Р Е Ш Е Н И Е Дело № 12-2/2023 г.
по делу об административном правонарушении.
15 июня 2023 года п. Вохма
Судья Вохомского районного суда Костромской области Дудина Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу
НЕГАНОВОЙ ВИКТОРИИ ГРИГОРЬЕВНЫ, <адрес>
на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области Ревельцева О.В. от 16.02.2023 года, которым она привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области Ревельцева О.В. от 16.02.2023 года Неганова В.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Оспаривая законность указанного постановления, Неганова В.Г. просит его отменить как вынесенное с нарушением процессуальных требований административного законодательства. Указывает, что административным органом нарушены положения ст.29.6 КоАП РФ, согласно которой дело должно быть рассмотрено в двухмесячный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Срок рассмотрения может быть продлен должностным лицом, рассматривающим дело, не более чем на один месяц. Протокол об административном правонарушении был составлен 08.11.2022 г., рассмотрен- 16.02.2023 г., определения о продлении срока рассмотрения не поступало. В нарушение требований ст.29.11 КоАП РФ, согласно которой копия постановления по делу об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого оно вынесено, в течение трех дней со дня вынесения, оспариваемое постановление было получено по почте только 21.03.2023 г.
В судебное заседание Неганова В.Г. не прибыла, просила рассмотреть жалобу в её отсутствие.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Часть 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе за неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, и влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Данная норма права носит бланкетный характер, поскольку административная ответственность устанавливается за нарушение требований законодательства в области правоотношений по поставке товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, которые регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(далее – Закон о контрактной системе).
Согласно ч. 1 ст.34 Закона(нормы Закона приводятся в редакции, действовавшей на день возникновения спорных правоотношений -заключения контракта) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Согласно ч.13.1 ст. 34 Закона срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В соответствии с ч. 8 ст. 30 Закона в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 94 Закона исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Частью 2 статьи 12 Закона установлено, что должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и соответствующими нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п.1 ст. 314 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Костромской области на основании поступившего от региональной общественной организации «Общественный контроль» обращения о возможных нарушениях требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в деятельности ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» 05.10.2022 г. было вынесено определение о возбуждении в отношении главного врача больницы Негановой В.Г. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования было установлено следующее.
28.06.2021 г. в соответствии с Законом о контрактной системе № 44-ФЗ в сети «Интернет» на сайте единой информационной системы были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация на право заключения контракта на поставку расходных материалов к анализатору автоматическому биохимическому «Сапфир 400» и карт со встроенными интегральными схемами к анализатору СОЭ Roller 20PN для нужд ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница». Закупка осуществлялась среди субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.
19.07.2021 г. по результатам аукциона между ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» и ООО «ИМПЭКС» был заключен контракт № Ф.2021.090721 на поставку указанных товаров. Пунктом 2.5 контракта установлено, что оплата по контракту осуществляется безналичным путем на основании счета-фактуры в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком акта приема-передачи товара или товарной накладной.
Согласно товарной накладной от 21.07.2021 г. № УТ-642 часть товара на сумму 295 234 руб. 47 коп. принята заказчиком 10.08.2021 г. Оплата указанного товара произведена заказчиком 22.07.2022 г. в сумме 100 000 рублей на основании платежного поручения № 2457 от 20.07.2022 г. и 22.08.2022 г. в сумме 195 234 руб. 47 коп. на основании платежного поручения № 2830 от 19.08.2022 г.
Согласно товарной накладной от 29.03.2022 г. № УТ-210 оставшаяся часть товара на сумму 240 000 рублей принята заказчиком 06.04.2022 г. Оплата товара произведена заказчиком в сумме 240 000 рублей 29.04.2022 г. на основании платежного поручения № 1397 от 28.04.2022 г.
По результатам проведенного по делу административного расследования 08.11.2022 г. в отношении Негановой В.Г. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, согласно которому она как руководитель медицинского учреждения в нарушение требований ч. 8 ст. 30, ч. 13.1 ст. 34, ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не обеспечила исполнение условий заключенного 19.07.2021 г. между ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» и ООО «ИМПЭКС» контракта № Ф.2021.090721 в части своевременной оплаты поставленного товара при отсутствии объективных препятствий для выполнения требований действующего законодательства, а именно: оплата товара по товарной накладной от 21.07.2021 г. № УТ-642 на сумму 295 234 руб. 47 коп. должна быть произведена не позднее 25.08.2021 г., фактически оплата произведена 22.07.2022 г. в сумме 100 000 рублей и 22.08.2022 г. в сумме 195 234 руб. 47 коп.; оплата товара по товарной накладной от 29.03.2022 г. № УТ-210 на сумму 240 000 рублей должна быть произведена не позднее 21.04.2022 г., фактически произведена 29.04.2022 г. Время совершения административного правонарушения: 25.08.2021 г., 21.04.2022 г.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 16.02.2023 года, рассмотревшего указанный административный материал, Неганова В.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Административный орган в постановлении указал, что в отношении правонарушения, допущенного в августе 2021 г., истек срок давности привлечения к административной ответственности, т.е. фактически Неганова В.Г. привлечена к административной ответственности только за нарушение срока оплаты товара, имевшее место в апреле 2022 г.
Вывод административного органа о наличии в действиях главного врача ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Факт нарушения срока оплаты за поставленный товар подтверждается товарными накладными, свидетельствующими о получении товара, и платежными поручениями о его оплате и Негановой В.Г. не оспаривается.
В силу возложенных Законом и Уставом на главного врача ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» полномочий и обязательств, главный врач Неганова В.Г. является должностным лицом, ответственным за соблюдение ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Финансовые трудности учреждения и то, что учреждение не рассчиталось с поставщиком вовремя за поставленный товар, само по себе не может являться основанием освобождения должностного лица от ответственности, не свидетельствует о недоказанности его вины.
В то же время установленная административным органом дата совершения правонарушения требует уточнения. Время совершения административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу определено как 21.04.2022 г., с чем согласиться нельзя.
В соответствии с ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе срок оплаты по контракту, заключенному с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, составляет не более чем пятнадцать рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Аналогичное условие установлено и п. 2.5 заключенного между сторонами контракта.
В соответствии с товарной накладной поставленный товар был получен заказчиком 06.04.2022 г., следовательно, последним днем оплаты товара при исчислении срока оплаты в рабочих, а не в календарных днях, было 27.04.2022 г., а правонарушение совершено 28.04.2022 г. Фактически товар оплачен 29.04.2022 г.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, а именно что срок нарушения оплаты по контракту составил 2 дня, претензий от поставщика по данному поводу не поступало, не оплаченную вовремя сумму в размере 240 000 рублей значительной для юридического лица признать нельзя, какие-либо вредные последствия нарушение не повлекло, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям оно не создало, судья считает, что имеются основания для признания данного правонарушения малозначительным.
При таких обстоятельствах Неганова В.Г. подлежит освобождению от административной ответственности с объявлением ей устного замечания, постановление о наложении административного взыскания подлежит отмене, а дело об административном правонарушении- прекращению.
Нарушение административным органом установленного законом срока рассмотрения дела об административном правонарушении и срока направления копии постановления лицу, в отношении которого оно вынесено, не являются основанием для признания вынесенного постановления незаконным. Принятое в отношении Негановой В.Г. постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, который в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ по указанной категории дел составляет один год.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 2.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 16.02.2023 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 1 ░░. 7.32.5 ░░░░ ░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░.░. ░░░░░░