Дело № 2-125/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 мая 2024 года с. Советское
Советский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Аксютиной Н.М.,
при секретаре Роот Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коломова Федора Семеновича, Коломовой Анны Андреевны к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Советскому району» о признании незаконными действий, обязании назначить и выплатить компенсацию расходов за приобретение топлива,
Установил
Истцы Коломов Ф.С., Коломова А.А. обратились в суд с иском, в обоснование которого указали, что проживают в <адрес> в частном доме, который отапливается дровами и углем. Коломов Ф.С. является пенсионером и ветераном труда, Коломова А.А. – пенсионером и инвали<адрес> группы.
В соответствии с ч. 13 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Федеральным законом «О пенсионерах в Российской Федерации» и предоставления им льгот имеют право на получение субсидии в виде компенсации на приобретение твердого топлива, которую ежегодно получали, предоставляя ответчику одни и те же документы: кассовый и товарный чек.
В конце 2023 года истцы подали заявление на получение компенсации расходов за приобретенной твердое топливо, на что получили отказ. Причиной отказа послужило то, что в товарном чеке отсутствуют сведения о покупателе (ФИО и адрес покупателя, подпись покупателя), в связи с чем ответчик посчитал, что невозможно определить принадлежность товарного чека льготнику.
Считают отказ незаконным, так как действующим законодательством не предусмотрена обязательная форма товарного чека, также не предусмотрено, чтобы в товарном чеке стояли ФИО и адрес покупателя и подпись покупателя.
Согласно определению: товарный чек – это документ, подтверждающий покупку конкретного товара у продавца. Как правило, товарный чек содержит информацию о продавце, названии товара, дату продажи. Товарный чек – это не документ строгой отчетности и в нем необязательно ставить печать.
На основании вышеизложенного, истцы Коломов Ф.С., Коломова А.А. просят суд:
1. Признать незаконным отказ КГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» Коломову Ф.С., Коломовой А.А. в выдаче компенсации расходов за приобретенное твердое топливо.
2. Обязать КГЗУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» назначить и выплатить Коломову Ф.С., Коломовой А.А. компенсацию расходов за приобретенное твердое топливо.
Истцы Коломов Ф.С., Коломова А.А., представитель истцов Саналов В.Н. в судебное заседание не явились, уведомлены надлежаще, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» Михнева М.Б. в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежаще, просила рассмотреть дело без ее участия, предоставила суду справки о назначении компенсации истцам Коломовым расходов на оплату твердого топлива за 2023 год.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело без участия сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (часть 1).
Предоставление мер социальной поддержки по оплате ЖКУ в <адрес> регламентировано федеральными нормативными актами и законами <адрес>, перечисленными в статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес>».
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 4 ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг); ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды (часть 13 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес>» определяет порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 3 вышеназванного закона гражданин обязан представлять указанные в части 3 настоящей статьи документы, содержащие полные и достоверные сведения, необходимые для получения компенсации. Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг носит адресный характер.
Судом установлено, что Коломов Ф.С. является ветераном труда, Коломова А.А. инвали<адрес> группы, проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, не имеющем центрального отопления, в связи с чем имеют право на компенсацию расходов по приобретению твердого топлива.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились за назначением компенсации расходов на приобретенное твердое топливо, представив товарные чеки на уголь и дрова.
В соответствии с пп. 13.1 п. 13 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес>» Коломовым было отказано по причине представления льготополучателями документов, содержащих неполные и (или) недостоверные сведения. Так, в представленных заявителями документах отсутствуют ФИО покупателя и его адрес, что не позволяет определить физическое лицо, понесшее расходы по приобретению твердого топлива.
При рассмотрении настоящего дела представителем ответчика Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по <адрес>» в суд предоставлены справки от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Коломову Ф.С. и Коломовой А.А. компенсации расходов на оплату твердого топлива за 2023 год, согласно которым размер компенсации по услуге дров составил по 732,56 руб. каждому из истцов, по услуге уголь – по 1679,30 руб.
Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Поскольку на момент принятия судом решения компенсация расходов за приобретение твердого топлива Коломовой А.А., Коломову Ф.С. за 2023 год КГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» была назначена, что свидетельствует о восстановлении нарушенного права истцов, оснований для принятия решения об удовлетворении исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил
В удовлетворении исковых требований Коломова Федора Семеновича, Коломовой Анны Андреевны к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Советскому району» о признании незаконными действий, обязании назначить и выплатить компенсацию расходов за приобретение топлива отказать в полном объеме.
Мотивированное решение будет изготовлено 15 мая 2024 года.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Советский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.М. Аксютина