№ 5-188/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении протокола об административном правонарушении
12 мая 2020 года г.Братск Иркутской области
Мировой судья судебного участка № 48 Падунского и Правобережного районов г.Братска Иркутской области, расположенного по адресу: 665709, Иркутская область, г.Братск, ул.Гидростроителей, 55«а», Гук Александр Сергеевич, рассмотрев представленный территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству протокол об административном правонарушении № 47-38-10/20 от 17.04.2020 и другие материалы в отношении Шуева <ФИО1>, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
на рассмотрение мировому судье поступили протокол и материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, в отношении Шуева В.С., привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Вместе с тем, разрешая вопрос о принятии дела об административном правонарушении к своему производству, нахожу основания для его возвращения должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, ввиду следующего.
Согласно пунктам 2 и 3 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, а также правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания ст. 29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с требованиями ст.ст. 26.2, 26.11, 29.10 КоАП РФ, судья при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности, а постановление по делу должно быть мотивированным.
По смыслу системного толкования ч. 1 и 2 ст. 26.2, а также ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ фактические данные, свидетельствующие о наличии правонарушения, должны быть конкретизированы, поскольку именно на основании этих данных судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, помимо иных обстоятельств, наличие события административного правонарушения.
При этом, с учетом положений ст.ст. 1.5, 2.1, 24.5, 26.1 КоАП РФ обстоятельства, касающиеся наличия события правонарушения, в том числе и время его совершения, в любом случае входят в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, поскольку недоказанность сведений о времени совершения административного правонарушения исключает дальнейшее производство по делу и привлечение виновного лица к административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ протокол по делу об административном правонарушении является доказательством, на основании которого судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 2 ст. 28.2 КоАП РФ определено, что в протоколе об административном правонарушении, в том числе указываются место, время совершения и событие административного правонарушения.
Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для привлечения его к административной ответственности.
При этом подробное описание события правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации.
Между тем, указанные требования закона, при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Шуева В.С. должностным лицом не соблюдены.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 данного Кодекса.
Как следует из представленного протокола об административном правонарушении, Шуев В.С. в нарушение требований ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ в установленный законом срок не уплатил административный штраф в размере 10000 рублей, назначенный ему постановлением должностного лица территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству от 10.12.2019, вступившим в законную силу 28.12.2019. Таким образом, согласно представленному должностным лицом протоколу об административном правонарушении, Шуев В.С. 02.03.2020 совершиладминистративное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Вместе с тем, сведения, отраженные в протоколе об административном правонарушении, вступают в противоречие с другими представленными доказательствами, в частности с постановлением о назначении Шуеву В.С. административного наказания по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, за неуплату которого в установленный закон срок он привлекается к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Как следует из указанного постановления, оно вступило в законную силу только 28.01.2020.
Следовательно, исходя из представленных материалов, законная обязанность по уплате административного штрафа должна быть исполнена Шуевым В.С. в срок до 30.03.2020 включительно, и временем совершения им вменяемого административного правонарушения является 00 часов 01 минута 31.03.2020, с которого начинается исчисление срока давности привлечения лица к административной ответственности, а не 02.03.2020, как об этом указано в протоколе об административном правонарушении.
Изложенное позволяет судить о том, что время совершения административного правонарушения должностным лицом при возбуждении в отношении Шуева В.С. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, не установлено, что является существенным нарушением, поскольку входит в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, так как в соответствии с требованиями ст. 24.5 КоАП РФ по истечении срока давности привлечения лица к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении исключается.
Как следует из правовой позиции, изложенной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Из смысла ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ следует, что возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении предоставлена только должностному лицу, его составившему, но не суду.
На основании изложенного прихожу к выводу, что поскольку необходимость установления времени совершения административного правонарушения прямо закреплена в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, а также поскольку согласно ст.ст. 26.1, 28.2 и 28.3 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении формулируется обвинение, предъявляемое лицу, привлекаемому к административной ответственности, за пределы которого судья выходить не вправе, то отсутствие (неправильное отражение) в протоколе об административном правонарушении времени совершения административного правонарушения, является существенным недостатком, исправление которого судьей при рассмотрении дела по существу нарушает право этого лица на защиту и противоречит требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах у мирового судьи имеются основания для возвращения представленного протокола об административном правонарушении и других материалов по делу об административном правонарушении в отношении Шуева В.С. должностному лицу, их составившему, для устранения выявленных недостатков в соответствии с требованиями законодательства об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, мировой судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить в территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству протокол об административном правонарушении № 47-38-10/20 от 17.04.2020 и другие материалы в отношении Шуева <ФИО1>, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, для устранения указанных в настоящем определении недостатков.
Мировой судья А.С. Гук