Дело № 12-141/2024
25RS0002-01-2023-007209-66
Р Е Ш Е Н И Е
19 февраля 2024 года город Владивосток
Судья Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края Костюк З.В.,
рассмотрев жалобу Хасина Дмитрия Юрьевича на постановление начальника Межрайонной ИФНС № 15 по Приморскому краю № 346 от 27 июля 2023 года о привлечении учредителя ООО «ПДЦ «ЗДОРОВЫЕ СОСУДЫ» Хасина Дмитрия Юрьевича к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением начальника Межрайонной ИФНС № 15 по Приморскому краю № 346 от 27 июля 2023 года учредитель ООО «ПДЦ «ЗДОРОВЫЕ СОСУДЫ» Хасин Д.Ю. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Хасин Д.Ю. не согласился с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, из содержания которой следует, что Хасин Д.Ю. не согласен с объективной стороной правонарушения, содержащейся в протоколе об административном правонарушении № 346 от 12.04.2023, из которого следует, что Хасин Д.Ю. нарушил срок принятия решения об избрании (назначении) лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (о единоличном исполнительном органе). Однако, в оспариваемом постановлении Межрайонной ИФНС № 15 по Приморскому краю содержится иной состав административного правонарушения, а именно: непринятие решения о смене директора Общества; виновное бездействие, выразившееся в факте непринятия решения о единоличном исполнительном органе юридического лица в отношении ООО «ПДЦ «ЗДОРОВЫЕ СОСУДЫ»; отсутствие попыток внести изменение в сведения, содержащиеся в ЕГРБЛ в отношении ООО «ПДЦ «ЗДОРОВЫЕ СОСУДЫ» с целью внесения в реестр достоверных сведений о единоличном исполнительном органе. По мнению заявителя состав правонарушения, изложенный в протоколе об административном правонарушении и в постановлении № 346 от 27 июля 2023 года имеет разную правовую природу. На основании изложенного, Хасин Д.Ю. просит постановление № 346 от 27 июля 2023 года отменить, а протокол № 346 от 12.04.2023 незаконным с момента его изготовления.
В судебном заседании Хасин Д.Ю. настаивал на доводах жалобы, просил постановление отменить, а протокол об административном правонарушении признать незаконным. Дополнительно пояснил, что выписка из ЕГРЮЛ содержит объективные сведения.
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС № 15 по Приморскому краю, действующая на основании доверенности Добрынина О.П., возражала относительно доводов жалобы Хасина Д.Ю., представив письменные возражения относительно жалобы.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и письменного возражения на жалобу, суд пришел к следующим выводам.
Частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ предусмотрена административную ответственность для должностных лиц за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
Объектом правонарушений, предусмотренных настоящей статьей, являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, поскольку ее осуществление допускается только с момента государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или регистрации юридического лица в соответствующей форме.
Объективная сторона сводится к несоблюдению или прямому нарушению требований действующего гражданского законодательства, а также Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения может быть выполнена в форме действия или бездействия.
Субъектом нарушения закон определяет должностных лиц предприятия, учреждения, организации, в обязанности которых вменяется представление необходимых сведений для внесения их в Единый государственный реестр. Как правило, таким субъектом являются руководители юридических лиц.
Субъективная сторона охватывает собой умысел виновного на искажение содержащихся в реестре сведений.
Пунктами 1, 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Федеральная налоговая служба (ФНС России), Положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 (далее - регистрирующий орган).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами.
Пунктом 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.
Кроме того, в названном пункте установлено, что такая проверка проводится в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности внесенных в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в частности, об адресе места его нахождения, посредством получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки (подпункт «б»); получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки (подпункт «в»); проведения осмотра объектов недвижимости (подпункт «г»).
При этом исходя из положений пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба является единственным государственным органом, уполномоченным на ведение ЕГРЮЛ, внесение записей в ЕГРЮЛ, в том числе о создании юридического лица и проверку достоверности документов и иных сведений при регистрации вновь создаваемого юридического лица.
Учитывая вышеизложенное, проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ (в том числе в части юридического адреса) относится к исключительной компетенции регистрирующего органа (в настоящем случае налогового органа).
Согласно подпункту «л» пункта 1 статьи 5 Федерального Закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица - наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга.
Согласно абз. 2 ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно- хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренное ст. 14.25 КоАП РФ, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно пункту 5 статьи 5 Федерального Закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель в течение семи рабочих дней со дня изменения содержащихся в соответствующем государственном реестре сведений, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения или жительства путем представления соответствующих документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.
Установлено, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, директором ООО «ПДЦ «ЗДОРОВЫЕ СОСУДЫ», ИНН 2537140711 является Арабли Оксана Владимировна, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2212500479387 от 11.06.2021.
08.09.2022 (вх. № 21313А) в Межрайонную ИФНС России № 15 по Приморскому краю лично директором ООО «ПДЦ «ЗДОРОВЫЕ СОСУДЫ» Арабли О.В. представлено по форме №Р34001 заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ.
15.09.2022 Межрайонной ИФНС России № 15 по Приморскому краю принято решение № 21313А о государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ и внесена запись ГРН 2222500576153 о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в реестре, а именно: в отношении директора ООО «ПДЦ «ЗДОРОВЫЕ СОСУДЫ» Арабли О.В. (в административном, судебном порядке запись не признана недействительной).
В отношении ООО «ПДЦ «ЗДОРОВЫЕ СОСУДЫ» достоверные сведения о единоличном исполнительном органе юридического лица в регистрирующий орган не представлены.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, Хасин Д.Ю. является учредителем ООО «ПДЦ «ЗДОРОВЫЕ СОСУДЫ».
Следовательно, Хасин Д.Ю. должен был в срок до 26.09.2022 принять решение об избрании (назначении) лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (о единоличном исполнительном органе). Срок предоставления достоверных сведений в отношении руководителя ООО «ПДЦ «ЗДОРОВЫЕ СОСУДЫ» истек в 00 час. 01 мин. 26.09.2022. Сведения в регистрирующий орган о лице, имеющем право действовать без доверенности, не поступили, не актуализированы. То есть, учредителем ООО «ПДЦ «ЗДОРОВЫЕ СОСУДЫ» нарушен семидневный срок, установленный п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Таким образом, Хасиным Д.Ю. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст. 14.25 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и иными доказательствами.
Факт совершения учредителем ООО «ПДЦ «ЗДОРОВЫЕ СОСУДЫ» Хасиным Д.Ю. административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.25 КоАП РФ и вина в совершенном правонарушении подтверждается: протоколом об административном правонарушении № 346 от 12.04.2023; заявлением физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц, поданным Арабли О.В.; решением о государственной регистрации от 15.09.2022 №21313А; листом записи по форме №Р50007, выпиской из ЕГРЮЛ, письменным объяснением директора ООО «ПДЦ «Здоровые сосуды», согласно которому была сообщена информация об увольнении ее с должности директора, необходимости приведения выписки ЕГРЮЛ в соответствие, а также иными материалами дела.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ), должностное лицо пришло к обоснованному выводу о том, что совокупность имеющихся доказательств является достаточной для рассмотрения дела по существу и вынесения мотивированного постановления, достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что действия учредителя ООО «ПДЦ «Здоровые сосуды» Хасина Д.Ю. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
Согласно сведениям ЕГРН ООО «ПДЦ «Здоровые сосуды» основным видом деятельности является «Деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки» (код по ОКВЭД 86.90.9), учредители общества: Хасин Д.Ю., Филиппова С.В., директор – Арабли О.В., главный врач – Хасин Д.Ю.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.25 названного кодекса, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
Подпунктом "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Согласно пункту 1.2 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Сведения о том, что директор и главный врач действуют независимо друг от друга документально не подтверждены. Сведения в отношении директора ООО «ПДЦ «Здоровые сосуды» обществом на момент рассмотрения административного дела актуализированы не были, заявление о внесении изменений в регистрирующий орган не представлено. Хасин Д.Ю., являясь учредителем ООО «ПДЦ «Здоровые сосуды» должен был в срок до 26.09.2022 принять решение об избрании (назначении) лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (о единоличном исполнительном органе). Срок предоставления достоверных сведений в отношении руководителя ООО «ПДЦ «Здоровые сосуды» истек в 00 час. 01 мин. 27.09.2022. Сведения в регистрирующий орган о лице, имеющем право действовать без доверенности, не поступили, не актуализированы.
Таким образом, в нарушение ч.5 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" учредителем ООО «ПДЦ «Здоровые сосуды» Хасиным Д.Ю. решение о смене директора общества не принято, что влечет ответственность учредителя общества, предусмотренную ч.4 ст. 14.25 КоАП РФ.
При рассмотрении дела все юридически значимые обстоятельства административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, должностным лицом административного органа установлены правильно и подтверждаются исследованными доказательствами, которые согласуются между собой и не содержат противоречий.
Деяние Хасина Д.Ю. правильно квалифицировано должностным лицом Межрайонной ИФНС № 15 по Приморскому краю по части 4 статьи 14.25 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов Межрайонной ИФНС № 15 по Приморскому краю о доказанности вины должностного лица – Хасина Д.Ю. в совершении административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования доказательств.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав Хасина Д.Ю. при возбуждении дела об административном правонарушении протоколом от 12.04.2023 № 346 и рассмотрении дела 27 июля 2023 года Межрайонной ИФНС № 15 по Приморскому краю, в том числе права на защиту, не усматривается.
Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, требования статей 25.1, 28.2, 28.5, 29.7, 29.10 КоАП РФ при составлении протокола и вынесении постановления по делу об административном правонарушении Межрайонной ИФНС № 15 по Приморскому краю выполнена.
Протокол по делу об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ. Какие-либо существенные нарушения при составлении протокола и привлечении к административной ответственности не установлены, оснований для признания протокола об административном правонарушения недопустимым доказательством не имеется.
В постановлении по делу об административном правонарушении от № 346 от 27 июля 2023 года содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы должностного лица Межрайонной ИФНС № 15 по Приморскому краю, изложенные в постановлении, мотивированы и обоснованны.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности должностного лица – учредителя ООО «ПДЦ «Здоровые сосуды» Хасина Д.Ю., недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 КоАП РФ административным органом не нарушены.
Дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Административное наказание назначено Хасину Д.Ю. в соответствии с требованием ст. 4.1 КоАП РФ, в рамках санкции, предусмотренной ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, учтены в полном объеме юридически значимые обстоятельства, влияющие на определение размера и вида наказания, назначенное наказание является соразмерным и справедливым. Объективных оснований для снижения назначенного наказания заявителем не приведено.
Таким образом, судья приходит к выводу, что в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу, в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, юридически значимые обстоятельства определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы мотивированы, соответствуют требованиям закона, основаны на собранных по делу доказательствах и оснований считать их неправильными у суда не имеется, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем основания для отмены постановления отсутствуют.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника Межрайонной ИФНС № 15 по Приморскому краю № 346 от 27 июля 2023 года о привлечении учредителя ООО «ПДЦ «ЗДОРОВЫЕ СОСУДЫ» Хасина Дмитрия Юрьевича к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения; жалобу Хасина Дмитрия Юрьевича, - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд города Владивостока в течение 10 дней.
Судья З.В. Костюк