Судья: Орлова Т.А. Дело № 33а-9339/2021
УИД: №
Дело № 2а-980/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 сентября 2021 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Ромадановой И.А., Хлыстовой Е.В.,
при секретаре – Дождевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Кузова А.И. на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 15 февраля 2021года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г.Самары (далее по тексту - ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Кузову А.И. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 9 304 руб., пени по данному виду налога в размере 43,65 руб., всего 9 347,65 руб., указав в обоснование, что в добровольном порядке задолженность не погашена. Судебный приказ о взыскании указанной задолженности отменен по заявлению налогоплательщика. На момент подачи административного иска сумма задолженности не оплачена, в связи с чем административный истец просил взыскать ее в судебном порядке.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 15 февраля 2021 года требования ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары удовлетворены.
В апелляционной жалобе Кузов А.И. ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Стороны в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Административный ответчик Кузов А.И. ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В судебном заседании 17 августа 2021 года доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение районного суда отменить, в иске отказать, поскольку сумму долга по транспортному налогу за 2018 года в размере 9 304 руб. оплатил 02 июля 2020 года, пени не оплачивал, поскольку считает, что налоговым органом не выполнена обязанность по направлению ему налогового уведомления, а личный кабинет им открыт только в 2020 или 2021 году.
Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменные возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.
Конкретизируя требование статьи 57 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель закрепил в Налоговом кодексе Российской Федерации принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов (подпункт 4 пункта 2 статьи 1, статьи 21 и 32).
В силу положений статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пп. 3 и 7).
В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены способы передачи физическому лицу требования об уплате налога лично под расписку, направление по почте заказным письмом, передача через личный кабинет налогоплательщика.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Приказом ФНС России от 22 августа 2017 года N ММВ-7-17/617@ утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика, предусматривающий возможность отправки документов налоговых органов, направление которых налогоплательщику осуществляется через личный кабинет налогоплательщика в случаях, предусмотренных Кодексом, в том числе налоговых уведомлений и требований об уплате налога.
Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.
Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Установлено, что Кузов А.И. является плательщиком транспортного налога в связи с наличием в его собственности в спорный налоговый период транспортных средств: автомобиль легковой, государственный регистрационный знак №, марка СУБАРУФОРЕСТЕР, год выпуска 2007, дата регистрации права 04 декабря 2007г.; автомобиль легковой, государственный регистрационный знак №, марка VOLKSWAGEN POLO, год выпуска 2014, дата регистрации права 09 июля 2014г. (л.д.8, 9, 24-26).
На основании данный о зарегистрированных за налогоплательщиком транспортных средств, полученных в порядке межведомственного взаимодействия, ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары сформировано и направлено в адрес налогоплательщика, посредством размещения в личном кабинете, налоговое уведомление №44090793 от 25 июля 2019 года, в котором транспортный налог рассчитан за 2018 год в размере 9 304 руб., со сроком уплаты 02 декабря 2019 года (л.д.4-5).
Поскольку в установленный законодательством срок обязанность по уплате транспортного налога за 2018 год Кузов А.И. не исполнил, налоговый орган направил в его адрес, посредством размещения в личном кабинете, требование №53212 по состоянию на 25 декабря 2019 года с предложением добровольного в срок до 28 января 2020 года погасить задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 9 304 руб., а также оплатить пени за период с 03 декабря 2019 года по 24 декабря 2019 года в размере 43,65 руб. (л.д. 6, 7, 11).
В связи с оставлением налогового требования без исполнения, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, на основании которого 10 июня 2020 года мировым судьей судебного участка №33 Октябрьского судебного района г.Самары Самарской области вынесен судебный приказ №2а-1591/2020 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 9 304 руб., пени в размере 43,65 руб., который по заявлению налогоплательщика определением от 10 августа 2020 года отменен этим же мировым судьей (л.д.49, 51).
15 декабря 2020 года налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением (л.д.2-3, 17).
Установив, что возложенная налоговым законодательством на административного ответчика обязанность по уплате налога не исполнена, а налоговым органом соблюдены процедура и сроки взыскания задолженности, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований налогового органа о взыскании с Кузова А.И. транспортного налога за 2018 год в размере 9 304 руб., а также пени в размере 43,65 руб.
Вместе с тем, как следует из представленного чек-ордера от 02 июля 2020 года Кузовым А.И. произведена оплата транспортного налога в размере 9 304 руб., код КБК №. При этом, вопреки возражениям налогового органа в данном платежном документе указан налоговый период – 2018 год.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктами 4-6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
В силу пункта 1 части 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.
Возражения представителя налогового органа, о внутреннем зачете поступившего от Кузова А.И. платежа в сумме 9 304 руб., без указания налогового период и УИН, в счет погашения недоимки за 2015, 2016 года подлежат отклонению, поскольку опровергаются установленными по делу обстоятельствами. Так, административным истцом заявлены требования о взыскании недоимки по транспортному налогу только за 2018 год, сведений о наличии задолженности у Кузова А.И. по транспортному налогу за иные периоды до 2018 год материалы дела не содержат. Учитывая, что 02 июля 2020 года Кузовым А.И. произведена оплата именно транспортного налога с указанием налогового периода – 2018 год, а представителем налогового органа не представлено доказательств в обоснование зачета денежных средств за предыдущий период, несмотря на представленную судом апелляционной инстанции возможность, судебная коллегия приходит к выводу, что обязанность по уплате транспортного налога административным ответчиком фактически исполнена в полном объеме, оснований для ее взыскания у суда, на момент вынесения решения, не имелось, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в данной части заслуживают внимания.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требования о взыскании с Кузова А.И. недоимки по транспортному налогу за 2018 год удовлетворению не подлежат, в связи с чем решение суда в данной части нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления в части взыскания задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 9 304 руб.
Относительно административных требований о взыскании пени по транспортному налогу за 2018 год, судебная коллегия приходит к следующему.
Положения статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1); сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2); пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3).
Требование №53212 по состоянию на 25 декабря 2019 год возникло из неисполнения основной обязанности должника по перечислению в бюджет транспортного налога, и содержало в себе предложение должнику оплатить, в том числе, заявленную в административном иске сумму пени, срок уплаты - до 28 января 2020 года. Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который 10 августа 2020 года отменен.
При этом, доводы административного ответчика о ненадлежащем исполнении налоговым органом обязанности по направлению ему налогового уведомления и требования путем размещения их в личном кабинете, который им открыт в 2020 или 2021 году опровергаются, представленными скрин-копиями страницы личного кабинета налогоплательщика Кузова А.И., ИНН №, согласно которым, с 21 сентября 2017 года налогоплательщику поступают сообщения от налогового органа в личный кабинет, в том числе налоговое уведомление №44090793 и требование №53212 по состоянию на 25 декабря 2019 года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Кузов А.И. не был надлежащем образом уведомлен о необходимости уплатить транспортный налог за 2018 год, в личный кабинет не входил, а требование об уплате данного налога за 2018 год на бумажном носителе ему не направлялось, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.
В соответствии со статьей 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.
Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Порядок получения налогоплательщиками - физическим лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, а именно Приказом ФНС России от 22 августа 2017 года N ММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика".
В материалах дела имеются доказательства регистрации Кузова А.И. в личном кабинете налогоплательщика.
Требования указанных норм при направлении налогоплательщику уведомления №44090793 от 25 июля 2019 года и направлении требования об уплате налога и пени №53212 по состоянию на 25 декабря 2019 года, выполнены налоговым органом.
Правовая позиция, высказанная в Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08 апреля 2010 года № 468-О-О, закрепляет презумпцию получения налогоплательщиком требования об уплате налогов и пени на 6 день после его отправки.
Учитывая, что обязанность по оплате транспортного налога за 2018 года Кузовым А.И. исполнена 02 июля 2020 года, с нарушением установленных законом сроков, проверив расчет, представленный в материалы дела, судебная коллегия, приходит к выводу об обоснованности требований в части взыскания пени по транспортному налогу за 2018 года, начисленных с 03 декабря 2019 года по 24 декабря 2019 года, в связи с чем решение в данной части является законным и обоснованным.
Кроме того, с учетом положений статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, абзаца 10 пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с административного ответчика Кузова А.И. подлежит взысканию в доход местного бюджета г.о.Самара государственная пошлина в размере 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Самары от 15 февраля 2021 года отменить в части взыскания с Кузова А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 9 304 руб., принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении требований ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары о взыскании с Кузова А.И. задолженности по транспортному налогу за 2018г. в размере 9 304 руб. отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий -
Судьи –