Дело № 5-383/56-21
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Нюрба 30 ноября 2021 года
Мировой судья по судебному участку № 56 Нюрбинского района РС(Я) Кронникова О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело в отношении гражданина:
Захарова Ю.С. 1, <ДАТА2>,
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протокола об административном правонарушении 14 ПА 324015 от 28 августа 2021 года установлено, что 28 августа 2021 года в 20 часов 32 минут на ФАД «Вилюй» 365 км. Захаров Ю.С.1 на автомашине марки Toyota HIACE с г/<ОБЕЗЛИЧЕНО> осуществлял предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров без лицензии.
В судебное заседание Захаров Ю.С.1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие.
В силу требований ч.2 ст.25.1 КоАП РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенного лица.
Изучив материалы дела и представленные документы, мировой судья приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно требований п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" решая вопрос о том, образуют ли действия лица состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо проверять, содержатся ли в них признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в п.1 ст.2 ГК РФ.
В силу названной нормы предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. Учитывая это, отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав данного административного правонарушения при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли.
Доказательствами, подтверждающими факт занятия указанными лицами деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли, в частности, могут являться показания лиц, оплативших товары, работу, услуги, расписки в получении денежных средств, выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности, акты передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), если из указанных документов следует, что денежные средства поступили за реализацию этими лицами товаров (выполнение работ, оказание услуг), размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи, закупку товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений.
В материалах дела имеются объяснения пассажиров Николаева С.Ф., Васильева Д.А.. о том, что они действительно заказали такси для выезда по маршруту Нюрба-Якутск за оплату проезда в размере 4000 рублей. Указанное также подтверждается объяснениями самого Захарова Ю.С. 1 от 28.08.2021 г., где он указывает, что осуществлял перевозку шести пассажиров за плату.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (в ред. Федерального закона от 30.10.2018 N 386-ФЗ).
В соответствии с п.4 раздела 1 Постановления Правительства РФ от 27.02.2019 N 195 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" лицензируемая деятельность включает перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.
При этом под автобусом следует понимать транспортное средство категории M2 или M3, принадлежащее лицензиату (или соискателю лицензии) на праве собственности или ином законном основании.
Таким образом, в связи с внесенными в закон изменениями лицензия для осуществления перевозок в области транспорта нужна не только коммерческим перевозчикам, у которых уже есть лицензия, но и тем, кто использует транспорт для собственных перевозок, кроме транспорта специализированных служб.
Судом принимается во внимание, что законодатель установил более строгий вид ответственности именно для пассажирских перевозок автобусами в связи с тем, что любой транспорт, являясь источником повышенной опасности, тем более опасен, если осуществляется перевозка группы лиц. Именно с этим обстоятельством связана и необходимость получения лицензии и наличие специальной статьи для привлечения к ответственности при осуществлении предпринимательской деятельности в области транспорта.
Согласно требований п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.
При установленных обстоятельствах, суд усматривает в действиях Захарова Ю.С. 1 состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии, санкция которой предусматривает: наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - ста тысяч рублей; на юридических лиц - четырехсот тысяч рублей.
Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. При этом неправильная квалификация действий лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при отсутствии иных недостатков протокола, не может являться основанием к возвращению протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми он составлен.
Поскольку квалификация действий Захарова Ю.С. 1 по ч.1 ст.14.1.2 КоАП РФ повлечет для него более строгое наказание, чем предусмотрено ч.2 ст.14.1 КоАП РФ судом не может быть произведена переквалификация, а производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу требований частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Приведенные обстоятельства не позволяют сделать вывод о соблюдении должностным лицом предусмотренного законом порядка привлечения лица к административной ответственности и свидетельствуют о наличии неустранимых сомнений в виновности Захарова Ю.С. 1 в совершении вмененного ему административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 24.5 КоАП РФ мировой судья,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ в отношении Захарова Ю.С. 1 - прекратить на основании требований п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Нюрбинский районный суд РС (Я) течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.
Мировой судья О.С. Кронникова