Дело № 2-92/2024 (2-1248/2023;)
УИД 47RS0014-01-2023-001278-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Приозерск 29 марта 2024 г.
Приозерский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Левичевой Н.С.
при секретаре Матвейчук В.А.
с участием прокурора ФИО4-Т.Н., представителя ГУП «<адрес>» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приозерского городского прокурора к администрации Ларионовского сельского поселения Приозерского муниципального района <адрес>, ГУП «Леноблводоканал» об обязании привести в надлежащее состояние источники наружного противопожарного водоснабжения,
установил:
Приозерский городской прокурор обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнения заявленных требований просил обязать администрацию Ларионовского сельского поселения Приозерского муниципального района <адрес>, ГУП «Леноблводоканал» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести в надлежащее состояние источники наружного противопожарного водоснабжения, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведен анализ исполнения требований федерального законодательства в сфере пожарной безопасности. В ходе проведенной проверки установлено, что ответчиками не обеспечено надлежащее состояние источников наружного противопожарного водоснабжения, выразившееся в неисправности пожарных гидрантов. Выявленные нарушения непосредственно влияют на своевременное проведение спасательных работ, связанных с тушением пожаров, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. По результатам выявленных нарушений главе администрации Ларионовского сельского поселения Приозерского муниципального района <адрес> внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено, однако выявленные нарушения не устранены.
Судом протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен <адрес> комитет по управлению государственным имуществом.
В судебном заседании истец, помощник Приозерского городского прокурора ФИО4-Т.Н., просил удовлетворить иск по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика ГУП «<адрес>» ФИО2 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска в части требований, предъявленных к ГУП «Леноблводоканал», поддержала доводы, указанные письменном отзыве, в котором отражено, что пожарные гидранты являются самостоятельными объектами имущественных прав, имеющими отдельный правовой режим правового регулирования, отличный от режима правового регулирования имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, а обязанность по обеспечению мер первичной пожарной безопасности возложена на администрацию поселения. Ввиду того, что спорные пожарные гидранты не состоят на балансе ГУП «Леноблводоканал», предприятие не сможет привести в надлежащее состояние источники наружного противопожарного водоснабжения.
Ответчик администрация Ларионовского сельского поселения Приозерского муниципального района <адрес>, третьи лица отдел надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> комитет по управлению государственным имуществом, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили. <адрес> комитет по управлению государственным имуществом представил письменных отзыв на иск, в котором указал, что права и законные интересы субъекта Российской Федерации – <адрес> в лице комитета, спором не затрагиваются .
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения участников процесса, , исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска.
Судом установлено, что по результатам весенней проверки источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных на территории <адрес> ОГПС <адрес> (ГКУ «Леноблпожспас») в адрес отдела надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> направлены сведения о неисправных источниках наружного противопожарного водоснабжения - пожарных гидрантах.
Из представленных истцом документов следует, что в отношении пожарных гидрантов выявлены следующие неисправности: адрес гидранта: <адрес> – отсутствует координатная табличка, комплект люфтит (шатается); адрес гидранта: <адрес> – стояк забит грунтом, заплыл грязью (л.д. 12-27).
В связи с выявленными нарушениями законодательства в сфере пожарной безопасности Приозерским городским прокурором в адрес главы администрации Ларионовского сельского поселения Приозерского муниципального района <адрес> внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 8-9).
Представление Приозерской городской прокуратуры администрацией Ларионовского сельского поселения Приозерского муниципального района <адрес> рассмотрено и удовлетворено (л.д. 10-11). <данные изъяты>
В соответствии с распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О принятии в государственную собственность <адрес> Муниципального унитарного предприятия «Водоканал Ларионово» муниципального образования Ларионовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес>, муниципальное образование Ларионовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> передало, а субъект Российской Федерации – <адрес> в лице <адрес> комитета по управлению государственным имуществом принял в государственную собственность <адрес> имущество муниципального предприятия муниципального образования Ларионовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес>, о чем составлен акт приема-передачи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 116-118).
В перечне имущества, передаваемого из муниципальной собственности в государственную собственность <адрес>, являющегося приложением к акту приема-передачи, указан, помимо прочего, пожарный гидрант, инвентарный № (п.19) (л.д. 121-оборот). <данные изъяты>
Согласно сведениям, представленным Леноблкомимуществом, ГУП «Леноблводоканал» <данные изъяты> и в реестре государственного имущества <адрес> отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты), расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>. В соответствии с передаточным актом, подписанным ДД.ММ.ГГГГ в хозяйственное ведение ГУП «Леноблводоканал» передан 1 пожарный гидрант на территории Ларионовского сельского поселения, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 66).
Областным законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти <адрес> и органами местного самоуправления <адрес> и о внесении изменений в областной закон «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений <адрес>» полномочия органов местного самоуправления городских и сельских поселений <адрес> в сфере водоснабжения и водоотведения отнесены к исполнению <адрес> на неопределенный срок.
Согласно статье 62 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1).
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (часть 2).
Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется названным федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров (часть 3).
В пункте 3.9 Свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты наружное противопожарное водоснабжение требования пожарной безопасности», утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ №, указано, что пожарный гидрант - устройство для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абзац второй); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абзац четвертый); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абзац пятый); первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Как указано в статье 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В силу <данные изъяты> Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, помимо прочего, вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Частью 1 статьи № Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен перечень имущества, которым в соответствии с его назначением может находиться в собственности муниципального образования:
1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 названного Федерального закона;
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
Частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
Между тем, полномочия органов местного самоуправления по обеспечению мер первичной пожарной безопасности в части обязанности по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения не перераспределены на территории <адрес>. Данные полномочия не относятся к полномочиям по водоснабжению и водоотведению и не упоминаются в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № «О водоснабжении и водоотведении».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что пожарные гидранты являются самостоятельными объектами имущественных прав, имеющими отдельный режим правового регулирования, отличный от режима правового регулирования имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, а обязанность по обеспечению мер первичной пожарной безопасности в данном случае возложена на администрацию Приозерского муниципального района <адрес>.
При рассмотрении настоящего спора не представлено доказательств принадлежности пожарных гидрантов к централизованной системе холодного водоснабжения.
Спорные пожарные гидранты <данные изъяты> на балансе ГУП «Леноблводоканал» не числятся, <данные изъяты>.
С учетом изложенного, исковые требования прокурора к администрации Ларионовского сельского поселения Приозерского муниципального района <адрес> подлежат удовлетворению, оснований для удовлетворения требований, предъявленных к ГУП «<адрес>», суд не усматривает.
Исходя из требований истца, необходимого времени для исполнения решения суда, суд полагает допустимым установить срок ответчику для приведения в надлежащее состояние источники наружного противопожарного водоснабжения – в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Приозерского городского прокурора к администрации Ларионовского сельского поселения Приозерского муниципального района <адрес>, ГУП «Леноблводоканал» об обязании привести в надлежащее состояние источники наружного противопожарного водоснабжения удовлетворить частично.
Обязать администрацию Ларионовского сельского поселения Приозерского муниципального района <адрес> в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в надлежащее состояние источники наружного противопожарного водоснабжения, расположенные по адресам:
<адрес>,
<адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований Приозерского городского прокурора отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Приозерский городской суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.С. Левичева
Решение в окончательной форме изготовлено 5 апреля 2024 г.