Дело У
УИД 24RS0041-01-2022-002707-68
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 августа 2022 года г.Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Корнийчук Ю.П.,
при секретаре Тарабукиной М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Галаган Натальи Александровны к Государственному учреждению-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о защите пенсионных прав,
УСТАНОВИЛ:
Галаган Н.А. обратилась в суд с требованиями (с учетом уточнений) к Государственному учреждению-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о признании незаконными действий о незачете в общий стаж периодов работы: с 13.12.1987г. по 11.06.1989г., с 22.08.1991г. по 20.02.1993г. в должности товароведа и начальника отделения магазина У в Российском республиканском совете по управлению курортами профсоюзов «Межрегиональное некомерческое объединение «Красноярсккуррорт»; с 01.01.2017г. по 17.07.2017г. в МБДОУ ДС «Радуга» в должности кухонного работника; с 14.09.2017г. по 31.10.2017г. в должности подсобного рабочего в АО «Россия» «Научнопроизводственное предприятие «Радиосвязь»; с 13.11.2017г. по 19.04.2018г. в МКУ г. Красноярска «УРТСЖиМС» в должности старшего инспектора; возложении обязанности включить в общий стаж периодов работы; произвести перерасчет пенсии с учетом не включённых периодов трудовой деятельности, взыскании судебных расходов по оплате юридических услуг в размере 64000 руб.
Требование мотивировала тем, что с 13.04.2018г. является получателем пенсии по старости.
Указывает, что при назначении пенсии не были включены спорные периоды работы, в связи с чем пенсия выплачивалась в меньшем размере.
В судебном заседании истец, представитель истца А4 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика А5 исковые требования не признала, поддержав ранее поданный письменный отзыв на исковое заявление и дополнив, что все спорные периоды работы истца были включены в общий стаж, произведен перерасчет размера пенсии.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция РФ, закрепляя в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (ч. 1 ст. 39), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (ч. 2 ст. 39).
С 01.01.2015г. вступил в законную силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом 3 статьи 36 которого предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
На основании п. 7 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 21-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В силу положений п.п. 8 п. 6 ст. 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, могут быть затребованы у гражданина.
Поскольку документы о заработке в силу положений законодательства предоставляются в пенсионный орган самим заявителем, назначение пенсии и ее выплата осуществляются на основе представленных им документов.
В соответствии со ст.11 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании ст.13 ФЗ №400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
На основании п.п. 10,11 Правил периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из правовой позиции, отраженной в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
В судебном заседании установлено и следует из выплатного дела, что на основании решения пенсионного органа от 06.04.2018г. У истцу Галаган Н.А. с 19.04.2018г. назначена страховая пенсия по старости в размере 10205,84 руб., состоящая из страховой выплаты-5222,94 руб., фиксированной выплаты к страховой пенсии-4982 руб.
На дату назначения размера страховой пенсии стаж в истца были включены периоды работы, в том числе спорные: с 13.12.1987г. по 11.06.1989г., с 22.08.1991г. по 20.02.1993г., что следует из материалов пенсионного дела.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице по форме СЗВ-СТАЖ с указанием периодов работы, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статья 18 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» содержит перечень оснований для перерасчета размера страховой пенсии и фиксированной выплаты. Одним из которых является увеличение по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
В связи с тем, что сведения о трудовом стаже работы истца за 2017-2018г.г. были переданы работодателем в пенсионный орган после назначения пенсии, периоды работы с 01.01.2017г. по 31.12.2017г., с 01.01.2018г. по 31.05.2018г., охватывающие спорые периоды, были включены после назначения пенсии, при этом распоряжением от 28.09.2018г. произведен перерасчёт пенсии с 19.04.2018г. до размера 10392,53 руб., состоящей из страховой выплаты-5409,63 руб., фиксированной выплаты к страховой пенсии-4982 руб.
В последующем размер пенсии истца неоднократно индексировался, и с 01.01.2022г. в суммарном выражении оставляет 14377,22 руб. (страховая выплата-7812,91 руб., фиксированная выплата к страховой пенсии-6561,31 руб.). Данное обстоятельство подтверждено распоряжениями о перерасчет пенсии, справками ответчика
При вышеизложенных обстоятельствах, подтверждающих, что периоды работы истца с 13.12.1987г. по 11.06.1989г., с 22.08.1991г. по 20.02.1993г. были включены в общий страховой страж при назначении пенсии, периоды работы с 01.01.2017г. по 17.07.2017г., с 14.09.2017г. по 31.10.2017г.; с 13.11.2017г. по 19.04.2018г. были включены в страховой стаж после назначения пенсии, в связи с чем с момента ее назначения произведен перерасчет, суд полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Не установив нарушение пенсионных прав истца, суд полагает, что производные требования – о взыскании судебных расходов по оплате юридических услуг удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Галаган Натальи Александровны к Государственному учреждению-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о защите пенсионных прав -отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярка в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Копия верна.
Председательствующий Ю.П. Корнийчук
Мотивированное решение изготовлено 15.08.2022г.