Дело № 2-1648/2022
18RS 0009-01-2022-002877-46
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 августа 2022 года г.Воткинск
Воткинский районный суд УР в составе судьи Акуловой Е.А.,
При секретаре Агафоновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Селедковой Наталии Дмитриевны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по УР о признании незаконным решений об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, о возложении обязанности включить в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, спорный период работы истца в детском саду, и назначить досрочную страховую пенсию,
у с т а н о в и л :
Истец Селедкова Н.Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по УР (далее по тексту – ОПФР, Отделение, ответчик) с вышеуказанными исковыми требованиями, которые, мотивированы тем, 19.10.2020 г. (так в тексте искового заявления) истец обратилась в Отделение с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Решением № 331959/21 от 29.10.2021 г. Отделением отказано истцу в назначении досрочной страховой пенсии, при этом, в стаж, необходимый для назначения истцу досрочной страховой пенсии, зачтено – 25 лет 07 мес. 19 дней.
С указанными решениями истец не согласна, поскольку ответчиком в стаж, дающий истцу право на назначение досрочной страховой пенсии, не зачтен период ее работы
- с 18.04.2003 г. по 23.04.2003 г. и с 09.02.2004 г. по 14.12.2004 г. - работы в должности воспитателя детского сада, по мотиву того, что ею не выработана норма рабочего времени 36 часов в неделю.
По указанным выше основаниям, истец просила:
-признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по УР № 331959/21 от 29.10.2021 г.;
-обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по УР:
- включить в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости Селедковой Наталии Дмитриевны периоды ее работы: с 18.04.2003 г. по 23.04.2003 г. и с 09.02.2004 г. по 14.12.2004;
- назначить истцу досрочную страховую пенсию с 18.11.2021 г.
-взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по УР в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей, по оплате услуг представителя 10000 рублей.
В судебном заседании 27.07.2022 г. судом протокольным определением принято заявление истца об уточнении предмета иска, в соответствии с которым, истец просила назначить ей досрочную страховую пенсию с 19.10.2021 г.
В судебном заседании истец Селедкова Н.Д. и ее представитель адвокат Сафонова С.В., действующая на основании ордера от 27.07.2022 г., исковые требования поддержали, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении и по требованиям, изложенным в заявлении об уточнении предмета иска от 27.07.2022 г.
Представитель ответчика Стрелков А.В., действующий на основании доверенности от 01.10.2021 г., исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, которых сводятся к следующему.
19.10.2021 г. Селедкова Н.Д. обращалась с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике.
Решением Отделения №331959/21 от 29.10.2021 г. Селедковой Н.Д. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
На день обращения истицы с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости действовал и действует в настоящий момент Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 данного Закона лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей, назначается досрочная страховая пенсия по старости независимо от возраста.
Также на момент обращения истицы с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Отделением не были зачтены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как педагогическому работнику, периоды работы в должности воспитателя детского сада с 18.04.2003 г. по 23.04.2003 г. и 09.02.2004 г. по 14.12.2004 г.
Указанные периоды не подлежат зачету в педагогический стаж по следующим основаниям.
При назначении досрочных страховых пенсий по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды работы педагогических работников, начиная с 01.09.2000 г., засчитываются в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781).
В соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 16.01.2001 г. № 20-58-196/20-5 «Рекомендации о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений», норма учебной нагрузки (объема педагогической работы) для воспитателей дошкольных образовательных, за которую выплачивается ставка заработной платы, определена в количестве 36 часов педагогической работы в неделю. В Удмуртской Республике постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29.09.1995 г. № 82/258 норма педагогической нагрузки указанной категории педагогических работников была снижена до 30 часов в неделю. В соответствии с постановлением Правительства РФ принятым 03.04.2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (вступило в силу с 18.04.2003), продолжительность рабочего времени воспитателей дошкольных образовательных учреждений по всей территории РФ установлена 36 часов в неделю. В данном случае при исчислении стажа Селедковой Н.Д. действует нормативный акт федерального уровня, т.е. постановление Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191.
Поскольку данный нормативный акт принят на федеральном уровне, то выполнение воспитателями дошкольных образовательных учреждений Удмуртской Республики нормы рабочего времени, установленной в Удмуртской Республике постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29.09.1995 г. № 82/258 (30 часов в неделю), нельзя считать выполнением нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. Практически это означает, что периоды работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений в Удмуртской Республике с момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 03.04.2003 № 191, т.е. с 18.04.2003 г. не могут быть зачтены в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в связи с невыполнением нормы педагогической нагрузки.
Согласно п.1 и 2 ст. 14 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы и иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Дата регистрации Селедковой Н.Д. в системе государственного пенсионного страхования 14.12.1999 г.
Работодатель МБДОУ «Детский сад №9» г. Воткинска УР представил сведения о спорных периодах работы с указанием размера ставки менее 1, т. е. они учитываются как общий стаж.
На момент обращения истицы в Отделение с первым заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, т.е. на 19.10.2021 г., у нее имеется 25 лет 07 месяцев 19 дней стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии как педагогическому работнику, что менее необходимых по Закону 25 лет, т. е. право на пенсию может возникнуть не ранее 01.03.2024 г.
На основании изложенного, представитель ответчика просил суд в удовлетворении исковых требований Селедковой Н.Д. отказать.
Выслушав пояснения участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, и, оценив, представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Закон № 400-ФЗ, определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии, в качестве условий назначения страховой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пятнадцати лет (статья 8) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение страховой пенсии по старости (статьи 30-32).
В соответствии с п. 19 п. 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Исходя из заявленных исковых требований, истец не согласна с исключением из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, только периода ее работы в должности воспитателя в 2003 - 2004 годах, с выполнением педагогической нагрузки в 30 часов в неделю. Правильность исчисления остального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии, определенного ответчиком при повторном обращении в размере 25 лет 07 месяцев 19 дней, ею не оспаривается.
Судом из объяснений сторон и материалов дела установлено, что 19.10.2021 г. Селедкова Н.Д. обращалась с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике.
Решением Отделения № 331959/21 от 29.10.2021 г. Селедковой Н.Д. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. При этом, в стаж Селедковой Н.Д., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, зачтено 25 лет 07 месяцев 19 дней. Не зачтены, в том числе, периоды:
- с 18.04.2003 г. по 23.04.2003 г. и с 09.02.2004 по 14.12.2004 г. - работы в должности воспитателя детского сада.
Возражения ответчика о не включении в педагогический стаж указанного спорного периода работы истца в должности воспитателя по причине того, что истицей не выработана норма педагогической нагрузки, установленная за ставку в размере 36 часов в неделю на основании постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений», суд не принимает, с учетом следующих обстоятельств.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы «...начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы (должностной оклад)...».
Статья 333 Трудового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период времени) устанавливала, что «в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы на ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации».
В связи с чем, постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (далее по тексту - постановление Правительства РФ № 191) была установлена норма часов педагогической работы на ставку заработной платы: 36 часов в неделю - воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
В соответствии со ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом, более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства и Государственного Совета Удмуртской Республики от 29 сентября 1995 г. № 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений» норма рабочего времени воспитателей дошкольных учреждений с 1 января 1996 года снижена до 30 часов.
Таким образом, нормативным правовым актом субъекта РФ воспитателям детских дошкольных учреждений был установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленными нормативным правовым актом РФ, обеспечение которых отнесено к бюджету Удмуртской Республики и бюджетам городов и районов Удмуртской Республики (п. 8 постановления УР № 82/258).
На основании данного нормативного акта органа власти субъекта Российской Федерации, работодателем истицы был установлен режим и норма рабочего времени для своих работников. При указанных обстоятельствах, истица не могла работать по другому порядку работы, поскольку, в соответствии со ст. 56 ТК РФ, работник обязан исполнять условия трудового соглашения, в т.ч. норму рабочего времени.
Из представленных истцом в материалы дела: копии трудовой книжки истца (л.д.9-15), тарификационных списков (копии л.д.24-27), карточек-справок за 2003-2004 г.г. (л.д.20-22), справок, выданных МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9» (л.д.17-19), выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Селедковой Н.Д., и справки МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9» от 03.08.2022 г., представленной истцом в судебном заседании, судом установлено, что в спорные периоды времени, именно истец Селедкова Наталия Дмитриевна, работала воспитателем МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9» г.Воткинска и выполняла норму рабочего времени, установленную работодателем, т.е. 30 часов, при этом была тарифицирована на ставку и оплата труда за отработанные дни ей производилась исходя из оклада, установленного за ставку, и сведения работодателем в Пенсионный фонд предоставлялись за указанный спорный период с указанием кода льготы – «28-ПД». Данное обстоятельство ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспорено.
Более того, из вышеуказанных документов судом также установлено, что <дата> истец родила ребенка, в связи с чем, в период с 18.04.2002 г. по 23.04.2003 г. находилась на больничном по беременности и родам, который, с учетом даты рождения ребенка, начался до введения в действие постановления Правительства РФ принятого 03.04.2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (вступило в силу с 18.04.2003).
При указанных выше и установленных судом обстоятельствах, спорные периоды работы истца в должности воспитателя с 18.04.2003 г. по 23.04.2003 г. и с 09.02.2004 по 14.12.2004 г., составляющие в совокупности 10 мес. 12 дней, подлежит включению в стаж, необходимый истцу для назначения досрочной страховой пенсии.
С учетом включения спорных периодов, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения истца – 19.10.2021 г., с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, у истицы требуемый 25-летний стаж педагогической работы был выработан и составил 26 лет 06 месяцев 01 день., т.е. требуемый 25-летний педагогический стаж истцом выработан 18.04.2020 г.
При решении вопроса о законности вынесенного ответчиком и оспариваемого истцом решения, суд также учитывает следующее.
В соответствии с п.1.1. ст.30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В данном случае, обращение истца имело место в 2021 году, но 25 летний педагогический стаж истцом выработан в 2020 году, следовательно, в соответствии с вышеуказанным Приложением № 7 пенсия может быть назначена «не ранее через 24 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости».
Вместе с тем, в соответствии с п.3 ст.10 ФЗ № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Следовательно, на дату обращения истца к ответчику – 19.10.2022 г. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии у истца уже возникло право на назначение и получение досрочной страховой пенсии.
При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности решения Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по УР № № 331959/21 от 29.10.2021 г. об отказе истцу в назначении досрочной страховой пенсии.
Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым обязать ответчика назначить и выплачивать истцу досрочную страховую пенсию с 19.10.2022 г.
Истцом заявлено требование о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей.
В силу положений ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей.
В силу положений ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Таким образом, основным критерием размера оплаты труда представителя, согласно ст. 100 ГПК РФ является разумность суммы оплаты, которая предполагает, что размер возмещения стороне расходов должен быть соотносим с объемом защищаемого права.
Расходы истца в сумме 10000 рублей подтверждены документально (соглашением об оказании юридической помощи от 12.04.2022 г., корешком квитанции от 27.06.2022 г.).
С учетом характера спора, обстоятельств дела и объема проделанной представителем истца работы и объема защищаемого истцом права, суд приходит к выводу, что требуемая истцом сумма расходов на оплату услуг представителя соответствует требованиям разумности.
Кроме того, в соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные последней расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей (квитанция в материалах дела).
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Селедковой Наталии Дмитриевны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по УР о признании незаконным решений об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, о возложении обязанности включить в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, спорный период работы истца в детском саду, и назначить досрочную страховую пенсию – удовлетворить.
Признать незаконными решения Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по УР № 331959/21 от 29.10.2021 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии Селедковой Наталии Дмитриевне, <***>
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по УР (ИНН 1833005196):
- включить в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости Селедковой Наталии Дмитриевне периоды: с 18.04.2003 г. по 23.04.2003 г. и с 09.02.2004 по 14.12.2004 г. - работы в должности воспитателя детского сада, и назначить Селедковой Наталии Дмитриевне досрочную страховую пенсию по старости с 19.10.2021 г.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по УР в пользу Селедковой Наталии Дмитриевны судебные расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей и по оплате услуг представителя 10000 рублей, всего взыскать 10300 (десять тысяч триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд УР в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, с которым участвующие по делу лица могут ознакомиться по истечении пяти дней со дня окончания разбирательства по делу.
Решение в окончательной форме изготовлено 09 августа 2022 года.
Судья: Е.А. Акулова