Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес изъят> ДД.ММ.ГГГГ
Судья Дербентского городского суда Республики Дагестан Яралиев Т.М., при секретаре судебного заседания Касумовой Н.Г., с участием истца Мамедов М.М., представителя Государственного Учреждения - Отделения Пенсионного фонда России по <адрес изъят> Салихова О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мамедов М.М. об обязании Государственного Учреждения - Отделения Пенсионного фонда России по <адрес изъят> включить периоды его нахождения на курсах повышения квалификации в стаж работы, дающий ему право на досрочное назначение страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Мамедов М.М. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Отделению Пенсионного фонда России по <адрес изъят> об обязании ответчика включить периоды его нахождения на курсах повышения квалификации в стаж работы, дающий ему право на досрочное назначение страховой пенсии, и назначить ему пенсию со дня приобретения им этого права.
В судебном заседании Мамедов М.М. иск поддержал и пояснил, что он работал и продолжает работать в учреждениях здравоохранения и в соответствии с нормами пенсионного законодательства приобрел право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Отделения Пенсионного фонда России по <адрес изъят> в <адрес изъят> с заявлением о назначении пенсии. Однако, названным Управлением в назначении ему досрочной страховой пенсии отказано по мотивам отсутствия у него необходимого стажа работы, со ссылкой на то обстоятельство, что периоды его нахождения на курсах повышения квалификации не могут быть учтены и засчитываться в специальный стаж, дающий ему право на досрочное назначение пенсии. С отказом пенсионного органа он не согласен. Действительно, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работая врачом <данные изъяты> <адрес изъят> и участковым врачом-терапевтом поликлиники <номер изъят> ЦГБ <адрес изъят>, он находился на курсах повышения квалификации в соответствии с распоряжениями работодателя, которые являлись для него обязательными. Согласно действующему законодательству в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и данный период должен засчитываться в трудовой стаж. С учетом изложенного просит суд признать решение Управления Отделения Пенсионного фонда России по <адрес изъят> в <адрес изъят> <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным. Обязать Государственное Учреждение - Отделение Пенсионного фонда России по <адрес изъят> включить (засчитать) в специальный стаж работы, дающий ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды его нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента его обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель Государственного Учреждения - Отделения Пенсионного фонда России по <адрес изъят> Салихов О.С. иск Мамедов М.М. не признал и пояснил, что в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. <номер изъят> в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в указанном постановлении отсутствуют, в связи с чем засчитывать периоды нахождения Мамедов М.М. на курсах повышения квалификациив стаж, дающий ему право на досрочное назначение пенсии по старости, в том числе в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, не имеется законных оснований. На момент обращения Мамедов М.М. в пенсионный орган, без учета периодов нахождения на курсах повышения квалификации, у него отсутствовал необходимый стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии. По этим основаниям просит суд в иске Мамедов М.М. отказать.
Проверив и исследовав материалы дела, выслушав объяснения и доводы сторон, суд считает иск Мамедов М.М. подлежащим удовлетворению.
Так, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется в том числе Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Из материалов дела следует, что Мамедов М.М. ранее работал и продолжает работать в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, и в соответствии с нормами пенсионного законодательства приобрел право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Отделения Пенсионного фонда России по <адрес изъят> в <адрес изъят> с заявлением о назначении досрочной пенсии.
Однако, названным Управлением в назначении ему досрочной страховой пенсии отказано по мотивам отсутствия у него необходимого стажа работы, со ссылкой на то обстоятельство, что периоды его нахождения на курсах повышения квалификации не могут быть учтены и засчитываться в специальный стаж, дающий ему право на досрочное назначение пенсии.
С этими доводами пенсионного органа согласиться нельзя.
Так, материалами дела подтверждается и стороной ответчика также не оспаривается, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работая врачом ССМП <адрес изъят> и участковым врачом-терапевтом поликлиники <номер изъят> ЦГБ <адрес изъят>, Мамедов М.М. находился на курсах повышения квалификации в соответствии с распоряжениями работодателя, которые являлись для него обязательными.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 73 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Из материалов дела также видно, что при прохождении курсов повышения квалификации за Мамедов М.М. сохранялось место работы и средняя заработная плата.
Кроме того, в период нахождения Мамедов М.М. на курсах повышения квалификации работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд.
С учетом изложенного суд считает доводы Мамедов М.М. о наличии оснований для включения в специальный стаж работы, дающий ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды его нахождения на курсах повышения квалификации основанными на законе и материалах дела, следовательно, исковые требования Мамедов М.М. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск Мамедов М.М. удовлетворить.
Признать решение Управления Отделения Пенсионного фонда России по <адрес изъят> в <адрес изъят> <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным.
Обязать Государственное Учреждение - Отделение Пенсионного фонда России по <адрес изъят> включить (засчитать) в специальный стаж работы, дающий Мамедов М.М. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды его нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента его обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан через Дербентский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
СУДЬЯ Т.М.ЯРАЛИЕВ