72RS0013-01-2023-001990-94
Дело № 2-3184/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Тюмень 28 апреля 2023 года
Калининский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Носовой В.Ю.,
при секретаре Мукминовой Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюменского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Тюменской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о возложении обязанности по устранению материально-бытовых и санитарно-гигиенических требований,
УСТАНОВИЛ:
Тюменский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Тюменской области» Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о возложении обязанности по устранению материально-бытовых и санитарно-гигиенических требований, просит суд в срок до 01.12.2023 произвести ремонт (устранить повреждения) напольного покрытия в процедурном кабинете и кабинете выдачи медицинский препаратов медицинской части, в палате № 7 отряда № 3; покрытия стен спального помещения и помещения для дневного пребывания в отряде строгих условий отбывания наказания, покрытия потолка и стен в санузле отряда № 4 (стационар БК-). Возложить обязанность на УФСИН России по Тюменской области и ФСИН России обеспечить финансирование ФКУ «ЛИУ №19 УФСИН России по Тюменской области» для выполнения указанных целей. Требования мотивированы тем, что Тюменской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области 20.02.2023 была проведена проверка ФКУ «ЛИУ №19 УФСИН России по Тюменской области», в ходе которой были установлены нарушения соблюдения законодательства в области санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Помощник Тюменского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Тюменской области в судебном заседании исковые требования поддержал частично, просит суд возложить обязанность на ответчика произвести ремонт (устранить повреждения) напольного покрытия в процедурном кабинете и кабинете выдачи медицинских препаратов медицинской части, покрытие потолка и стен в санузле отряда № 4 (стационар БК-) по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что остальные заявленные требовании (произвести ремонт (устранить повреждения) в палате № 7 отряда №3; покрытия стен спального помещения и помещения для дневного пребывания в отряде строгих условий отбывания наказания) ответчиками выполнены добровольно после предъявления в суд настоящего искового заявления.
Представитель ответчиков ФКУ «Лечебное исправительное учреждение № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Тюменской области», Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области, Федеральной службе исполнения наказаний России - Кугаевских Ю.Р. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Суд, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, находит заявленные требования Прокурора обоснованными и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, исполнение наказаний основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий лиц, отбывающих наказания.
В силу ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным создаются бытовые условия, отвечающие, в том числе, требованиям гигиены и санитарии.
Согласно ч. 9 ст. 16 вышеуказанного Кодекса, наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особо режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, следственным изолятором.
Судом установлено, что Тюменской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области 20.02.2023 проведена проверка ФКУ «ЛИУ №19 УФСИН России по Тюменской области» в части соблюдения законодательства в области санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (л.д.30-31).
В соответствии с пунктом 3 Приказа утвержден Устав ФКУ «ЛИУ №19 УФСИН России по Тюменской области» (далее - Устав) (л.д.10-13).
Согласно пункту 1.1 Устава ФКУ «ЛИУ №19 УФСИН России по Тюменской области» (л.д.14-20) является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
В соответствии с пунктом 1.3 Устава Учреждение находится в ведении ФСИН России.
На основании с пункта 1.7 Устава учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.
В силу пункта 2.5.1 Устава ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством условия содержания осужденных, медико-санитарное обеспечение осужденных, реализуя исполнение санитарно-гигиенических требований, направленных на охрану здоровья (п. 2.5.2 Устава).
В соответствии с частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья.
Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Между тем, проверка, проведенная Тюменской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области 20.02.2023г., показала, что администрацией ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области вышеуказанные требования законодательства Российской Федерации не исполнены.
Так, в нарушение указанных требований в помещениях лечебного учреждения имеются повреждения: напольного покрытия в процедурном кабинете и кабинете выдачи медицинский препаратов медицинской части, в палате № 7 отряда № 3; покрытия стен спального помещения и помещения для дневного пребывания в отряде строгих условий отбывания наказания, покрытия потолка и стен в санузле отряда № 4 (стационар БК-).
Ранее по указанным нарушениям прокуратурой в адрес начальника ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области вносилось представление от 02.11.2022, которое рассмотрено (л.д. 32—34, 35-36, 37-39, 40-41).
Неисполнение ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области требований уголовно-исполнительного законодательства, в части необеспечения безопасности осужденных, персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждения, нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья.
Согласно пункту 5.8 Устава источниками финансирования деятельности ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области являются средства федерального бюджета и иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.10 Устава заключение и оплата ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится от имени Российской Федерации в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Кроме этого, как установлено пунктом 5.12 Устава при недостаточности у ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Тюменской области.
В соответствии с пунктом 4 Положения УФСИН России по Тюменской области, утверждённого приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518, УФСИН России по Тюменской области является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств.
Как установлено пунктом 15 Положения УФСИН России по Тюменской области, УФСИН России по Тюменской области наряду с иным, обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей в подведомственных учреждениях исполняющих наказания и следственных изоляторах, обеспечивает их безопасность, безопасность объектов Управления и подведомственных учреждений и осуществляет материально-техническое обеспечение их деятельности.
Полномочия и организация деятельности Федеральной службы исполнения наказаний регламентированы Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы
Федеральной службы исполнения наказаний» (далее - Положение ФСИН России).
В соответствии с пунктом 1 Положения ФСИН России, Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию.
В силу пункта 5 Положения ФСИН России, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
На основании пунктов 3, 7 Положения ФСИН России, основными задачами и полномочиями ФСИН России являются: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания; осуществление материально-технического обеспечения деятельности учреждений уголовноисполнительной системы; осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовноисполнительной системы.
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Согласно части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовноисполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В данном случае, главным распорядителем средств федерального бюджета является ФСИН России, на которую и возложена обязанность по содержанию уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, обязанность по соблюдению требований законодательства в ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области несет не только само исправительное учреждение, но и УФСИН России по Тюменской области, и ФСИН России, поскольку ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области является их подведомственным учреждением.
Ввиду того, что на момент рассмотрения дела по существу ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области» не устранил в полном объеме выявленные прокурором нарушения соблюдения законодательства в области санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных, что нарушает права и законные интересы осужденных на безопасное содержание, суд находит требование Прокурора подлежащим удовлетворению частично. Необходимо обязать администрацию ФКУ «ЛИУ №19 УФСИН России по Тюменской области» устранить указанные нарушения в области санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных, а именно: в срок до 01.12.2023г. произвести ремонт (устранить повреждения) напольного покрытия в процедурном кабинете и кабинете выдачи медицинский препаратов медицинской части, покрытия потолка и стен в санузле отряда № 4 (стационар БК-). Обязать УФСИН по Тюменской области, ФСИН России обеспечить финансирование ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области для исполнения указанных целей.
В исковых требованиях об устранении повреждений в палате № 7 отряда № 3; покрытия стен спального помещения и помещения для дневного пребывания в отряде строгих условий отбывания наказания следует отказать, поскольку данные нарушения устранены на момент рассмотрения настоящего гражданского дела по существу.
На основании изложенного, руководствуясь Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишении свободы», ст.ст. 14, 35, 54, 56, 67, 194-199, 203 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░-19 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 7204003161) ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ № 4 (░░░░░░░░░ ░░-).
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 7204003669) ░ ░░░░ ░░░░░░ (░░░ 7706562710) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░-19 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░.░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-3184/2023.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░