№ 5-520/28-2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
28 июня 2021 г. с.Сунтар
Временно исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка №28 Сунтарского района Республики Саха (Якутия) мировой судья Кронникова О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.11.21 КоАП РФ в отношении должностного лица:
Старцева <ФИО1>, <ДАТА> года рождения, уроженца <ОБЕЗЛИЧЕНО>, гражданина <ОБЕЗЛИЧЕНО> зарегистрированного по адресу: <АДРЕС>, сведений о привлечении ранее к уголовной или административной ответственности не имеется,
У С Т А Н О В И Л:
От прокуратуры Сунтарского района в судебный участок поступил материал об административном правонарушении предусмотренный ч.2 ст.11.21 КоАП РФ в отношении <ОБЕЗЛИЧЕНО> Старцева А.А. В обоснование указано, что проведенной прокуратурой Сунтарского района по обращению ФКУ «Упрдор «Вилюй» проверкой установлено следующее. В полосе отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-331 «Вилюй» незаконно размещены инженерные коммуникации на км 966+121 (ВЛ-6 кВ фидер «Дорбой»), принадлежащие ЗЭС ПАО «Якутскэнерго». Расстояние от ближайшего провода ВЛ до поверхности проезжей части автомобильной дороги 7,46 м. горизонтальной расстояние от оси автомобильной дороги до осей переходных опор ВЛ влево - 14,0 м, вправо-26,0 м.
Сторонам, права и обязанности, установленные ст.25.1 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ разъяснены и понятны.
Отводов составу суда не поступило.
В судебном заседании старший помощник прокурора Сунтарского района материалы дела поддержала. С доводами защиты не согласилась, пояснила, что нормами Федерального закона №257-ФЗ установлено, что он применяется и к отношениям, возникшим до вступления его в законную силу, ПАО Якутскэнерго нарушены не только границы отвода до автомобильной дороги, но и границы воздушного отвода до линии электропередач. Просила приобщить к материалам дела сведения от ФКУ Упрдор «Вилюй» о ширине границы отвода автомобильной дороги А-331 «Вилюй». Просила признать должностное лицо виновным в совершении административного правонарушения и назначить наказание в пределах санкции статьи.
В судебном заседании представитель по доверенности Кудринская О.Г. с постановлением прокурора не согласилась, ходатайствовала о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование указала, что Федеральный закон №257-ФЗ не имеет обратной силы, измерения, проведенные совместно с ФКУ Упрдор «Вилюй» установили, что нарушений границ отвода не имеется, умысла или неосторожности на совершения административного правонарушения не было. Просила приобщить к материалам дела паспорт ВЛЭ от 2015 года и акт замеров совместно с ФКУ Упрдор «Вилюй» от 08.06.2021 г.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.11.21 КоАП РФ - использование водоотводных сооружений автомобильной дороги для стока или сброса вод; выполнение в границах полосы отвода автомобильной дороги, в том числе на проезжей части автомобильной дороги, работ, связанных с применением горючих веществ, а также веществ, которые могут оказать воздействие на уменьшение сцепления колес транспортных средств с дорожным покрытием; выполнение в границах полосы отвода автомобильной дороги работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, размещением объектов дорожного сервиса; размещение в границах полосы отвода автомобильной дороги зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильной дороги и не относящихся к объектам дорожного сервиса; установка в границах полосы отвода автомобильной дороги рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам Российской Федерации о безопасности дорожного движения, информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности, прокладка, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги без заключения договора с владельцем автомобильной дороги, с нарушением такого договора или без согласования с владельцем автомобильной дороги планируемого размещения указанных инженерных коммуникаций; строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечений автомобильных дорог с другими автомобильными дорогами и примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, прокладка, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах придорожных полос автомобильной дороги, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей в границах придорожных полос автомобильной дороги без согласования с владельцем автомобильной дороги или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Стороны в судебном заседании не оспаривают факт принадлежности автомобильной дороги А-331 «Вилюй» к федеральной собственности, а границы участка ВЛ-6 кВ фидер «Дорбой» на 966 км. + 121 м. к ведению ЗЭС ПАО «Якутскэнерго». Также не имелось возражений относительно представленных суду показаний по акту замеров в натуре габаритов от проводов ВЛ т опор (столбов) до пересекаемого объекта, произведенного совместно с ФКУ Упрдор «Вилюй», от 08.06.2021 г. Согласно указанных замеров ВЛ-6 кВ фидер «Дорбой» на 966 км. + 121 м. автодороги «Вилюй» - расстояние от ближайшего провода ВЛ до поверхности проезжей части автомобильной дороги составляем 7,46 м., а горизонтальное расстояние от оси автомобильной дороги до соей переходных опор ВЛ: влево - 14,0 м., вправо - 26,0 м.
Таким образом, суд не входит в оценку и изучение указанных обстоятельств дела.
При этом представитель ЗЭС ПАО «Якутскэнерго» полагает, что к указанной инженерной конструкции в виде опоры ВЛ требования закона №257-ФЗ не распространяются, так как линия электропередач была введена в действие в 1972 г. А Правилами устройства электроустановок (изд.7) в п.2.5.35 установлены ограничения для ВЛ при напряжении от 35-100 кВ до покрытия проезжей части дорог всех категорий - 7 м. То есть, требованиям, существовавшим до введения в действие Федерального закона №257-ФЗ, указанные опоры ВЛ соответствуют.
В соответствии с ч. 2 ст. 11.21 КоАП РФ административным правонарушением признается, в том числе эксплуатация инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги без заключения договора с владельцем автомобильной дороги.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее-Федеральный закон N 257-ФЗ) прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог допускаются в порядке, предусмотренном частями 2 - 3 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона N 257-ФЗ, прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги. В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
В данном случае суд не может согласиться с доводами защиты о том, что требования Федерального закона №257-ФЗ не имеют обратной силы по следующим основаниям.
Ч.1 ст.4 ГК РФ предусмотрено, что действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Ч.2 ст.61 Федерального закона №257-ФЗ прямо предусмотрено, что к отношениям в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу.
При этом в силу требований ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 11.07.2011 №193-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцам инженерных коммуникаций предоставлено время для приведения в соответствие требованиям закона правового положения своего имущества. Так, до 1 января 2013 года владельцы инженерных коммуникаций, размещенных в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) до дня вступления в силу Федерального закона, обязаны заключить с владельцами автомобильных дорог договоры, предусматривающие условия прокладки инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также условия переноса и переустройства таких инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог, и обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлениями об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях эксплуатации таких инженерных коммуникаций.
Утвержденные Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204 Правила устройства электроустановок. Издание седьмое…, на которые ссылается Кудринская О.Г., используются для инженерно-технического персонала, занятого проектированием, монтажом, наладкой и эксплуатацией электроустановок.
При этом Приказом Минтранса России от 18.08.2020 N 313 "Об утверждении Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения", принятого во исполнение требований ч.5 ст.25 Федерального закона №257-ФЗ установлено следующее. Границы полосы отвода автомобильной дороги федерального значения определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
Согласно справке, предоставленной ФКУ «Упродор «Вилюй» ширина полосы отвода на автомобильной дороге А-331 «Вилюй» Якутск-Мирный на 963-967 км составляет 11,5 м.
Между тем, в нарушение вышеуказанных норм Закона ПАО «Якутскэнерго» инженерная коммуникация на 966 км.+121 м (ВЛ-6 кВ фидер «Дорбой») эксплуатируется без заключения соответствующего договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» одним из общих принципов организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации, обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
Согласно ч.1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Отсутствие соответствующего договора не обеспечивает надежность подачи потребителям электрической энергии ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
На основании Приказа <НОМЕР> от 01.10.2019 генерального директора ПАО «Якутскэнерго» Старцев А.А. назначен на должность <ОБЕЗЛИЧЕНО>
В соответствии с п. 4.3 Положения о филиале ПАО «Якутскэнерго» «Западные электрические сети» ответственность за учет, сохранность и эффективное управление имуществом и земельными участками, закреплёнными за Филиалом, несет директор Филиала.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Административное правонарушение является длящимся. Срок давности в данном случае рассчитывается с момента его обнаружения.
Таким образом, в действиях <ОБЕЗЛИЧЕНО> Старцева А.А. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.21 КоАП РФ - т.е. размещение в границах полосы отвода автомобильной дороги зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильной дороги и не относящихся к объектам дорожного сервиса; прокладка, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги без заключения договора с владельцем автомобильной дороги, с нарушением такого договора или без согласования с владельцем автомобильной дороги планируемого размещения указанных инженерных коммуникаций.
Вина <ОБЕЗЛИЧЕНО> Старцева А.А. по ч.1 ст.11.21 Кодекса РФ об АП подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 1 июня 2021 года, решением о проведении проверки № 210 от 01 июня 2021 года, актом проверки соблюдения федерального законодательства от 08 июня 2021 года, копией Договора № 34 ПК от 25 октября 2019 года на прокладку переустройство и эксплуатации инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения заключенный между ФКУ «Упрдор «Вилюй» и ЗЭС ПАО «Якутскэнерго», предложением о заключении договоров отправленный ФКУ Упрдор «Вилюй» директору ЗЭС ПАО «Якутскэнерго» от 13 мая 2021 года, отказом от заключения договора отправленный ЗЭС ПАО «Якутскэнерго» ФКУ ЗЭС ПАО «Якутскэнерго» от 19 мая 2021 года, ответом на требование прокурора от 03 июня 2021 года, схемами, ведомостями пересекаемых коммуникаций, актом замеров, фототаблицей, копией свидетельства о государственной регистрации, копией паспорта воздушной линии электропередачи, объяснением начальника Сунтарской РЭС ЗЭС ПАО «Якутскэнерго» <ФИО2>, копией Приказа № <НОМЕР> от 01.10.2019 года о назначении Старцева А.А. <ОБЕЗЛИЧЕНО> копией Положения о филиале ПАО «Якутскэнерго» «Западные электрические сети, иными материалами дела.
При назначении меры наказания смягчающими обстоятельствами суд считает совершение правонарушения впервые. Отягчающих обстоятельств судом не выявлено.
Учитывая смягчающие обстоятельства, личность виновного и исходя из характера совершенного правонарушения, на основании ст.3.5 КоАП РФ в качестве меры наказания суд полагает необходимым применить минимальную сумму административного штрафа.
При этом суд не находит оснований для вынесения отдельного определения по заявленному Кудринской О.Г. ходатайству о прекращении производства по делу в рамках требований ч.2 ст.24.4 КоАП РФ, поскольку доводы по которым Кудринская О.Г. была не согласна с постановлением о возбуждении дела были аналогичны доводам, изложенным в ходатайстве. При этом ходатайство не может быть разрешено без полного изучения материалов дела и рассмотрения дела по существу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.29.5, 29.7, 29.10 КоАП РФ суд
П О С Т А Н О В И Л:
Старцева <ФИО1> признать виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.11.21 КоАП РФ и подвергнуть к административному штрафу в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам: Наименование получателя: УФК по Республике Саха (Якутия) (Центральный аппарат по организационному обеспечению деятельности мировых судей в Республике Саха (Якутия), ИНН получателя: 1435196671, КПП получателя: 143501001, Наименование банка: ОТДЕЛЕНИЕ - НБ РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) БАНКА РОССИИ//УФК по Республике Саха (Якутия) г.Якутск, БИК: 019805001, Единый казначейский счет (ЕКС): 40102810345370000085, Номер казначейского счета: 03100643 000000011600, УИН 0319532214003550052020215.
Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление.
Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об АП.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Сунтарский районный суд Республики Саха (Якутия).
Мировой судья Кронникова О.С.