Дело № 12-573/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по протесту прокурора на постановление об административном
правонарушении
г. Йошкар-Ола 3 сентября 2019 года
Судья Йошкар - Олинского городской суда Республики Марий Эл Речич Е.С.,
с участием Желонкина А.М., защитника Волкова Д.И.,
представителя Министерства финансов Республики Марий Эл Миходаровой Г.А.,
старшего помощника Марийского транспортного прокурора Егошина М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении по протесту Марийского транспортного прокурора Кудряшова А.С. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Йошкар-Олинского судебного участка Республики Марий Эл от 18 июля 2019 года, которым производство в отношении
Желонкина А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, временно исполняющего обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшегося,
по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) прекращено,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 18 июля 2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, в отношении исполняющего обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Желонкина А.М. прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением, Марийский транспортный прокурор Кудряшов А.С. подал протест на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Йошкар-Олинского судебного участка Республики Марий Эл от 18 июля 2019 года, в котором просил указанное постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование указано, что мировым судьей не дана правовая оценка возможности Желонкина А.М. внести изменения в Соглашения №49 и №50 об уменьшении размера предоставляемых субсидий и уведомления Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола» о невозможности исполнить в полном объеме Соглашения №49 и №50, не учтены положения п. 3.1 ч.2 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ.
В судебном заседании старший помощник Марийского транспортного прокурора Егошин М.С. доводы и требования протеста поддержал.
Желонкин А.М., его защитник Волков Д.И. с доводами протеста не согласились, считают постановление мирового судьи законным и обоснованным. Пояснили, что отсутствовала возможность внесения изменения в соглашения № 49 и №50 с Государственным бюджетным учреждением Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола», поскольку бюджет на 2018 год был утвержден Правительством Республики Марий Эл, самостоятельное уменьшение размера субсидий не предусмотрено законом. Пояснил, что заявки для оплаты выполненных работ были своевременно направлены в Министерство финансов РМЭ.
Представитель Министерства финансов Республики Марий Эл Миходарова Г.А. указала, что Желонкиным А.М. приняты все меры для выполнения условий согласно заключенных соглашений. Пояснила, что Министерство финансов РМЭ не уведомляло Министерство транспорта РМЭ о невозможности исполнения финансовых обязательств, так как ежедневно ожидалось поступление денежных средств в республиканский бюджет. Самостоятельно изменить условия соглашений в части уменьшения размера субсидий Желонкин А.М. был не вправе, поскольку указанные суммы были включены в республиканский бюджет на 2018 год.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы протеста, законность и обоснованность постановления, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ, суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Согласно частьи 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
Предоставление предусмотренных настоящим пунктом субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12 августа 2011 года № 254 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления субсидии на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Республики Марий Эл.
Согласно п. 4 указанного Порядка, предоставление субсидии учреждению осуществляется учредителем в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл.
В соответствии с п. 5 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются в соответствии с соглашением о порядке и условиях предоставления из республиканского бюджета Республики Марий Эл субсидии на иные цели, заключенным между учредителем и учреждением по форме согласно приложению № 1 к настоящему порядку.
Согласно п. 8 Порядка предусмотрено, что учредитель вправе изменять размер предоставляемой субсидии в случае: увеличения или уменьшения объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на предоставление субсидии; выявления невозможности осуществления расходов на предусмотренные цели в полном объеме.
В соответствии с п.п. 41, 42 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Марий Эл и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 19 февраля 2018 года № 63, предоставление бюджетному или автономному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Марий Эл государственному бюджетному или автономному учреждению Республики Марий Эл на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), заключаемого органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, с бюджетным или автономным учреждением, по форме согласно приложению № 2 к настоящему Положению (далее -соглашение). Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.
Перечисление субсидии осуществляется в соответствии с графиком, содержащимся в соглашении, не реже одного раза в квартал в сумме, не превышающей: а) 25 процентов годового размера субсидии в течение I квартала; б) 50 процентов годового размера субсидии в течение первого полугодия; в) 75 процентов годового размера субсидии в течение 9 месяцев.
В соответствии с ч. 1 ст. 74 Бюджетного кодекса РФ в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абзаце первом настоящего пункта порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается.
Как следует из материалов дела, в ведении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл (далее по тексту – Министерство) находится Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола», далее по тексту – Учреждение).
29 декабря 2017 года между Министерством и Учреждением заключено Соглашение № 50 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг на 2018 год, разделом 1 которого предусмотрено выделение Учреждению субсидии в размере 43122700 рублей.
В связи с увеличением лимитов бюджетных ассигнований, 27 декабря 2018 года между Министерством и Учреждением заключено дополнительное соглашение № 2 к соглашению № 50, сумма субсидии увеличена до 43122700 рублей.
Также 29 декабря 2017 года между Министерством и Учреждением заключено Соглашение № 49 о порядке и условиях предоставления из республиканского бюджета Республики Марий Эл субсидии на иные цели, разделом 3 которого предусмотрено выделение Учреждению для выполнения мероприятий в рамках подпрограммы «Развитие гражданского аэропорта «Йошкар-Ола» государственной программы Республики Марий Эл «Развитие транспортной системы и повышение безопасности дорожного движения на период до 2022 года» субсидии в размере 567000 рублей и для выполнения внепрограммных мероприятий по развитию гражданского аэропорта «Йошкар-Ола» субсидии в размере 16300000 рублей.
Объем субсидий по вышеуказанным соглашениям предусмотрен законом Республики Марий Эл от 03 декабря 2017 года № 53-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2018 года и на плановый период 2019 и 2020 годов», а также государственным заданием для ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола», утвержденным 27 декабря 2017 года министром транспорта и дорожного хозяйства республики Марий Эл.
Срок исполнения Министерством данных соглашений установлен до 31 декабря 2018 года.
Между тем, установлено, что фактически объем выделенных Учреждению по состоянию на 31 декабря 2018 года субсидий по Соглашению № 50 составил 40332800 рублей, а по Соглашению № 49 для выполнения мероприятий в рамках подпрограммы «Развитие гражданского аэропорта «Йошкар-Ола» государственной программы Республики Марий Эл «Развитие транспортной системы и повышение безопасности дорожного движения на период до 2022 года» - 522900 рублей и для выполнения внепрограммных мероприятий по развитию гражданского аэропорта «Йошкар-Ола» - 3750000 рублей.
Поскольку из объема предъявленного правонарушения следует, что согласно информации Министерства финансов Республики Марий Эл довести предельные объемы финансирования мероприятий по вышеуказанным Соглашениям № 49 и № 50 до Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл не представилось возможным в связи с поздним сроком поступления заявки от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, и по состоянию на 17 января 2019 года объем задолженности ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола» по государственным контрактам, договорам перед контрагентами, в том числе перед ООО «Фирма «Авторемонт» и ООО «Сириус», исполнение которых планировалось за счет денежных средств по субсидиям, предоставленным в рамках Соглашений № 49 и № 50, составил 11949398,61 рублей
В результате проверки, проведенной Марийской транспортной прокуратурой установлено, что фактически объем выделенных ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола» по состоянию на 31 декабря 2018 года субсидий по соглашению № 50 составил 40332800 рублей, а по соглашению № 49 для выполнения мероприятий в рамках подпрограммы «Развитие гражданского аэропорта «Йошкар-Ола» государственной программы Республики Марий Эл «Развитие транспортной системы и повышение безопасности дорожного движения на период до 2022 года» - 522900 рублей и для выполнения внепрограммных мероприятий по развитию гражданского аэропорта «Йошкар-Ола» - 3750000 рублей.
В связи с нарушением условий предоставления субсидий Марийским транспортным прокурором 27 февраля 2019 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении временно исполняющего обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Желонкина A.M.
Согласно информации Министерства финансов Республики Марий Эл довести предельные объемы финансирования мероприятий по вышеуказанным соглашениям № и № до Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл не представилось возможным в связи с поздним сроком поступления заявки от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл.
Мировым судьей установлено, что Министерством для финансирования государственных контрактов, заключенных ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола», направлялись в 2018 году заявки на финансирование в Министерство финансов Республики Марий Эл (письма 03 декабря 2018 года №, от 17 декабря 2018 года №, от 17 декабря 2018 года №, от 20 декабря 2018 года №, от 26 декабря 2018 года №).
Министерство получало заявки от ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» (письма от 28 ноября 2018 года №, от 12 декабря 2018 года №, от 17 декабря 2018 года №, от 19 декабря 2018 года №, от 26 декабря 2018 года №, №, №, от 27 декабря 2018 года №) для финансирования государственных контрактов, заключенных ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола», Министерством повторно направлены заявки на проведение финансирования государственных контрактов, заключенных ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» (письмо от 22 января 2019 года №).
Фактически объем выделенных Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл по состоянию на 31 декабря 2018 года субсидий по соглашению № 50 составил 40332800 рублей вместо 43122700 рублей по подпрограмме «Расходы на обеспечение деятельности государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола», а по соглашению № 49 для выполнения мероприятий в рамках подпрограммы «Развитие гражданского аэропорта «Йошкар-Ола» государственной программы Республики Марий Эл «Развитие транспортной системы и повышение безопасности дорожного движения на период с 2022 года» - 522900 рублей по основному мероприятию «Расходы на реализацию мероприятии по развитию гражданского аэропорта «Йошкар-Ола» и для выполнения внепрограммных мероприятий по развитию гражданского аэропорта «Йошкар-Ола» - 3750000 рублей в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13 сентября 2018 года № 373 «О выделении финансовых средств из резервного фонда Правительства Республики Марий Эл» ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола».
Таким образом, Министерством финансов Республики Марий Эл осуществлено финансирование в размере: по подпрограмме «Расходы на обеспечение деятельности ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» в размере 94% от лимитов бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Марий Эл; по основному мероприятию «Расходы на реализацию мероприятий по развитию гражданского аэропорта «Йошкар-Ола» в размере 92% от лимитов бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Марий Эл на 2018 год; в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13 сентября 2018 года № 373 «О выделении финансов средств из резервного фонда Правительства Республики Марий Эл» ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» в размере 23% от лимитов бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Марий Эл на 2018 год.
Согласно письму Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл № от 15 февраля 2019 года последний день представления платежных и иных документов, необходимых для последующего осуществления кассовых выплат с лицевых счетов неучастников бюджетного процесса согласно графику совершения операций в конце 2018 года – начале 2019 года, доведенному Федеральным казначейством, был установлен 29 декабря 2018 года.
Согласно письму Министерства финансов Республики Марий Эл № от 06 декабря 2018 года определен предельный срок представления Министерством финансов республики, главными распорядителями средств республиканского бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита республиканского бюджета в Управление Федерального казначейства по Республике Марий Эл расходных расписаний по доведению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования 29 декабря 2018 года, за исключением расходных расписаний, предусматривающих перечисление субсидий бюджетным и автономным учреждениям Республики Марий Эл - 28 декабря 2018 года.
Мировым судьей дана надлежащая оценка представленным доказательствам, верно установлена невозможность внесения Желонкиным А.М. изменений в п. 8 Порядка определения объема и условий предоставления субсидии на иные цели государственным бюджетным к автономным учреждениям Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12 августа 2011 года № 254, по уведомлению Учреждения о невозможности осуществления расходов на предусмотренные соглашениями № 49 и № 50 цели в полном объеме.
Как указано мировым судьей в постановлении, в соответствии с п. 1.5. Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, утвержденного Приказом Министерства финансов Республики Марий Эл от 25 декабря 2017 года № 20-н, получатели средств республиканского бюджета Республики Марий Эл при заключении государственных контрактов, иных договоров и возникновении иных обязательств обязаны исходить из доведенных им в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено бюджетным законодательством, с учетом принятых и неисполненных бюджетных обязательств.
Суд находит верными доводы мирового судьи о том, что Желонкин А.М. не подписать 27 декабря 2018 года дополнительное соглашение № 2 к соглашению № 50 от 29 декабря 2017 года, согласно которому размер предоставляемых денежных средств Учреждению увеличен до 43122700 рублей, был не вправе, поскольку увеличение лимита бюджетных ассигнований произошло в соответствии с распоряжением Правительства Республики Марий Эл «О перераспределении бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Марий Эл» от 27 декабря 2018 года № 783-р, в соответствии с которым по вышеназванному подразделу дополнительно было выделено 265100 рублей.
Мировым судьей обоснованно отклонены доводы прокурора о том, что Желонкин А.М. имел возможность внесения изменения в соглашения № 49 и № 50, заключенные Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл с Учреждением, в части уменьшения объема предоставляемых субсидий с соответствующим уведомлением Учреждения об изменении объема выделенных денежных средств и последующего переноса соответствующих невыделенных денежных средств на 2019 год в связи с непоступлением в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл соответствующих денежных средств до конца 2018 года, поскольку указанное противоречит положениям Закона Республики Марий Эл от 30 июля 2007 года № 42-3 «О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл», в соответствии с ч. 4 ст. 71 которого, изменение показателей, утвержденных бюджетной росписью по расходам главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи, без внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись не допускается.
Из представленных в материалы дела заявок ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола» на перечисление денежных средств и направленных Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл писем в Министерство финансов Республики Марий Эл с просьбой провести финансирование выполненных работ по государственным контрактам, заключенным ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола» следует, что Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл предпринимались меры к получению денежных средств для перечисления их Учреждению. Кроме того, заявки на перечисление денежных средств от ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола» поступали по 27 декабря 2018 года включительно.
Прекращая производство по делу, мировой судья пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Желонкина А.М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Оснований не согласиться с данными выводами не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящего протеста не установлено.
Довод Марийского транспортного прокурора о возможности внесения изменений в Соглашения №49 и №50 и исполнения указанных Соглашений судом проверены, признаны не состоятельны. Поскольку, как установлено в судебном заседании суда второй инстанции, так и мировым судьей Желонкиным А.М. приняты все зависящие от него меры для исполнения в полном объеме указанных Соглашений.
Представленное прокурором суду постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в отношении главного бухгалтера ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» ФИО8 не свидетельствует о том, что неперечисление денежных средств по заявкам повлекло негативные последствия для Учреждения. Как указано в постановлении, ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» располагало денежными средствами, однако им не предпринимались меры по оплате услуг по государственным контрактам ни в полном размере, ни в частичном.
Из представленной прокурором копии исполнительного листа невозможно сделать однозначный вывод о том, что с ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» в пользу «ТНС энерго Марий Эл» взысканы денежные средства в связи с задержкой Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл исполнения заявок на перечисление субсидий.
Иные доводы, содержащиеся в протесте, также не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Оснований для переоценки доказательств по делу не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 18 июля 2019 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, в отношении исполняющего обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Желонкина А.М. прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, оставить без изменения, протест Марийского транспортного прокурора Кудряшова А.С. – без удовлетворения.
Решение в законную силу вступает со дня вынесения.
Судья Е.С. Речич