Судья: Шиганова Н.И. адм.дело № 33а-13402/2021
(2а-2426/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 декабря 2021 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хлыстовой Е.В.,
судей Лёшиной Т.Е., Неугодникова В.Н.,
при секретаре Нугайбековой Р.Р.,
с участием прокурора Атяскиной О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора г. Новокуйбышевска на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 18 октября 2021 года по административному делу № 2а-2426/2021 по административному исковому заявлению врио начальника ОМВД России по г. Новокуйбышевску об установлении административного надзора в отношении Курганского Ю.Н.,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хлыстовой Е.В., заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец врио начальника ОМВД России по г. Новокуйбышевску обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Курганского Ю.Н..
В обосновании заявленных требований указал, что приговором Советского районного суда г. Самары от 31.03.2011 гр. Курганский Ю.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ и на основании ст. 64 УК РФ определено наказание в виде 6 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. 27.10.2016 Курганский Ю.Н. освобожден из ФКУ ИК-6 УФСИН России по Самарской области по отбытию срока наказания. Согласно приговору Советского районного суда г. Самары от 31.03.2013, Курганский Ю.Н. совершил особо тяжкое преступление при рецидиве преступлений. В настоящее время судимость не снята и не погашена. 16.08.2016 на основании решения Советского районного суда г. Самары в отношении Курганского Ю.Н. установлен административный надзор на 3 года и установлены следующие административные ограничения: обязательная явка 1 раз в месяц в ОВД по месту жительства для регистрации; запрет пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня, кроме случаев связанных с работой; запрет посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в них. С 31.10.2016 по 31.10.2019 состоял на учете в О МВД России по г. Новокуйбышевску как лицо, в отношении которого установлен административный надзор. С 31.10.2019 по настоящее время Курганский Ю.Н. состоит на учете в О МВД России по г. Новокуйбышевску, как лицо, формально попадающее под административный надзор. Однако, Курганский Ю.Н. в течение года допустил совершение следующих административных правонарушений: протокол об административном правонарушении №№ от 06.12.2020 по ст. 20.21 КоАП РФ; постановление по делу об административном правонарушении от 24.03.2021 по ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил установить административный надзор в отношении Курганского Ю.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес> сроком до 31.10.2022. Одновременно установить Курганскому Ю.Н. следующие ограничения: обязательная явка для регистрации в ОВД по месту жительства или пребывания 1 (один) раз в месяц; запретить выезд за пределы территории Самарской области без уведомления ОВД.
Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 18 октября 2021 года постановлено следующее: «Административное исковое заявление врио начальника ОМВД России по г. Новокуйбышевску об установлении административного надзора в отношении Курганского Ю.Н. – удовлетворить.
Установить Курганскому Ю.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный надзор до 31.10.2022, а именно с 29.10.2021 по 31.10.2022 включительно, и ограничения в виде обязательной явки 1 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, а также запрета на выезд за пределы территории Самарской области без уведомления ОВД.» (л.д. 27-30).
В апелляционном представлении прокурор г. Новокуйбышевска просил изменить решение Новокуйбышевского городского суда в части исключения ограничения в виде запрещения выезда за пределы Самарской области, а также уточнить административное ограничение в соответствии с законодательством: установить обязательную явку 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. (л.д. 33-35).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В заключении прокурор доводы апелляционного представления поддержала частично, просила установить Курганскому Ю.Н. административный надзор на срок до погашения судимости по приговору Советского районного суда г. Самары от 31.03.2011 г. Срок административного надзора исчислять со дня вступления решения в законную силу. Апелляционное представление в части довода об отмене ограничения запрета на выезд за предела Самарской области не поддержала, т.к. ответчик снят с регистрационного учета по месту жительства, однако просила исключить из формулировки данного ограничения «без уведомления ОВД».
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Административный надзор устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее Федерального закона N 64-ФЗ).
Согласно статье 6 вышеуказанного закона административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Административный надзор устанавливается за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона N 64-ФЗ).
В силу части 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.2, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 УК РФ.
В соответствии с ч.3 ст.3 Закона N 64-ФЗ в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, в том числе, за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор для лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
На основании части 8 статьи 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что приговором Советского районного суда г. Самары от 31.03.2011 гр. Курганский Ю.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ и с применением ст. 64 УК РФ ему окончательно назначено наказание в виде 6 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
27.10.2016 Курганский Ю.Н. освобожден из ФКУ ИК-6 УФСИН России по Самарской области по отбытию срока наказания.
Установлено, что Курганский Ю.Н. совершил особо тяжкое преступление при рецидиве преступлений.
Преступление, предусмотренное ч.3 ст. 228 УК РФ, согласно статье 15 УК РФ относится к категории особо тяжкого преступления.
Согласно ст. 86 УК РФ, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления – по истечении десяти лет после отбытия наказания.На момент рассмотрения настоящего дела Курганский Ю.Н. имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления при рецидиве преступлений.
Курганский Ю.Н., имея непогашенную судимость, в течение одного года совершил два административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, что подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении от 07.12.2020 по ст. 20.21 КоАП РФ; постановлением по делу об административном правонарушении от 24.03.2021 по ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Оценив в совокупности установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Курганский Ю.Н. относится к категории лиц, указанных в п. 1 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 3, ч.3 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в отношении которых имеются основания для установления административного надзора и административных ограничений.
Суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам, пришел к правильному выводу о наличии оснований для установления административного надзора в отношении ответчика.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит изменению в следующей части.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и(или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости). Если лицо, в отношении которого установлен административный надзор в период его нахождения в исправительном учреждении, освобождено условно-досрочно либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием, не связанным с лишением свободы, срок административного надзора исчисляется со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" срок административного надзора в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного п. 1 ч. 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в ч. ч. 2 и 2.1 ст. 3 настоящего Федерального закона, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 432-ФЗ, от 28.05.2017 N 102-ФЗ).
Учитывая изложенное, в отношении Курганского Ю.Н., в силу положений пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ, с учетом установленных по делу обстоятельств, необходимо установить административный надзор сроком до погашения судимости по приговору Советского районного суда г. Самары от 31.03.2011.
Судом правомерно, в целях устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также оказания воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения, установлены ограничения в виде обязательной явки 1 (один) раза в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания для регистрации.
Количество явок в месяц установлено судом в пределах Федерального закона N 64-ФЗ, с учетом характеристики личности Курганского Ю.Н., степени общественной опасности совершенного им преступления и направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
При таких обстоятельствах, оснований для установления в отношении Курганского Ю.Н. иных административных ограничений, в том числе изменения обязательной явки в органы внутренних дел с установленных четырех раз не имеется.
В силу ч. ч. 1,2 ст. 4 Закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Однако в целях приведения указанного ограничения в соответствии с требованиями Федерального закона N 64-ФЗ, как верно указано в апелляционном представления прокурора г. Новокуйбышевска, следует установить ограничения в виде обязательной явки 1 (один) раза в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Принимая решение об установлении административного надзора, суд установил в отношении административного ответчика административное ограничение в виде запрета выезда за пределы Самарской области, без уведомления ОВД.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, полагает, что установленные судом меры административного надзора являются необходимыми, соразмерными, направленными на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также оказывающие воспитательное воздействие на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения.
Доводы апелляционного представления о том, что указанное ограничение не может быть установлено административному ответчику, поскольку последний до и после осуждения зарегистрирован и проживает по адресу: г. Новокуйбышевск, ул. Кутузова, д. 20/24 кв. 44, отклоняются судебной коллегией.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 64-ФЗ обязательным является установление судом административного ограничения в виде: 1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Как следует из материалов дела, а именно копии паспорта Курганского Ю.Н., последний 02.06.2021 снят с регистрационного учета по адресу: <адрес> (л.д. 24).
Сведений о наличии регистрации по иному адресу материалы дела не содержат.
Таким образом, суд правомерно установил в отношении Курганского Ю.Н. ограничение в виде запрета на выезд за пределы территории Самарской области. Между тем, формулировку указанного ограничения также необходимо привести в соответствие с требованиями Федерального закона N 64-ФЗ.
Назначенные административные ограничения не ограничивают право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи.
Установление в отношении Курганского Ю.Н. административного надзора не ухудшает его положение как осужденного, не отягчает его ответственность, а устанавливает контроль за его поведением уже после отбытия наказания, по его месту жительства. Какие-либо его права при этом не нарушаются. В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов суд вправе устанавливать такой контроль.
В данном случае указанное ограничение является необходимым, так как обусловлено интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона от 06 апреля 2011г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
С вышеуказанным выводом суда первой инстанции в части установленных ограничений судебная коллегия соглашается, установление данных ограничений не существу не оспаривал и административный ответчик Курганский Ю.Н.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 18 октября 2021 года изменить, изложить резолютивную часть решения следующим образом:
«Административное исковое заявление врио начальника ОМВД России по г. Новокуйбышевску об установлении административного надзора в отношении Курганского Ю.Н. – удовлетворить.
Установить Курганскому Ю.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный надзор на срок до погашения судимости по приговору Советского районного суда г. Самары от 31.03.2011, и ограничения в виде обязательной явки 1 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания или фактического нахождения для регистрации, а также запрета на выезд за пределы территории Самарской области.
Срок административного надзора исчислять со дня вступления решения суда в законную силу».
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: