Дело 12-18/2023
Р Е Ш Е Н И Е
10 мая 2023 года с. Корткерос, ул. Советская, д. 212
Судья Корткеросского районного суда Республики Коми Федотова М.В., с участием прокурора Филипповой Е.Г., лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении Андреевой Е.Н., рассмотрев в судебном заседании протест прокурора Корткеросского района Бархатова А.Е. на постановление от 29.03.2023 мирового судьи Корткеросского судебного участка,
у с т а н о в и л:
20.01.2023 и.о. заместителя прокурора Корткеросского района в отношении заместителя главы МР «Корткеросский» - руководителя администрации Андреевой Е.Н. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ по факту нарушения ею требований ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст.10 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения жителей д. Алексеевка.
29.03.2023 по делу № 5-146/2023 мировым судьей Корткеросского судебного участка принято постановление о прекращении производства по делу ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, прокурор Корткеросского района обратился в суд с протестом, в котором просит постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование указал, что поскольку Андреевой Е.Н. вменено нарушение двух различных нарушений порядка рассмотрения обращений граждан, предусмотренных ч. 3 ст. 8 и ч. 1 ст. 10 Закона № 59-ФЗ, в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП Р, постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 в оспариваемом постановлении мировым судьей вообще не дана оценка нарушению ч. 1 ст. 10 Закона № 59-ФЗ в части не дачи ответа по доводам обращения о нарушения режима тишины и нарушения безопасности дорожного движения. Кроме того, полагает, что поскольку ответ заявителю от 21.12.2022 не содержит ответа по указанным выше доводам, срок давности следует исчислять с 01.01.2023.
В судебном заседании пом.прокурора Филиппова Е.Г. протест поддержала. Указала, что поскольку срок привлечения в административной ответственности, предусмотренный КоАП РФ истек, просит постановление отменить и прекратить производство по делу виду истечения срока привлечения к административной ответственности.
Заместитель главы МР «Корткеросский» - руководителя администрации Андреева Е.Н., оставила решение на усмотрение суда, полагая однако, что мировым судьей верно производство в отношении нее прекращено.
Габов В.И. в суд не явился, надлежащим образом извещен о времени и рассмотрении протеста.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заслушав явившихся лиц, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, суд обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления в полном объёме, не ограничиваясь доводами заявителя.
В силу стст. ст. 1.6, 24.1 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Ст. 5.59 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.
Ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Закон № 59-ФЗ) установлено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в ч. 4 ст. 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Из дела об административном правонарушении усматривается, что 01.12.2022 в администрации МР «Корткеросский» зарегистрировано поданное Габовым В.И. коллективное обращение жителей д. Алексеевка Корткеросского района, в котором содержится просьба запретить вывоз леса большегрузным автомашинам ИП ФИО1. через населенный пункт д. Алексеевка. Также указано, что при вывозе леса будет нарушаться соблюдение тишины в ночное время, а днем появиться опасность передвижения пешеходам.
21.12.2022 за подписью заместителя главы МР «Корткеросский» - руководителя администрации Андреевой Е.Н. заявителям дан ответ № 02-13-КП-161, из которого следует, что автомобильная дорога «По д. Алексеевка» является автомобильной дорогой общего пользования, основания для запрета движения транспорта в зимний период отсутствуют. Между тем, по сообщению ИП ФИО2. вывоз леса будет осуществляться по старой объездной дороге д. Алексеевки, минуя деревню. В настоящее время на данном участке проводятся ремонтные работы.
По результатам проверки соблюдения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан при рассмотрении данного обращения прокурором района в отношении должностного лица администрации, рассмотревшего обращение - заместителя главы МР «Корткеросский» - руководителя администрации Андреевой Е.Н., составлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.01.2023.
Согласно данному постановлению, поскольку в силу п. 3 Положения о Федеральной государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения, утвержденного Постановлением Правительства РФ о 30.06.2021 № 1101, а также Федерального закона «О полиции», Закона РК от 30.12.2003 № № 95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми» именно органы Министерства внутренних дел являются уполномоченными органами на осуществление федерального надзора в области безопасности дорожного движения, охраны общественного порядка, а также должностные лица органов внутренних уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях за нарушение покоя и тишины, обращение в части доводов о нарушения режима тишины и нарушения безопасности дорожного движения в установленные сроки в ОМВД России по Корткеросскому району не направлено, ответ по существу указанных вопросов не дан, тем самым должностное лицо заместитель главы МР «Корткеросский» - руководитель администрации Андреева Е.Н. нарушила ч. 3 ст. 8 Закона № 59-ФЗ, - 21.12.2022 нарушила требования ч. 1 ст.10 Закона N 59-ФЗ. Время совершения правонарушений - 08.12.2022, 21.12.2022.
Мировой судья, руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, ввиду истечения установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока привлечения к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ, производство по делу в отношении Андреевой Е.Н. срок прекратил.
В силу п. 1 ч. 1.1. ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 настоящего Кодекса.
Ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ предусмотрено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, помимо прочего: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу…
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ, составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения.
Исходя из разъяснений, приведенных в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Следует иметь в виду, что в случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица.
Мировым судьей верно определено, что на момент рассмотрения постановления прокурора срок давности привлечения к административной ответственности по данному факту, вмененному Андреевой Е.Н., истек, в связи с чем им обоснованно принято постановление о прекращении производства по делу на основании п. 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
При этом, не отражение в постановлении доводов о нарушении Андреевой ч. 1 ст. 10 Закона № 59-ФЗ в части не дачи ответа заявителю по доводам о необеспечении соблюдения тишины в ночное время и безопасности движения пешеходов, не влечет правильность его выводов.
Доводы протеста прокурора о том, что датой указанного нарушения является 31.12.2022, а срок давности подлежит исчислению с 01.01.2023, не влекут отмену оспариваемого постановления, поскольку совершение правонарушения 01.01.2023 Андреевой не вменено. На момент рассмотрения протеста Корткеросским районным судом сроки привлечения к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ, установленные ст. 4.5 КоАП РФ истекли.
Поскольку с учетом приведенных выше норм КоАП РФ и разъяснений постановления Пленума ВС РФ, высказывания о наличии события и состава правонарушения за пределами срока давности привлечения к ответственности при рассмотрения протеста невозможно; истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим ведение производства по делу об административном правонарушении, а потому оснований для отмены постановления мирового судьи не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
постановление мирового судьи Корткеросского судебного участка Республики Коми от 29.03.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ в отношении должностного лица – заместителя главы МР «Корткеросский» - руководителя администрации Андреевой Е.Н. о прекращении производства по делу, оставить без изменения, протест прокурора Корткеросского района без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Судья М.В. Федотова