Дело № 5-545/28-20
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
с.Сунтар 17 июня 2020 года
Временно исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 28 Сунтарского района РС (Я) мировой судья Кронникова О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал в отношении должностного лица:
Васильева <ФИО1>, <ОБЕЗЛИЧЕНО>сведений о привлечении к уголовной или административной ответственности не имеется,
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
28 мая2020 г. заместителем прокурора Сунтарского района <ФИО2> вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора МБОУ «КрестяхскаяСОШ» Васильева П.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.57 КоАП РФ, а именно за нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод.
В судебное заседаниеВасильев П.В. не явился, о дате и времени рассмотрения дела надлежаще извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, с протоколом об административном правонарушении ознакомлен, вину в совершении административного правонарушения признал.
Суд, с учетом положений ст.25.1 КоАП РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенного лица.
В судебном заседании и.о. прокурора Сунтарского района Тимофеева М.С. материалы дела об административном правонарушении поддержала, просила привлечь Васильева П.В. к административной ответственности по санкции статьи.
Выслушав мнение прокурора, изучив представленные материалы дела, мировой судья приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.2 ст.5.57 КоАП РФ нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, прокуратурой Сунтарского района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
На основании части 3.1 статьи 5 ФЗ N 35-ФЗ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им наином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно пункту "д" статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу п. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:
- в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;
- в закрепленных законодательством РФ случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Пунктом 6.48 Свода правил 118.13330.2012 СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, установлено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся нужно предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Из Приложения "В" к СНиП 31-06-2009 следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты), учреждения профессионального образования (высшего, среднего и дополнительного).
Согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
В соответствии с п.п. 2,3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, соблюдать права и свободы обучающихся. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся.
За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации»).
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются права на охрану жизни и здоровья.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. п. 2 части 3 статьи 28 Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 ФЗ N 273-Ф образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 8 части 1 статьи 41 ФЗ N 273-Ф охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее Постановление Правительства РФ N 1235) определено, что настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - объект (территория).
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ N 1235 установлено, что в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Согласно п. 13 Постановления Правительства РФ N 1235 всем объектам (территориям) присваивается категория.
Как указано в Законе РФ от 11.03.1992 №2487-1 (ред. от 03.12.2011) «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
Кроме этого, пунктом «Единых требований к организации обеспечения антитеррористической защищенности и комплексной безопасности объектов общего образования в РС (Я)», утвержденных приказом министра образования РС (Я) от 29.12.2006 №01-08/3178, предусмотрена организация контрольно-пропускного режима в образовательное учреждение.
Согласно п. 7.3 Свода правил СП 132.13330.2011 «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования», утвержденного приказом Минрегиона РФ от 05.07.2011 № 320, проектной документацией должна быть обеспечена возможность оборудования и функционирования контрольно-пропускного пункта, стационарного металлообнаружителя (ручного металлоискателя), газоанализатора паров взрывчатых веществ, рентгенотелевизионной установки места доступа на объект, предназначенный для посетителей, в соответствии с таблицей 1.
Проверкой установлено, что организация работы по повышению антитеррористической защищенности и комплексной безопасности в МБОУ «Крестяхская средняя общеобразовательная школа» расположенном по адресу: РС (Я), Сунтарский район, с. Крестях, ул. Мира, д. 70, которое относится к местам массового пребывания людей 2 и 3 категории, в соответствии с указанным законодательством, надлежащим образом не обеспечена.
Так, в здании МБОУ «Крестяхская СОШ» входы в здание не оснащены рентгенотелевизионной установкой либо стационарным металлообнаружителем, отсутствуют газоанализаторы паров взрывчатых веществ. В здании имеется 5 выходов, 1 дверь из которых снаружи не оснащен видеонаблюдением, ограждение по периметру территории учреждения имеется, частично ограждение выполнено из штакетников высотой ниже 1 метра, по периметру частично имеются проемы, которые позволяют бесконтрольный доступ посторонних лиц, что не отвечает требованиям антитеррористической защищенности объекта.
Согласно требований ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приказом №03-05/487 от 26.10.2017 директором МБОУ «Крестяхская СОШ» назначен Васильев П.В.
Указанные нарушения допущены по вине директора МБОУ «Крестяхская СОШ» Васильевым П.В, которым не были организованы безопасные условия образовательного процесса, а именно, не установлен пропускной режим в школе, исключающий беспрепятственный доступ посторонних лиц в здание школы, а также в настоящее время охрана объекта осуществляется вахтерами и охранниками, не имеющими лицензий на охранную деятельность.
Выявленные упущения не позволяют в полной мере обеспечить безопасность жизни и здоровья обучающихся (воспитанников), и лиц, посещающих учреждение, а также работников образовательных организаций, и снижают антитеррористическую защищенность образовательных учреждений, что недопустимо.
Таким образом, в действиях (бездействии) директора МБОУ «Крестяхская средняя общеобразовательная школа» Васильева П.В. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ - нарушение установленного порядка реализации предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций.
Вина Васильева П.В. подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, актом проверки, уставом образовательного учреждения, должностной инструкцией, пояснениями самого Васильева П.В.
Данные доказательства суд считает допустимыми, поскольку они собраны без нарушения закона, относятся к обстоятельствам рассматриваемого дела и уличают Васильева П.В. в совершении административного правонарушения.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Васильева П.В., судом принимается полное признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Васильева П.В., судом не установлено.
Судом не усматривается оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ, поскольку осуществление деятельности образовательного учреждениякоторое не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
Поскольку выполнение указанной обязанности сопряжено с обеспечением безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения, их защитой от любых посягательств со стороны третьих лиц, данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение виновного и приходит к выводу о назначении наказания в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренной санкцией статьи.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.1-29.11 КоАП РФ мировой судья,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Васильева <ФИО1> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Наименование получателя плательщика: УФК по РС (Я) (Центральный аппарат по организационному обеспечению деятельности мировых судей в РС (Я)
л/с 04162006080 ИНН 1435196671 КПП 143501001
Расчетный счет получателя платежа: 40101810100000010002
Отделение Нац. Банка РС (Я) Банка РОССИИ г. Якутск БИК: 049805001
Код бюджетной квалификации: 306 1 16 01053 01 8000 140 Код ОКТМО: 98626000 УИН 0
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа по истечении указанного срока, постановление будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Неуплата административного штрафа в установленные сроки в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Сунтарский районный суд РС (Я) в течение 10 суток через мирового судью со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья О.С. Кронникова