Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-7426/2023 от 27.05.2023

Судья: Трошаева Т.В. Гр. дело № 33-7426/2023

(номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-326/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 августа 2023 года                 г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего судьи Хаировой А.Х.,

судей Ереминой И.Н., Ивановой Е.Н.,

при помощнике судьи Бирюковой Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Макаровой А.В. на решение Промышленного районного суда г.Самары от 10 марта 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования Макаровой А.В. к ФГКУ «Специальное управление ФПС № 39 МЧС России», ГУ МЧС России по Самарской области о признании периодов работы службой по контракту, возложении обязанности выдать льготную справку – оставить без удовлетворения.».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ереминой И.Н., судебная коллегия

установила:

Макарова А.В. обратилась в суд с иском к ответчику ФГКУ «Специальное управление ФПС № 39 МЧС России» о признании периодов работы службой по контракту, возложении обязанности выдать льготную справку, ссылаясь на то, что с 2002 года проходила службу в МЧС России по Самарской области - ФГКУ «Специальное управление ФПС №39 МЧС России» в структурном Подразделении 7 ОГПС Самарской области МЧС России, который не является юридическим лицом. Приказ о приеме на работу был вынесен 08.04.2002 года. В данный период истец проходила службу в должности радиотелефониста, что подтверждается записью в трудовой книжке.

21.03.2005 года истец была переведена на должность диспетчера 48 пожарной части ОГПС Самарской области МЧС России. С указанной должности истец была уволена 31.12.2008 года по организационно-штатным мероприятиям.

01.01.2009 года истец была принята на должность диспетчера ГУ «7 ОФПС по Самарской Области».

20.11.2009 года истец была уволена в связи с истечением срока трудового договора.

С 01.02.2010 года по 21.07.2017 года истец проходила службу в Государственной противопожарной службе МЧС России, что подтверждается контрактом и записью в трудовой книжке.

21.07.2017 года контракт был расторгнут, истец была уволена из Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России по достижении сотрудником предельного возраста.

В настоящее время истец не имеет возможности оформить страховую пенсию за выслугу лет в связи с тем, что выполняя идентичные функции, была оформлена на работу не по служебному контракту, а по трудовому договору.

Считает, что поскольку в период с 21.03.2005 года по 31.12.2008 года, с 01.09.2008 года по 20.11.2009 года исполняла те же функции, что и при заключении служебного контракта, в отношении нее издавались приказы по личному составу и по строевой части, а не приказы работодателя, указанные периоды должны быть признаны службой в государственном органе по служебному контракту и включены в специальный стаж.

21.07.2017 года истец была уволена со службы по достижению предельного возраста.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец, уточнив исковые требования, просила суд признать период с 21.03.2005 года по 31.12.2008 года, с 01.01.2009 года по 20.11.2009 года периодом прохождения Макаровой А.В. государственной противопожарной службы в МЧС России для дальнейшего включения периодов в специальный стаж. Обязать ФГКУ «Специальное управление ФПС № 39 МЧС России» выдать льготную справку, подтверждающую государственную противопожарную службу в системе Государственной противопожарной службы МЧС России за периоды с 15.04.2002 года по 20.03.2005 года, с 21.03.2005 года по 31.12.2008 года, с 01.01.2009 года по 30.11.2009 года, с 01.02.2010 года по 21.07.2017 года.

Протокольным определением от 07.02.2023 года судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное управление МЧС России по Самарской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечен Отдел пенсионного обеспечения центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Самарской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Макарова А.В. просит отменить решение суда и удовлетворить ее исковые требования в полном объеме. Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения данного гражданского дела, а так же неправильно применены нормы материального права. Ссылается на то, что работала в указанных должностях, при этом это было одно и то же место работы и одни и те же должностные обязанности. Исторической справкой подтверждается, что истец служила в одном и том же месте, место работы не менялось. Полагает, что в соответствии с п.12 ст. 38 Федерального закона от 23.05.2016 №141-ФЗ спорные периоды должны быть учтены, как периоды работы гражданина в федеральной противопожарной службе, как предшествующие периоды.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца – Устимова О.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФГКУ «Специальное управление ФПС № 39 МЧС России» - Дерябин П.М. возражал против доводов апелляционной жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ МЧС России по Самарской области - Алтынова А.С. возражала против доводов апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, об отложении дела не просили.

В силу ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Макарова А.В. проходила службу (работу):

- в должности радиотелефониста 48 пожарной части 7 отряда ГПС УГПС Самарской области с 15.04.2002 года по 20.03.2005 года в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992г. № 4202-1;

- в должности диспетчера 48 пожарной части 7 ОГПС Самарской области МЧС России г. Сызрань с 21.03.2005 года по 31.12.2008 года на основании трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом РФ;

- в должности диспетчера 97 пожарной части 7 ОГПС Самарской области с 01.01.2009 года по 30.11.2009 года на основании трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом РФ;

- в должности радиотелефониста специальной пожарно-спасательной части № 48 ФГКУ «Специальное управление ФПС № 39 МЧС России» с 01.02.2010 года по 21.07.2017 года в соответствии с Федеральным законом РФ от 23.05.2016 года № 141-ФЗ.

Как следует из трудовой книжки, истец прослужила в органах внутренних дел Российской Федерации 02 года 11 месяцев 05 дней.

В данный период истица проходила службу в должности радиотелефониста, что подтверждается записью в трудовой книжке за № 12л/с от 08.04.2002 года.

Приказом №10 л/с от 14.03.2005 года, Макарова А.В. была назначена на должность диспетчера 48 пожарной части с 20.03.2005 года.

Указом Президента РФ от 09.11.2001 г. N2 1309 Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2002 года преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

21.03.2005 года истец была переведена на должность диспетчера 48 пожарной части ОГПС Самарской области МЧС России. Приказ от 04.03.2005 года № 10 л/с (по личному составу). С указанной должности истец была уволена 31.12.2008 года по организационно-штатным мероприятиям.

01.01.2009 года истец была принята на должность диспетчера ГУ «7 ОФПС по Самарской Области». Приказ от 01.01.2009 года №1-с.

30.11.2009 года истец была уволена в связи с истечением срока трудового договора, приказ №43-к от 30.11.2009 года.

С 01.02.2010 года по 21.07.2017 года истец проходила службу в Государственной противопожарной службе МЧС России, что подтверждается контрактом и записью в трудовой книжке.

21.07.2017 года контракт был расторгнут, истец была уволена из Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России по достижении сотрудником предельного возраста.

Выслуга лет по состоянию на 21.07.2017 года составляла: в календарном исчислении – 12 лет 01 месяц 22 дня, в льготном исчислении – не имеет. Стаж службы в Государственной противопожарной службе МЧС России – 10 лет 04 месяца 25 дней (на основании послужного списка личного дела и трудовой книжки).

Разрешая спор на основании собранных доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований ввиду следующего.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1), который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.

Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, закрепленных ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.

Согласно п. "б" ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 данного Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, для возникновения права на пенсию по п. "б" ст. 13 указанного Закона необходимо наличие в совокупности соблюдение следующих условий: отнесение гражданина к числу лиц, указанных в ст. 1 Закона, увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, достижение на день увольнения 45-летнего возраста, наличие общего трудового стажа 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев должна составлять военная или иная служба.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ) при определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части первой данной статьи в общий трудовой стаж включаются:

а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях";

в) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Из анализа указанных правовых норм следует, что в статье 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 закреплены условия назначения пенсии за выслугу лет, согласно которым пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста лицам, уволенным с военной службы, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, если их выслуга на день увольнения составила 20 лет и более (пункт "а" части первой статьи 13).

В изъятие из данного правила пенсия за выслугу лет может быть назначена и лицам, имеющим на день увольнения менее 20 лет выслуги, но при наличии у них не менее 25 календарных лет общего трудового стажа, из которых не менее 12 лет и шести месяцев должна составлять служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

При этом законодатель установил дополнительные условия ее назначения: достижение на день увольнения предельного возраста пребывания на службе, а при увольнении со службы в связи с состоянием здоровья или организационно-штатными мероприятиями - достижение 45-летнего возраста (пункт "б" части первой статьи 13), закрепив периоды стажа, включаемого в общий трудовой стаж при определении права на пенсию за выслугу лет.

Такое правовое регулирование направлено на обеспечение реализации пенсионных прав указанных в нем категорий граждан, в том числе на льготных условиях.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, пришел к правомерному выводу о том, что Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 не предусмотрено включение в выслугу лет периодов работы по трудовому договору, замещаемые истцом Макаровой А.В. должности в спорные периоды с 21.03.2005 года по 31.12.2008 года и с 01.01.2009 года по 30.11.2009 года к должностям федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы Самарской области не относятся, поскольку в указанные периоды истец работала в рамках трудового законодательства по трудовому договору.

Учитывая, что Макарова А.В. была уволена из ФПС ГПС МЧС России без права выхода на пенсию, так как стаж службы в Государственной противопожарной службе МЧС России составлял 10 лет 04 месяца 25 дней, что составляет менее установленного Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительской системы и их семей», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Разрешая вопрос в части возложения на ответчика ФГКУ «Специальное управление ФПС № 39 МЧС России» выдать льготную справку, подтверждающую государственную противопожарную службу в системе Государственной противопожарной службы МЧС России за периоды: с 15.04.2002 года по 20.03.2005 года, с 21.03.2005 года по 31.12.2008 года, с 01.01.2009 года по 30.11.2009 года, с 01.02.2010 года по 21.07.2017 года, суд первой инстанции руководствуясь положениями ч. 2 ст. 2 Федерального закона РФ от 23.05.2016г. № 141-ФЗ «О службе в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статьи 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, а так же с учетом того, что спорные периоды с 21.03.2005 года по 31.12.2008 года и с 01.01.2009 года по 30.11.2009 года не подлежат зачету в специальный стаж истца, принял верное решение об отказе в удовлетворении исковых требований в этой части.

Судом верно установлено, что ответчиком ФГКУ «Специальное управление ФПС № 39 МЧС России» истцу Макаровой А.В. 30.12.2021 года была выдана справка № 381-1-35 в том, что Макарова А.В., 1970 года рождения действительно проходила службу в ФГКУ «Специальное управление ФПС № 39 МЧС России» с 01.02.2010 года (приказ от 01.02.2010г. № 9-НС) по 21.07.2017 года (приказ от 21.07.2017 года № 57-НС) в должности радиотелефониста специальной пожарно-спасательной части № 48 и была уволена из Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по п. 2 ч. 1 ст. 83 (по достижении сотрудником предельного возраста) Федерального закона РФ от 23.05.2016 года № 141-ФЗ.

Поскольку в период с 15.04.2002 года по 20.03.2005 года истец не проходила службу в ФГКУ «Специальное управление ФПС № 39 МЧС России», суд указал, что подтверждение данного периода службы возможно по месту прохождения службы (работы) в указанный период, о чем истцу было сообщено в ответе на обращение от 01.12.2021года (исх. от 30.12.2021г. № М-348-17).

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку обстоятельства, имеющие правовое значение для данного дела, установлены судом на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств в их совокупности, с учетом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, изложенные в решении выводы суда мотивированы.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции.

Таким образом, поскольку нарушений норм материального или процессуального права в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции не установлено, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда г. Самары от 10 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Макаровой А.В. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33-7426/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Макарова А.В.
Ответчики
ФГКУ Специальное управление ФПС №39 МЧС России
ГУ МЧС России по Самарской области
Другие
Отдел пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Самарской области
Устимова Ольга Валериевна
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
29.05.2023[Гр.] Передача дела судье
27.06.2023[Гр.] Судебное заседание
01.08.2023[Гр.] Судебное заседание
22.08.2023[Гр.] Судебное заседание
06.09.2023[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее