Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-118/2024 (2-1762/2023;) ~ М-1603/2023 от 11.12.2023

    66RS0057-01-2023-002168-94

                                                 Дело №2-118/2024

                                                              Р Е Ш Е Н И Е

                                              Именем Российской Федерации

     16 февраля 2024 года                                                                                      г.Талица

    Талицкий районный суд Свердловской области в составе

    судьи Бакиной М.В.,

    при секретаре Братановой Т.В.,

    с участием помощника прокурора Талицкого района Алимовой А.Ю.

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Талицкого района Свердловской области, обратившегося в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Чупинская средняя общеобразовательная школа», Управлению образования администрации Талицкого городского округа об обязании провести обследование технического состояния здания силами специализированной организации,

    установил:

    Прокурор Талицкого района обратился в суд с иском к ответчикам об обязании провести обследование технического состояния здания силами специализированной организации.

    Иск обоснован тем, что Прокуратурой Талицкого района проведена проверка исполнения требований законодательства о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, законодательства в сфере обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Чупинская средняя общеобразовательная школа», расположенном по адресу: ул. Матросова, 1, пос. Комсомольский, Талицкий район, Свердловская область (далее - МКОУ «Чупинская СОШ»), в ходе которой установлено следующее.

    Конституционной нормой предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).

    Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 24.07.1998 № ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Как следует из статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

    К компетенции образовательной организации относится материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

    Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

    В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    Подпунктом «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 05.10.2009 года, предусмотрено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

    Федеральным законом «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

    В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 35-ФЗ принципами противодействия терроризму в Российской Федерации, в том числе являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

    Согласно подпункту «а» пункта 4 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

    Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) в силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

    В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384- ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон № 384-ФЗ) объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно- технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

    Закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.

    Статьей 5 Закона № 384-ФЗ установлено, что безопасность зданий и сооружений обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

    Строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкцией, в том числе отклонений от вертикальности (статья 7 Закона № 384-ФЗ).

    В силу статьи 36 Закона № 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 № 1984-ст введен в действие Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния (далее - ГОСТ 31937-2011).

    Стандарт является нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений. Стандарт регламентирует требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений.

    В соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию; в дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в 5 лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.); обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений (пункты 4.3, 4.4).

    Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов (пункт 4.1 ГОСТ 31937-2011).

    Согласно ст. ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

    Согласно ч. 1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

    Так, в ходе проверки прокуратурой района, а также согласно представленной информации директора МКОУ «Чупинская СОШ» установлено, что здание МКОУ «Чупинская СОШ», расположенное по адресу: ул. Матросова, 1, пос. Комсомольский, Талицкий район, Свердловская область введено в эксплуатацию в 1976 г. Техническое состояние здания неудовлетворительное, имеются многочисленные нарушения требований федерального законодательства: мягкая кровля крыши местами протекает, деревянные рамы обветшали и требуют замены, также необходим ремонт системы водоснабжения, имеются нарушения требований пожарной безопасности, объект (территории) также не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

    Также согласно ответа директора МКОУ «Чупинская СОШ» обследование технического состояния здания с привлечением специализированной организации в соответствии с ГОСТ 31937-211 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» не проводилось.

    Таким образом, в нарушение Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-211 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» инструментальное обследование несущих конструкций здания и сооружений образовательного учреждения МКОУ «Чупинская СОШ», введенного в эксплуатацию в 1976 году, ни разу не проводилось.

    Выявленные нарушения требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в процессе эксплуатации здания образовательного учреждения отрицательно сказываются на безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, поскольку не позволяют своевременно выявить нарушения в состоянии строительных конструкций зданий и предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций.

    Кроме того, эксплуатация зданий образовательных учреждений техническое состояние, которого имеет признаки аварийности, может повлечь за собой необоснованное нарушений прав обучающихся, а также создает предпосылки к проявлениям актам терроризма.

    МКОУ «Чупинская СОШ» является организацией, созданной для осуществления образовательной деятельности.

    МКОУ «Чупинская СОШ» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, имущество на праве оперативного управления и несет ответственность в установленном законом порядке за жизнь и здоровье учащихся и работников.

    Согласно свидетельства о государственной регистрации права 66АЕ № 116624 от 01.12.2011 здание школы по адресу: Свердловская область, Талицкий район, п. Комсомольский, ул. Матросова, д. 1 передано на праве оперативного управления МКОУ «Чупинская СОШ».

    В соответствии с п. 4 Устава МКОУ «Чупинская СОШ», утвержденного распоряжением Управления образования Администрации Талицкого городского округа от 09.06.2017 № 91 (далее - Устав), учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Талицкий городской округ». Функции и полномочия учредителя от имени Талицкого городского округа осуществляет в соответствии с пунктом 7 Положения об Управлении образования Администрации Талицкого городского округа, утвержденного решением Думы Талицкого городского округа о 24.11.2016 № 18, Управление образования Талицкого городского округа (далее - Учредитель); функции и полномочия собственника имущества - Управление по урегулированию имущественных и земельных отношений Администрации Талицкого городского округа (далее - Собственник имущества).

            Главным распорядителем бюджетных средств в отношении подведомственных муниципальных учреждений является Управление образования администрации Талицкого городского округа (п. 9 Положения «Об Управлении образования администрации Талицкого городского округа»). Таким образом, на Управлении образования администрации Талицкого городского округа лежит обязанность по осуществлению финансирования деятельности МКОУ «Чупинская СОШ», в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений образовательной организации, обустройство прилегающей к ней территорий в соответствии с требованиями безопасности.

    Согласно пункту 35 Устава управление образовательным учреждением осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Свердловской области, муниципальными правовыми актами Талицкого городского округа, настоящим Уставом.

    Выявленные нарушения затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц, посещающих МКОУ «Чупинская СОШ», нарушают права несовершеннолетних, обучающихся в образовательной организации на благоприятные условия пребывания в учреждении, ставят под угрозу их жизнь и безопасность.

    Права граждан, в том числе несовершеннолетних, на благоприятные условия жизни находятся в перечне объектов прокурорского надзора, соответственно на основании ч. 4 ст. 27 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202- 1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

         В связи с чем, прокурор Талицкого района просит обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Чупинская средняя общеобразовательная школа» в срок до 1 июня 2024 года провести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: ул. Матросова, 1, пос. Комсомольский, Талицкий район, Свердловская область, силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011; обязать Управление образования Администрации Талицкого городского округа выделить муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Чупинская средняя общеобразовательная школа» денежные средства на проведение обследований технического состояния здания, расположенного по адресу: ул. Матросова, 1, пос. Комсомольский, Талицкий район, Свердловская область, в срок до 01 марта 2024 года.

         15.01.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Талицкого городского округа.

         14.02.2024 прокурор уточнил исковые требования, просит обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Чупинская средняя общеобразовательная школа» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: ул. Матросова, 1, пос. Комсомольский, Талицкий район, Свердловская область, силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011; обязать Управление образования Администрации Талицкого городского округа выделить муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Чупинская средняя общеобразовательная школа» денежные средства на проведение обследований технического состояния здания, расположенного по адресу: ул. Матросова, 1, пос. Комсомольский, Талицкий район, Свердловская область, в срок до 01 июля 2024 года.

      В судебном заседании представители ответчиков МКОУ «Чупинская СОШ» и Управления образования Администрации ТГО исковые требования с учетом уточнения признали в полном объеме, добровольно, о чем представили письменные заявления.

Признание иска судом принято.

Согласно Положению «Об Управлении образования Администрации Талицкого городского округа» утвержденного решением Думы Талицкого городского округа от 24.11.2016 № 18, Управление образования Администрации Талицкого городского округа (далее - Управление) является отраслевым органом Администрации Талицкого городского округа, наделенным правами юридического лица и обеспечивающим осуществление полномочий Администрации Талицкого городского округа в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации, Свердловской области и Уставом Талицкого городского округа. От имени Администрации городского округа осуществляет функции и полномочия учредителя подведомственных муниципальных учреждений (за исключением принятия решения об их создании (учреждении), реорганизации, ликвидации и т.д. Кроме того, осуществляет обеспечение финансирования подведомственных муниципальных учреждений,

МКОУ «Чупинская средняя общеобразовательная школа» является подведомственным муниципальным учреждением Управления.

Решением Думы Талицкого городского округа от 21 декабря 2023 года № 120 «О бюджете Талицкого городского округа на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов», утверждена Ведомственная структура расходов бюджета Талицкого городского округа на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, где главным распорядителем бюджетных средств является Управление.

Управление является отраслевым органом Администрации Талицкого городского округа, осуществляющим управление в сфере образования Талицкого городского округа в соответствии с законодательством Российской Федерации, обладающий правами юридического лица, осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств и главного администратора главным распорядителем бюджетных средств в отношении подведомственных муниципальных учреждений (п.9 Положения об управлении образования Администрации Талицкого городского округа).

В связи с чем Администрация ТГО является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

           Руководствуясь ст.ст.173,196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                                р е ш и л:

            Исковые требования прокурора Талицкого района Свердловской области, обратившегося в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Чупинская средняя общеобразовательная школа», Управлению образования администрации Талицкого городского округа об обязании провести обследование технического состояния здания силами специализированной организации удовлетворить.

            Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Чупинская средняя общеобразовательная школа» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: ул. Матросова, 1, пос. Комсомольский, Талицкий район, Свердловская область, силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011;

            Обязать Управление образования Администрации Талицкого городского округа выделить муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Чупинская средняя общеобразовательная школа» денежные средства на проведение обследования технического состояния здания, расположенного по адресу: ул. Матросова, 1, пос.Комсомольский, Талицкий район, Свердловская область, в срок до 01 июля 2024 года.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

                               Судья                                                Бакина М.В.

2-118/2024 (2-1762/2023;) ~ М-1603/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Талицкого района
Ответчики
Администрация Талицкого городского округа СО
Управление образования администрации ТГО
МКОУ "Чупинская СОШ"
Суд
Талицкий районный суд Свердловской области
Судья
Бакина Марина Владимировна
Дело на странице суда
talicky--svd.sudrf.ru
11.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2023Передача материалов судье
14.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2024Подготовка дела (собеседование)
15.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2024Судебное заседание
16.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее