Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-817/2024 (2-3903/2023;) ~ М-3204/2023 от 15.12.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 мая 2024 года г. Тольятти

Судья Ставропольского районного суда Самарской области Безденежный Д.В.

при секретаре Евсиковой Т.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-817/2023 по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти к МП «СтавропольРесурсСервис» в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об устранении нарушений санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с вышеуказанным исковым заявлением.

В судебное заседание представитель истца не явился, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.

Представитель ответчика - МП м.р.Ставропольский "СРС" в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о причинах неявки не сообщил, возражений не представил по заявленным исковым требованиям.

Представитель 3-его лица администрация м.р. Ставропольский в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в их отсутствие

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон и представителя третьего лица, с учетом представленных по делу доказательств.

Исследовав представленные письменные доказательства по делу, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти, а Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Тольятти – территориальным органом Федерального органа исполнительной власти.

Согласно статье 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон) долж¬ностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере испол¬нять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения са¬нитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использовать весь ком¬плекс предоставленных полномочий.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Закона главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 Закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Статьей 18 подп. 5 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Статьей 11 Закона предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства об обязательном исполнении предписаний. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.

Согласно ст. 1 Федерального Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

В соответствии со ст. 8 Закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с ч.1 статьи 19 Закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Частью 2 ст.19 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

В соответствии с ч.1 ст. 23 Федерального Закона от 07.12.2011г №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

На основании ч.4 ст.23 Федерального Закона от 07.12.2011г № 416-ФЗ питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

В соответствии с требованиями п.75 СанПиН 2.1.3.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.

На основании п.2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 27.08.2012) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

В соответствии с п.31 Постановления исполнитель обязан:

а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением услуг ненадлежащего качества.

На основании п.150 Постановления Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положением настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Таким образом, определить конкретно каждого потребителя не представляется возможным.

Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Тольятти по обращению граждан на низкое качество воды централизованной системы питьевого водоснабжения Ставропольского района в отношении МП Муниципального района Ставропольский «СРС» проведена проверка с отбором проб питьевой воды в точках перед поступлением в распределительную сеть и из распределительной сети района Ставропольский для проведения исследований по микробиологическим и санитарно-химическим показателям с целью оценки ее качества.

По результатам проверки составлен протокол № 18-04/21 от 21.06.2023 г. 21.06.2023 г. в 16.00 при проведении плановой выездной проверки на основании решения № 18-04/93 от 22.05.2023г. в отношении МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКИЙ «СТАВРОПОЛЬРЕСУРССЕРВИС» (МП МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКИЙ «СРС») расположенного по адресу: Самарская область, 445146, Ставропольский район, с.Хрящевка, ул. Советская, 2, осуществляющего деятельность по водоснабжению населения муниципального района Ставропольский было установлено: холодная питьевая вода, подаваемая потребителю не отвечает требованиям гигиенических нормативов:

- согласно протоколу лабораторных испытаний воды питьевой холодного водоснабжения, отобранной из подземного водозабора п. Рассвет, № 8700 от 19.06.2023 г., экспертному заключению по результатам лабораторных испытаний № 15704 от 19.06.2023 года, выданным филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области в городе Тольятти»: вода питьевая холодного водоснабжения, отобранная из подземного водозабора п. Рассвет, по санитарно - химическим показателям не соответствует требованиям санитарных норм и правил. Так, определяемый санитарно-химический показатель марганец, при норме - не более 0,1 мг/дм3, составил 0,14±0,02 мг/дм3, что является превышением гигиенического норматива;

- согласно протоколу лабораторных испытаний воды питьевой холодного водоснабжения, отобранной из подземного водозабора с. В. Сускан, № 8698 от 19.06.2023 г., экспертному заключению по результатам лабораторных испытаний № 15694 от 19.06.2023 года, выданным филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области в городе Тольятти»: вода питьевая холодного водоснабжения, отобранная из подземного водозабора с. В. Сускан, по санитарно - химическим показателям не соответствует требованиям санитарных норм и правил. Так, определяемый санитарно-химический показатель железо общее, при норме - не более 0,3 мг/дм3, составил 2,76±0,41 мг/дм3, определяемый санитарно-химический показатель марганец, при норме - не более 0,1 мг/дм3, составил 0,34±0,05 мг/дм3, определяемый санитарно-химический показатель мутность, при норме - не более 2,6 ЕМФ, составил 31±4,0 (при ?=530 нм) ЕМФ, что является превышением гигиенического норматива;

- согласно протоколу лабораторных испытаний воды питьевой холодного водоснабжения, отобранной из подземного водозабора с. Лопатино, № 8696 от 19.06.2023 г., экспертному заключению по результатам лабораторных испытаний № 15687 от 19.06.2023 года, выданным филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области в городе Тольятти»: вода питьевая холодного водоснабжения, отобранная из подземного водозабора с. Лопатино, по санитарно - химическим показателям не соответствует требованиям санитарных норм и правил. Так, определяемый санитарно-химический показатель железо общее, при норме - не более 0,3 мг/дм3, составил 1,24±0,19 мг/дм3, определяемый санитарно-химический показатель марганец, при норме - не более 0,1 мг/дм3, составил 0,42±0,06 мг/дм3, определяемый санитарно-химический показатель мутность, при норме - не более 2,6 ЕМФ, составил 11±2,0 (при ?=530 нм) ЕМФ, что является превышением гигиенического норматива;

- согласно протоколу лабораторных испытаний воды питьевой холодного водоснабжения, отобранной из подземного водозабора с. Н. Санчелеево, № 8694 от 19.06.2023 г., экспертному заключению по результатам лабораторных испытаний № 15683 от 19.06.2023 года, выданным филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области в городе Тольятти»: вода питьевая холодного водоснабжения, отобранная из подземного водозабора с. Н. Санчелеево, по санитарно - химическим показателям не соответствует требованиям санитарных норм и правил. Так, определяемый санитарно-химический показатель железо общее, при норме - не более 0,3 мг/дм3, составил 2,04±0,31 мг/дм3, определяемый санитарно-химический показатель марганец, при норме - не более 0,1 мг/дм3, составил 0,61±0,09 мг/дм3, определяемый санитарно-химический показатель мутность, при норме - не более 2,6 ЕМФ, составил 22±3,0 (при ?=530 нм) ЕМФ, что является превышением гигиенического норматива;

-согласно протоколу лабораторных испытаний воды питьевой холодного водоснабжения, отобранной из подземного водозабора с. Выселки, № 8693 от 19.06.2023 г., экспертному заключению по результатам лабораторных испытаний № 15680 от 19.06.2023 года, выданным филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области в городе Тольятти»: вода питьевая холодного водоснабжения, отобранная из подземного водозабора с. Выселки, по санитарно - химическим показателям не соответствует требованиям санитарных норм и правил. Так, определяемый санитарно-химический показатель железо общее, при норме - не более 0,3 мг/дм3, составил 5,0±0,5 мг/дм3, определяемый санитарно-химический показатель мутность, при норме - не более 2,6 ЕМФ, составил 46±6,0 (при ?=530 нм) ЕМФ, что является превышением гигиенического норматива;

- согласно протоколу лабораторных испытаний воды питьевой холодного водоснабжения, отобранной из подземного водозабора с. В. Белозерки, № 8690 от 19.06.2023 г., экспертному заключению по результатам лабораторных испытаний № 15674 от 19.06.2023 года, выданным филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области в городе Тольятти»: вода питьевая холодного водоснабжения, отобранная из подземного водозабора с. В. Белозерки, по санитарно - химическим показателям не соответствует требованиям санитарных норм и правил. Так, определяемый санитарно-химический показатель железо общее, при норме - не более 0,3 мг/дм3, составил 0,51±0,08 мг/дм3, определяемый санитарно-химический показатель марганец, при норме - не более 0,1 мг/дм3, составил 0,50±0,08 мг/дм3, что является превышением гигиенического норматива;

- согласно протоколу лабораторных испытаний воды питьевой холодного водоснабжения, отобранной из подземного водозабора с. Висла, № 8689 от 19.06.2023 г., экспертному заключению по результатам лабораторных испытаний № 15669 от 19.06.2023 года, выданным филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области в городе Тольятти»: вода питьевая холодного водоснабжения, отобранная из подземного водозабора с. Висла, по санитарно - химическим показателям не соответствует требованиям санитарных норм и правил. Так, определяемый санитарно-химический показатель железо общее, при норме - не более 0,3 мг/дм3, составил 2,0±0,3 мг/дм3, определяемый санитарно-химический показатель марганец, при норме - не более 0,1 мг/дм3, составил 0,45±0,07 мг/дм3, определяемый санитарно-химический показатель мутность, при норме - не более 2,6 ЕМФ, составил 19±3,0 (при ?=530 нм) ЕМФ, что является превышением гигиенического норматива;

- согласно протоколу лабораторных испытаний воды питьевой холодного водоснабжения, отобранной из подземного водозабора с. Севрюкаево, № 8702 от 19.06.2023 г., экспертному заключению по результатам лабораторных испытаний № 15709 от 19.06.2023 года, выданным филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области в городе Тольятти»: вода питьевая холодного водоснабжения, отобранная из подземного водозабора с. Севрюкаево, по санитарно - химическим показателям не соответствует требованиям санитарных норм и правил. Так, определяемый санитарно-химический показатель мутность, при норме - не более 2,6 ЕМФ, составил 3,7±0,7 (при ?=530 нм) ЕМФ, что является превышением гигиенического норматива,

Постановлением № 18-04/18 от 27.06.2023 г. МП Муниципального района Ставропольский «СРС» привлечено к ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ и наложен штраф в размере 20 000 рублей.

Выявленные факты являются нарушением требований: ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 75. СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», раздел III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ в качестве способа защиты прав предусмотрено восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Законодательством определено, что организация водоснабжения и водоотведения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Эта группа полномочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами права являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные лица, находящиеся на территории Российской Федерации.

Исковые требования заявлены Управлением Роспотребнадзора по Самарской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» и ст. 21 и 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного действия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Таким образом, определить конкретно каждого потребителя не представляется возможным.

В силу требований ст. 76 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды решаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

С учетом вышеприведенных норм права, а также исследованных в судебном заседании доказательств, установленных обстоятельств, а также заявления представителя ответчика о признании исковых требований, суд приходит к выводу, что ответчик не выполнил надлежащим образом возложенные на него обязанности по содержанию централизованного холодного водоснабжения, подаваемая вода не соответствует требованиям санитарных норм и правил и как следствие нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, а потому исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти - удовлетворить.

Обязать МП муниципального района Ставропольский «СтавропольРесурсСервис» (ИНН 6382061363) обеспечить соответствие качества питьевой воды, поступающей из подземных источников водоснабжения, расположенных на территории муниципального района Ставропольский, эксплуатацию которых осуществляет МП м.р. Ставропольский «СтавропольРесурсСревис» перед ее поступлением в распределительную сеть, требованиям ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 75. СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», раздел III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд, в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, через Ставропольский районный суд Самарской области.

Мотивированное решение изготовлено 15.05.2024 г.

Копия верна:

Судья

Судья подпись Д.В. Безденежный

УИД: 63RS0027-01-2023-003891-82

2-817/2024 (2-3903/2023;) ~ М-3204/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Самарской области
Ответчики
МП м.р.Ставропольский "СРС"
Другие
Администрация м.р. Ставропольский
Суд
Ставропольский районный суд Самарской области
Судья
Безденежный Д.В.
Дело на странице суда
stavropolsky--sam.sudrf.ru
15.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2023Передача материалов судье
22.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.02.2024Предварительное судебное заседание
29.03.2024Судебное заседание
15.05.2024Судебное заседание
15.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее