Дело № 5-29\2017
Постановление
03.11.2017 года г. Ижевск
Мировой судья судебного участка № 1 Первомайского района г. Ижевска УР Онегова С.Н., рассмотрев материалы по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.11 КоАП РФ
в отношении Капитоновой Е.А.1, <ДАТА2> рождения, место рождения <АДРЕС> проживающей по адресу: <АДРЕС>, начальника отдела кадровой и финансовой работы - главного бухгалтера Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия УР,
дело рассмотрено с участием Капитоновой Е.А.1
у с т а н о в и л:
<ДАТА3> ведущим государственным инспектором отдела финансовой экспертизы, анализа и контроля исполнения бюджета Удмуртской Республики Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики Давлетгараевой И.Ю. в отношении Капитоновой Е.А.1 составлен протокол <НОМЕР> о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ, следующего содержания.
В соответствии со статьей 10 частью 1 пунктами 5, 11 Закона Удмуртской Республики «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики» и планом работы Государственного контрольного комитета (далее - Комитет) на 2017 год Комитетом проведена проверка осуществления Государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики в 2016-2017 годах полномочий и функций по управлению имуществом, находящимся в собственности Удмуртской Республики, а такжезаконности, результативности (эффективности и экономности) использования средств, выделенных в 2015-2017 годах на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, по результатам которой составлен Акт от <ДАТА4>
В ходе проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства (грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности), ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст. 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно статье 264.1 Бюджетного Кодекса РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств субъектов, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию РФ.
Статьей 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ) установленыобщие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Частью 1 статьи 13 указанного Федерального закона установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации утвержден Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее - Инструкция № 191н).
Согласно п. 4 Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее - Инструкция № 157н), при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает формирование полной и достоверной информации о наличии государственного имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах, и формирование бухгалтерской отчетности.
При проверке выявлены факты не отражения на счетах бухгалтерского учета имущества и обязательств учреждения, что привело к искажению показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2016г., выраженного в денежном измерении, более чем на 10%:
1. По результатам размещения государственного заказа путем проведения аукциона в электронной форме между Инспекцией гостехнадзора и <ОБЕЗЛИЧЕНО> заключен государственный контракт (от <ДАТА8>) по внедрению автоматизированной информационной системы управления органами гостехнадзора в УР (далее - АИС, Система) в соответствии с Техническим заданием на общую сумму 1 885,5 тыс. руб.
Согласно акту сдачи-приемки выполненных работ (от <ДАТА9> <НОМЕР>) выполнение работ по внедрению АИС завершено - <ДАТА10>, т.е. в установленные контрактом сроки и в полном объеме, на общую сумму 1 885,5 тыс. руб. (100%). Оплата выполненных работ произведена <ДАТА11>
Согласно ст.5, ч.2 ст.10, ч.1 ст.13 Федерального закона № 402-ФЗ, п. 333 Инструкции № 157н АИС (программный продукт - объект неисключительных прав) подлежит учету на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».
Фактически в 2016 году данный объект в сумме 1 885,5 тыс. руб. на забалансовом счете 01 не числился, что привело к искажению бюджетной отчетности за 2016 год по строкам 010-011 граф 4,5 Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе Баланса (ф. 0503130) более чем на 10%.
В ходе проверки нарушение устранено - обеспечена постановка на учет программного продукта - от <ДАТА12>
2. Согласно п. 319 Инструкции № 157н счет 0 502 09 000 «Отложенные обязательства», предназначен для отражения суммы отложенных обязательств, возникающих вследствие, принятия обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время или компенсации за неиспользованный отпуск. Формирование резервов (отражение в учете отложенных обязательств) осуществляется на основе оценочных значений. Детализация счета, а также порядок и методы определения оценочного значения зависят от вида создаваемого резерва и устанавливаются учреждением в рамках формирования его учетной политики.
Обязательства по оплате предстоящих отпусков, включая платежи на обязательное социальное страхование, подлежат отражению на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» с одновременным отражением проводок на аналитических счетах 0 502 09 000 «Отложенные обязательства» в следующем порядке (п. 319 Инструкции № 157н): Дт 1 401 20 211 (213) Кт 1 401 60 211 (213) (начисление резервов на оплату отпусков (страховых взносов) и Дт 1 501 09 211 (213) Кт 1 502 09 211 (213) (Начисление отложенных обязательств по сформированным резервам на оплату отпусков (страховых взносов).
При формировании отчета формы 0503128 «Отчет о бюджетных обязательствах» в 3 разделе по графам 7 «Принятые бюджетные обязательства, всего» и 11 «Не исполнено принятых бюджетных обязательств» по строке 911 отражается сальдо на конец текущего года по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)», которое должно соответствовать сальдо на конец текущего года по счету 0 401 60 000.
Учетной политикой Инспекции гостехнадзора (п. 2.18.) в качестве оценочного обязательства в виде резерва на оплату отпусков определена - ежегодная дата признания, а также установлен порядок расчета суммы резерва на оплату отпусков и страховых взносов. Вместе с тем, дата признания расходов и детализация счета не определены, что является нарушением п.302.1 Инструкции <НОМЕР> и противоречит рекомендациям, приведенным в письме Минфина РФ от <ДАТА13> <НОМЕР>).
Согласно бухгалтерской справке (от <ДАТА14> <НОМЕР>) начисление резервов Инспекцией гостехнадзора на оплату отпусков (страховых взносов) осуществлялось оформлением следующих операций - Дт 1 401 20 211 (213) Кт 1 401 60 211 (213) на сумму 1 765,87 тыс. руб. (в т.ч. 211- 1 356,28 тыс. руб., 213 - 409,6 тыс. руб.).
Однако, в нарушение пунктов 316,319 Инструкции <НОМЕР> начисление отложенных обязательств по сформированным резервам на оплату отпусков (страховых взносов) Дт 1 501 09 211 (213) Кт 1 502 09 211 (213) не осуществлялось, что подтверждается отсутствием оборотов в Главной книге. Соответственно, сумма резерва на оплату отпусков (1 765,87 тыс. руб.) не нашла отражение на счете 0 502 99 000.
В пояснительной записке (ф. 0503160) Инспекции гостехнадзора за 2016 год указано, что в разделе «Обязательства финансового года» по строке 911 отражена сумма резерва по отпускам на сумму 1 765,87 тыс. руб. Однако в отчете формы 0503128 «Отчет о принятых бюджетных обязательствах» по строке 911 приведен показатель 0 (ноль).
Таким образом, неполное отражение операций на счетах бухгалтерского учета при формировании резервов предстоящих расходов привело к не отражению данных по графе 7 раздела 3 ф.0503128 на сумму 1 765,87 тыс. руб., что повлекло искажение показателя бюджетной отчетности более чем на 10%.
3. В 2016г. Инспекцией гостехнадзора заключены договоры страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) на 1 год-договор от <ДАТА15>, размер страхового взноса составил 53 499,8 тыс. руб., от <ДАТА16> - 8 151,0 руб. и от <ДАТА17>-8 151,25 руб.
Расходы на оплату договоров на ОСАГО фактически списаны на расходы Инспекции гостехнадзора по Дт 1 401 20 226 «Расходы на прочие работы, услуги» в полном объеме в общей сумме 69 802,05 руб.
Однако, данные операции согласно пп. 4,7,11, 302 Инструкции <НОМЕР> подлежат оформлению в следующем порядке:
1. Дт 1 302 26 830 Кт 1 304 05 226 - погашена задолженность перед лицензиаром;
2. Дт 1 401 50 226 Кт 1 302 26 730 - отражены расходы будущих периодов в сумме страховой премии по договору ОСАГО;
3. Дт 1 401 20 226 Кт 1 401 50 226 - отражено отнесение расходов будущих периодов на финансовый результат текущего отчетного периода (в соответствии с порядком, закрепленным в учетной политике учреждения).
Следовательно, сумма расходов будущих периодов по договорам ОСАГО, которая подлежит отнесению на финансовый результат текущего отчетного периода, составит 20 357,85 руб. (при условии ежемесячного признания расходов в течение периода к которому они относятся), в том числе:
- по договору от <ДАТА15> - 12 899,04 руб. (расчет: январь 2017- 4 543,98 руб. (53 499,8:365*31), февраль - 4 104,24 руб. (53 499,8:365*28) и март - 4 250,82 руб. (53 499,8:365*29);
- от <ДАТА16> - 2 456,45 руб. (январь 2017 - 692,27 руб.(8 151,0:365*31), февраль - 625,28 руб. (8151,00: 365*28); март - 692,27 руб. (8151,0:365*31) и апрель -446,63 руб. (8151,0:365*20);
- от <ДАТА17> - 5 002,36 руб. (январь 2017 - 692,29 руб.(8 151,25:365*31), февраль - 625,30 руб. (8151,25: 365*28); март - 692,29 руб. (8151,25:365*31); апрель -669,96 руб. (8151,25:365*350); май - 692,29 (8151,25:365*31); июнь - 669,96 (8151,25:365*30); июль - 692,29 (8151,25:365*31) и август - 267,98 (8151,25:365*12).
В нарушение пп. 1, 3 ст. 9, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 4, 7, 11, 302 Инструкции №157н, Инспекцией не сформирована стоимость по расходам будущих периодов по ОСАГО.
Соответственно, сумма 20 357,85 руб. не нашла отражение на конец отчетного периода в балансе (ф. 0503130) за 2016г. по стр. 625 «Расходы будущих периодов» (0 401 50 000) со знаком «минус». Однако, фактически в балансе за 2016г. по строке 625 отражен показатель 0 (ноль), что повлекло искажение показателя бюджетной отчетности более чем на 10%.
В ходе проверки установлены также факты составления бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, что является грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности:
1. Согласно Инструкции №191н показатели гр. 4 отчета формы 0503127 «Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» Утвержденные бюджетные назначения» раздела 1 «Доходы бюджета» формируются на основании показателей соответствующих аналитических счетов счета 1 504 00 000 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения», на котором осуществляется учет данных по прогнозным (плановым) показателям доходов (поступлений) бюджетов (п. 324 Инструкции №157н).Учетной политикой Инспекции гостехнадзораведение счета 1 504 00 000 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» предусмотрено.
Фактически Инспекцией гостехнадзора, как главным администратором доходов бюджета, данный счет (1 504 00 000) не велся, операции по счету не оформлялись и соответственно в Главной книге не отражались. Из чего следует, что данные гр.4 раздела 1 ф.0503127 за 2016 на сумму 15 000,0 тыс. руб. сформированы не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.
2. По данным бюджетной отчетности за 2016 год по графам 5, 9 формы 0503169 «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности» по счету 1 209 72 000 «Расчеты по ущербу нематериальным активам» отражена сумма 9,2 тыс. руб., что соответствует сумме по строке 320 формы 0503130 «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета». По данному счету (1 209 72 000) Инспекций гостехнадзора отражена сумма дохода, полученная в результате реализации металлолома списанного автомобиля, согласно распоряжению Министерства имущественных отношений УР (от 15.01.2016 № 19-р) и приказа Инспекции (19.02.2016). Фактически же по данным Главной книги за 2016 год сумма 9,2 тыс. руб. отражена по счету 1 209 74 000 «Расчеты по ущербу материальным запасам», что свидетельствует о составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.
В судебном заседании Капитонова Е.А.1 вину в совершении вменяемого правонарушения признала, пояснила, что причиной допущенных недостатков явились большой объемом работы и сокращением численности сотрудников, просила предоставить отсрочку уплаты штрафа на 1 месяц.
Изучив материалы и исследовав обстоятельства дела, мировой судья приходит к следующему.
На основании Приказа Начальника Инспекции гостехнадзора от 24.06.2015 № 5-к на должность начальника отдела кадровой и финансовой работы - главного бухгалтера назначена Капитонова Е.А.1.
В соответствие с пунктом 9 раздела 3 Должностного регламента начальника отдела финансовой и кадровой работы - главного бухгалтера Инспекции гостехнадзора:
- руководит и обеспечивает планирование деятельности отдела;
- организует и осуществляет ведение бюджетного учета в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, своевременное составление и представление установленной отчетности в уполномоченные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды;
- организует и обеспечивает формирование главной книги и проверяет тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний день каждого месяца;
- организует, составляет и представляет в установленные сроки бюджетную, налоговую, статистическую и иную отчетность в уполномоченные органы исполнительной власти и внебюджетные фонды;
- осуществляет контроль за оформлением первичных учетных документов, в целях обеспечения финансовой деятельности Инспекции.
Таким образом, в нарушение статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ, ст. 5, ч.2 ст.10, ст.13 Федерального закона № 402-ФЗ, пунктов 20,70,72.1 Инструкции №191н, пунктов 4, 7, 11, 302, 308, 319, 333 Инструкции №157н начальником отдела кадровой и финансовой работы - главным бухгалтером Инспекции гостехнадзора Капитоновой Е.А.1 в 2016 году было допущено грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе, к бухгалтерской (финансовой) отчетности, выразившееся в искажении показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженных в денежном измерении, более чем на 10 процентов и в составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.
Таким образом, годовая бюджетная отчетность за 2016 год сформированная, подписанная и направленная в адрес Министерства финансов Удмуртской Республики, содержит недостоверные (искаженные) сведения.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, следовательно, Капитонова Е.А.1 не исполнила свои обязанности надлежащим образом.
Своими действиями лицо, привлекаемое к административной ответственности, совершил правонарушение, предусмотренное ст. 15.11 КоАП РФ, - грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Мировой судья полагает, что вина Капитоновой Е.А.1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.1 5.11 КоАП РФ, установлена и доказана.
Данный вывод сделан, в частности, на основании исследования следующих документов: протокола об административном правонарушении от <ДАТА3> <НОМЕР>, акт от <ДАТА22>, приложением к акту, балансом за 2016 г., главной книгой за 2016 г., приказом, положением, рабочим планом счетов бюджетного учета, приказом <НОМЕР> от <ДАТА21>, должностным регламентом.
При назначении наказания мировой судья учитывает личность правонарушителя, конкретные обстоятельства правонарушения,
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность является признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.
С учетом изложенного, суд считает возможным назначить Капитоновой Е.А.1 наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
В соответствии со ст. 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до 1 месяца.
С учетом вышеизложенного мировой судья полагает возможным предоставить отсрочку исполнение постановления о назначении административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 3.5, 15.5, 29.9, 29.10, КоАП РФ, мировой судья
Постановил:
Капитонову Е.А.1 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Капитоновой Е.А.1 в силу ч.2 ст.31.5 КоАП РФ предоставить отсрочку уплаты штрафа в размере 5 000 руб. сроком на один месяц.
Получатель штрафа:
УФК по Удмуртской Республике (Государственный контрольный комитет
Удмуртской Республики)
ИНН 1833017106 КПП 184001001Банк: Отделение-НБ Удмуртская Республика г. Ижевск
БИК 049401001
р/с 40101810200000010001
ОКТМО 94701000
УИН О
Код дохода:
805 116 18020 02 0000 140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение бюджетного законодательства (в части бюджетов субъектов Российской Федерации).
Разъяснить, что штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня истечения срока отсрочки для уплаты штрафа.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 ст.32.2 Кодекса РФ об АП судья, вынесший постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Копию постановления вручить правонарушителю и должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении в течение трех дней со дня его вынесения.
Постановление может быть обжаловано в Первомайский районный суд г. Ижевска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Мотивированное постановление составлено 03.11.2017 г.
Мировой судья Онегова С.Н.