Данные функции также выполняются в связи с реализацией вопросов местного значения по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, предусмотренных п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ.
Исключив рассматриваемую должность из структуры администрации поселения с переводом в структуру МКУ в качестве «технической» должности, органы местного самоуправления муниципального образования создали возможность незаконного освобождения от ответственности лиц, замещающих «технические» должности и нарушающих антикоррупционные запреты и ограничения.
Таким образом, намеренный вывод лиц, не занимающих должности муниципальной службы, но являющимися таковыми по своему функционалу, из-под действия запретов и ограничений Закона №25-ФЗ создает предпосылки для коррупционных проявлений со стороны указанных сотрудников, что противоречит принципу обеспечения законности при прохождении муниципальной службы, установленному ст.ст. 3,7 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
По данному факты в адрес Главы администрации МО «Лебяжинское сельское поселение» **.**.**** вносилось представление об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени никаких мер к исполнению требований прокурора не принято.
Просит признать незаконными действия администрации МО «Лебяжинское сельское поселение» по возложению должностных обязанностей по вопросам составления и рассмотрения проекта бюджета поселения, утверждения и исполнения бюджета поселения, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении бюджета поселения на начальника финансового отдела и главного специалиста-экономиста, не замещающих должности муниципальной службы.
Обязать администрацию МО «Лебяжинское сельское поселение» внести изменения в структуру и штатную численность работников, штатное расписание, возложив исполнение обязанностей по составлению и рассмотрению проекта бюджета поселения, утверждению и исполнению бюджета поселения, осуществлению контроля за его исполнением, составлению и утверждению отчета об исполнении бюджета поселения на работников, замещающих должности муниципальной службы.
Признать незаконными действия администрации МО «Лебяжинское сельское поселение» по возложению должностных обязанностей по вопросам владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности, на специалиста по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям МКУ «Техническое обслуживание», не замещающего должность муниципальной службы.
Обязать администрацию МО «Лебяжинское сельское поселение» внести изменения в структуру и штатную численность работников, штатное расписание, возложив исполнение обязанностей по вопросам владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности на работника, замещающего должность муниципальной службы.
В судебном заседании помощник прокурора Хабибуллин З.Ш. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации МО «Лебяжинское сельское поселение» в судебное заседание не явился, представив суду заявление о рассмотрении данного дела в отсутствие его представителя, оставляет рассмотрение дела на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица МКУ «Техническое обслуживание» в судебное заседание не явился, представив суду заявление о рассмотрении данного дела в отсутствие его представителя, оставляет рассмотрение дела на усмотрение суда.
Руководствуясь положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело по существу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 2, ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон №25-ФЗ) в целях обеспечения исполнения, в том числе, полномочий органа местного самоуправления, а также лиц, замещающих муниципальные должности, учреждаются должности муниципальной службы.
При этом п. 2 ст. 10 указанного Закона допускает формирование в органе местного самоуправления должностей, не относящихся к должностям муниципальной службы, наличие которых обусловлено необходимостью технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
В соответствии с Приложением 1 к Закону Ульяновской области от 07.11.2007 № 163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области» должность Главы администрации сельского поселения является должностью муниципальной службы.
Как установлено в судебном заседании **.**.**** года в адрес главы администрации МО «Лебяжинское сельское поселение» вынесено представление об устранении нарушений закона. О результатах рассмотрения представления прокурора рекомендовано сообщить в месячный срок.
**.**.**** года в адрес прокурора Мелекесского района от главы администрации направлено обращение, в котором в целях указанных нарушений администрацией было направлено обращение в адрес Управления по вопросам государственной службы и кадров администрации Губернатора Ульяновской области. Данным Управлением планируется проведение совместного совещания с государственно-правовым управлением Правительства Ульяновской области для выработки рекомендаций муниципальным образованиям по типовым стриктурам администраций поселений. В бюджете поселения на **.**.**** год не предусмотрены дополнительные возможности по увеличению фонда заработной платы.
В материалы дела представлено решение совета депутатов МО «Лебяжинскоое сельское поселение» об утверждении структуры и предельной штатной численности работников администрации поселения, предельная штатная численность работников администрации от **.**.**** года, а также проект на **.**.**** г., структура администрации МО «Лебяжинское сельское поселение».
Постановлением администрации МО «Лебяжинское сельское поселение» от **.**.**** г. №*** утверждена структура и предельная штатная численность работников МКУ «Техническое обслуживание» МО «Лебяжинское сельское поселение».
Распоряжением администрации МО «Лебяжинское сельское поселение» от **.**.**** г. №*** наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания *** администрации В.
Распоряжением администрации МО «Лебяжинское сельское поселение» от **.**.**** г. №*** и приказом Главы администрации №*** от **.**.**** г. утверждены штатные расписания. Распоряжение вступает в силу с **.**.**** года.
В штатные расписания введены: одна ставка главы администрации и ставка специалиста по кадрам и контролю за исполнением поручений, ставка начальника финансового отдела, две ставки по 0,5 ставки главного специалиста – экономиста, ставка главного бухгалтера, 0,5 ставки юрисконсульта, ставка инспектора ПВУ, 0,5 ставки делопроизводителя, одна ставка специалиста по благоустройству, одна ставка администратора с. Сабакаево, 0,5 ставки администратора с. Ст. Васильевка, одна ставка администратора с. Аллагулово, с. Степная, одна ставка специалиста по связям с общественностью, по одной ставки специалиста по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям и водителя, 0,5 ставки электромонтера, по одной ставки тракториста 6 разряда и уборщика территории, по 0,5 ставки уборщика территории (4 ставки, 0,75 ставки уборщика служебных помещений, три ставки по 0,5 ставки уборщика служебных помещений, 0,25 ставки уборщика служебных помещений. 0,5 ставки дворника.
В материалах дела имеются должностные инструкции начальника финансового отдела, главного специалиста-экономиста финансового отдела, специалиста по управлению муниципальной собственности и земельным отношениям администрации МО «Лебяжинское сельское поселение».
Разрешая исковые требования прокурора, суд находит их в целом обоснованными и законными, т.к. замещение сотрудниками администрации не относящимся к должностям муниципальной службы должностей, где установлены запреты и ограничения, создает неравноправие данных лиц между собой. Поскольку муниципальные служащие в силу закона обязаны отчитываться о доходах и расходах, имеют ряд ограничений и запретов, а на технических работников такие требования не распространяются.
Вместе с тем, согласно ч. 8 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
Суд полагает, что необходимо обязать администрацию МО «Лебяжинское сельское поселение» направить в представительный орган указанного муниципального образования для утверждения структуру местной администрации.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177, 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Мелекесского района удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации МО «Лебяжинское сельское поселение» по возложению должностных обязанностей по вопросам составления и рассмотрения проекта бюджета поселения, утверждения и исполнения бюджета поселения, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении бюджета поселения на начальника финансового отдела и главного специалиста-экономиста, не замещающих должности муниципальной службы.
Обязать администрацию МО «Лебяжинское сельское поселение» направить в представительный орган указанного муниципального образования для утверждения структуру местной администрации, штатное расписание, возложив исполнение обязанностей по составлению и рассмотрению проекта бюджета поселения, утверждению и исполнению бюджета поселения, осуществлению контроля за его исполнением, составлению и утверждению отчета об исполнении бюджета поселения на работников, замещающих должности муниципальной службы.
Признать незаконными действия администрации МО «Лебяжинское сельское поселение» по возложению должностных обязанностей по вопросам владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности, на специалиста по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям МКУ «Техническое обслуживание», не замещающего должность муниципальной службы.
Обязать администрацию МО «Лебяжинское сельское поселение» направить в представительный орган указанного муниципального образования для утверждения структуру местной администрации, штатное расписание, возложив исполнение обязанностей по вопросам владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности на работника, замещающего должность муниципальной службы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 11 сентября 2020 года.
Судья А.С. Мягков