Дело № 2-164/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 сентября 2023 года с. Красноселькуп
Красноселькупский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Аликиной Н.А.,
при секретаре Патраваеве Ю.А.,
с участием и.о.прокурора Ишимова О.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Красноселькупского района ЯНАО, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГБУЗ ЯНАО «Красноселькупская центральная районная больница» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красноселькупского района ЯНАО, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГБУЗ ЯНАО «Красноселькупская центральная районная больница» о возложении обязанности. В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере здравоохранения, в ходе которой установлено, что в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: с.Ратта, ул.Центральная, дом 8А, на территории которого нет аптечных организаций, в соответствии с лицензией от 25.06.2019 № 006439 ГБУЗ ЯНАО «КЦРБ» разрешено осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения. Между тем, аптеки и аптечные пункты на территории Красноселькупского района расположены только в с.Красноселькуп и с.Толька. В с.Ратта, где расположен ФАП, проживает население от 171 человек, при этом расстояние составляют до с.Толька 336 км., а до с.Красноселькуп 871 км. Более того, из с.Ратта отсутствует прямое сообщение с вышеуказанными населенными пунктами. Так сообщение в с.Толька и с.Красноселькуп осуществляется посредством авиасообщения, которое осуществляется 1 раз в 2 недели. Возможность выбраться из с.Ратта до с.Толька или с.Красноселькуп автотранспортом за исключением зимнего периода отсутствует. Таким образом, в фельдшерско-акушерских пунктах ответчика не осуществляется розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения. Просит обязать ГБУЗ ЯНАО «Красноселькупская центральная районная больница» в течение года со дня вступления решения суда в законную силу организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу с. Ратта, ул. Центральная, д.8А в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н, Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 647н.
И.о.прокурораИшимов О.Г. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по изложенным доводам.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, с исковыми требованиями согласен, просил принять признание иска ответчиком.
Выслушав представителя истца, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст.15 Конституции Российской Федерации на территории государства действуют Федеральные законы и другие нормативные акты, которые должны неуклонно исполняться органами местного самоуправления, должностными лицами, всеми гражданами.
В силу статей 7, 41 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323), охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В соответствии со статьей 4 Закона № 323, основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей, доступность и качество медицинской помощи.
Согласно статье 16 указанного Закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе, организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности.
В соответствии со статьей 10 указанного Закона, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно пунктами 12, 13 Устава ГБУЗ КЦРБ целью деятельности учреждения является оказание высококвалифицированной и своевременной медицинской помощи населения, в том числе фармацевтическая деятельность, для обеспечения лечебно-диагностического процесса учреждения.
В структуру ГБУЗ КЦРБ входят фельдшерско-акушерские пункты, в том числе, расположенные по адресу: Красноселькупский район, с. Ратта, ул. Центральная, д.8А.
В силу пункта 11 Приложения № 15 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н, установлено, что одной из основных задач ФАПа является реализация лекарственных средств и медицинских изделий в случае отсутствия на территории населенного пункта аптечных организаций.
В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Закон № 61) фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 69 Закона № 61 право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Согласно части 1 статьи 52 Закона № 61 фармацевтическая деятельность осуществляется медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
В соответствии с подпунктом «и» пункта 7 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 647н (далее - Правила 2), руководитель субъекта розничной торговли обеспечивает, в том числе наличие информационных систем, позволяющих осуществлять операции, связанные с товародвижением и выявлением фальсифицированных, контрафактных и недоброкачественных лекарственных препаратов.
Согласно подпункту «б» пункта 8 Правил 2 руководитель субъекта розничной торговли в целях бесперебойного обеспечения покупателей товарами аптечного ассортимента организует, в том числе оснащение помещений оборудованием, обеспечивающим надлежащее обращение товаров аптечного ассортимента, включая их хранение, учет, реализацию и отпуск.
Проверкой установлено, что в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: с. Ратта, ул. Центральная, дом 8А, на территории которого нет аптечных организаций, в соответствии с лицензией от № 006439 от 25.06.2019, ГБУЗ «КЦРБ» разрешено осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения.
Между тем, аптеки и аптечные пункты на территории Красноселькупского района расположены только в с. Красноселькуп и с. Толька. В с. Ратта, где расположен ФАП, проживает население от 171 человек, при этом расстояния составляют до с. Толька составляет 336 км, а до с.Красноселькуп 871 км. Более того, из с. Ратта отсутствует прямое сообщение с вышеуказанными населенными пунктам. Так сообщение с с. Толька и с. Красноселькуп, осуществляется посредствам авиасообщения, которое осуществляется 1 раз в 2 недели. Возможность добраться из с. Ратта, до с. Толька или с. Красноселькуп автотранспортом за исключением зимнего периода отсутствует.
Таким образом, в нарушение указанных положений закона в фельдшерско-акушерских пунктах «ГБУЗ КЦРБ» не осуществляется розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что граждане, проживающие в с. Ратта фактически лишены возможности приобрести лекарственные препараты для медицинского применения по месту жительства, в том числе в экстренных случаях, что может повлечь реальную угрозу жизни и здоровья людей.
Суд соглашается с истцом, что указанное препятствует своевременной реализации п. 4.1 Федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» национального проекта «Здравоохранение», направленного на повышение доступности и качества первичной медико-санитарной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации, в том числе в малонаселённых и труднодоступных районах Российской Федерации.
Наличие выявленного нарушения ответчиком не оспаривается. Напротив, представитель ответчика заявил суду о признании исковых требований.
В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 173 Гражданского процессуального кодекса РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В данном случае признание иска стороной ответчиком не противоречит закону, заявлено добровольно, не нарушает права и законные интересы других лиц.
Последствия признания иска, предусмотренные статьей 173 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне ответчика разъяснены и понятны.
При указанных обстоятельствах суд полагает возможным принять признание ответчиком иска, заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению.
Определяя срок исполнения возложенной на ответчика обязанности, суд исходит из следующего.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом того, что бездействие ответчика может привести к нарушению прав граждан на охрану здоровья и квалифицированную медицинскую помощь неопределенного круга лиц, а также характера нарушений, исходя из организационных и технических условий, влияющих на их устранение, суд полагает, что ответчику необходимо предоставить срок для устранения нарушений закона - в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд полагает данный срок разумным и достаточным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление удовлетворить.
Обязать ГБУЗ ЯНАО «Красноселькупская центральная районная больница» (ИНН 8912001623) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу с. Ратта, ул. Центральная, д.8А в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н, Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 647н.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Красноселькупский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья /подпись/ Н.А. Аликина
Копия верна, судья -