Дело № 2 – 4429/25 – 2023 г.
46RS0011-01-2023-005767-55
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации21 августа 2023 г. г. Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе председательствующего судьи Гармашова А.А., при секретаре Болдаревой К.А., с участием:
представителя истца – помощника прокурора Курского района Курской области Листовиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г. Курска гражданское дело по иску прокурора Конышевского района Курской области к АО «Курскоблводоканал» об обязании разработать и согласовать программу производственного контроля качества питьевой воды,
установил:
прокурор Конышевского района Курской области обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к АО «Курскоблводоканал» об обязании разработать и согласовать программу производственного контроля питьевой воды.
Свои требования истец мотивировал тем, что ответчиком не соблюдаются требования санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о водоснабжении и водоотведении.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования. Просил:
- обязать АО «Курскоблводоканал» (ИНН 7719263354, ОГРН 1124632009149) в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области программу производственного экологического контроля качества питьевой воды, подаваемой населению Конышевского района Курской области.
Представитель АО «Курскоблводоканал» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела, с учетом положений ст. 165.1 ГК РФ и ст. 113, 117 ГПК РФ, извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Конышевского района в связи с поручением прокуратуры Курской области, а также в рамках систематического надзора за исполнением законодательства в сфере ЖКХ, проанализировано исполнение АО «Курскоблводоканал» указанного законодательства, в ходе которого в деятельности АО «Курскоблводоканал» выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства о водоснабжении и водоотведении.
Так, в соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии со ст. 43.1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются, в том числе в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (ч. 1 ст. 19 ФЗ №).
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (ч. 2 ст. 19 ФЗ №).
Исходя из требований ч. 1, 4, 12 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 Федерального закона (ч. 1 ст. 23 ФЗ №).
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (ч. 4 ст. 23 ФЗ №).
Соответствие качества питьевой воды установленным требованиям при осуществлении холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения обеспечивается лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем (ч. 12 ст. 23 ФЗ №).
В соответствии с ч. 1, 2, 5, 6, 7 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения (ч. 1 ст. 25 ФЗ №).
Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение (ч. 2 ст. 25 ФЗ №).
Проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (ч. 4 ст. 25 ФЗ №).
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ч. 5 ст. 25 ФЗ №).
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя: перечень показателей, по которым осуществляется контроль; указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов; указание частоты отбора проб воды. (ч. 6 ст. 25 ФЗ №).
Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ч. 7 ст. 25 ФЗ №).
ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенного анализа установлено, что на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № заключенного между АО «Курскоблводоканал» и Администрацией Конышевского района, АО «Курскоблводоканал» осуществляет деятельность по предоставлению услуг холодного водоснабжения абонентам на территории Конышевского района Курской области, а именно 9 муниципальных образований: МО «Беляевский сельсовет» Конышевского района; МО «Ваблинский сельсовет» Конышевского района; МО «Захарковский сельсовет» Конышевского района; МО «Малогородьковский сельсовет» Конышевского района; МО «Машкинский сельсовет» Конышевского района; МО «Наумовский сельсовет» Конышевского района; МО «Платавский сельсовет» Конышевского района; МО «Прилепский сельсовет» Конышевского района; МО «Старобелицкий сельсовет» Конышевского района с использованием объектов водоснабжения: 65 артскважин, 61 водонапорной башни, 138 километров водопроводных сетей, находящихся в собственности Администрации Конышевского района.
Постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от ДД.ММ.ГГГГ №-вод для АО «Курскоблводоканал» установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение.
Вместе с тем, в нарушение требований ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 23, 25 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, подаваемой населению Конышевского района Курской области, а также проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды АО «Курскоблводоканал» не осуществляется, программа производственного контроля качества питьевой воды АО «Курскоблводоканал» не разработана и не согласована с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В связи с чем, прокуратурой Конышевского района ДД.ММ.ГГГГ в адрес АО «Курскоблводоканал» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.
Однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанные в представлении нарушения АО «Курскоблводоканал» не устранены, программа производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению Конышевского района Курской области АО «Курскоблводоканал» не разработана, что подтверждается информацией Администрации Конышевского района от ДД.ММ.ГГГГ, а также рапортом от ДД.ММ.ГГГГ.
Непринятие АО «Курскоблводоканал» мер по устранению выявленных нарушений может повлечь причинение вреда здоровью и санитарно-эпидемиологическому благополучию граждан, находящихся на территории Конышевского района Курской области, круг которых не определен.
Частью 5 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года № 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Пунктом 5.1 Положения установлено, что федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет контроль (надзор) за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор).
На территории Курской области территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологичекий надзор является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области «Управление Роспотребнадзора по Курской области.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя истца и исследованными в судебном заседании доказательствами.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» (░░░ 7719263354, ░░░░ 1124632009149) ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░