дело №11-8/2022
номер дела в суде первой инстанции 2-357/2022
строка статистической отчетности 2.116
УИД 02MS0013-01-2022-000475-45
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июля 2022 года с. Чоя
Судья Чойского районного суда Республики Алтай Романова В.Н., рассмотрев в порядке упрощенного производства гражданское дело по апелляционной жалобе Суртаева А.Н. на решение мирового судьи судебного участка <адрес> Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, которым:
исковое требование общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» к Суртаеву А.Н. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги, пени удовлетворено частично.
С Суртаева А.Н. в пользу ООО «Коммунальщик» взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5 973 рубля 46 копеек, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 138 рублей 78 копеек, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей, судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 1000 рублей.
Во взыскании с Суртаева А.Н. в пользу ООО «Коммунальщик» судебных расходов по оплате юридических услуг в сумме 1 500 рублей отказано,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Коммунальщик» обратилось в судебный участок с иском к Суртаеву А.Н. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги, пени, а также судебных расходов по уплате государственной пошлины, судебных расходов по оплате услуг представителя. Иск мотивирован тем, что истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту – ТКО) на территории Республики Алтай в первой зоне деятельности, в том числе в <адрес>. Суртаев А.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик оплату за оказание услуги по вывозу и утилизации ТКО не производил, в связи с чем образовалась задолженность в сумме 5 973 рубля 46 копеек. Так как оплата не производилась в установленные сроки, на основании ч. 1 ст. 153, ч. ч. 1, 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 138 рублей 78 копеек. В связи с обращением в суд истцом понесены судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 рублей и по оплате услуг представителя в сумме 2 500 рублей. Ранее мировым судьей вынесен судебный приказ, который отменен определением на основании ст. 129 ГПК РФ.
С вышеизложенным решением мирового судьи не согласился Суртаев А.Н., в апелляционной жалобе указывает, что решение мирового судьи незаконное и необоснованное. В соответствии со ст. 167 ГК РФ ООО «Коммунальщик» не имеет право навязывать свои услуги, договор о вывозе ТКО не подписывал. ТКО отсутствует, мусорными контейнерами не пользовался и не пользуется, а магазинная упаковка и продукция утилизируется за счет «экологического сбора с производителя» в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ.
Рассмотрев гражданское дело в соответствии с правилами ч. 1 ст. 335.1 ГПК РФ без извещения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 232.2 ГПК РФ в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств или об истребовании имущества, если цена иска не превышает сто тысяч рублей, кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства; по исковым заявлениям о признании права собственности, если цена иска не превышает сто тысяч рублей; по исковым заявлениям, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору, кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ наниматели, собственники жилого помещения обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса РФ.
Ч. 3 ст. 154 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В п. 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641» (далее также - Правила от 12.11.2016 года № 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (далее также - Правила от 06.05.2011 года № 354), «потребитель» - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В п. 8 (17) Правил от 12.11.2016 года № 1156 указано, что в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В силу п. 8 (18) Правил от 12.11.2016 года № 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 9 (1) Приложения № 2 к Правилам от 06.05.2011 года № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении (жилой дом, квартира) определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов по формуле.
Из материалов дела установлено, что по апрель 2021 года ООО «Коммунальщик» на основании соглашения от 23.04.2018 года № 1 об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенного с Министерством регионального развития Республики Алтай, являлся региональным оператором по обращению с ТКО на территории административно-производственного объединения № 1, в том числе в Чойском районе.
ООО «Коммунальщик» в соответствии с п. 8 (17) Правил от 12.11.2016 года №1156 размещено в печатных средствах массовой информации предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора на официальном сайте ООО «Коммунальщик» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: http://kom04.ru/ с момента присвоения ему статуса регионального оператора – 23.04.2018 года, а также, как указано в иске, в газете «Звезда Алтая» №35, газете «Сельчанка» №35, газете «Листок» №38.
Также из материалов дела усматривается, что Суртаев А.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Из возражений и апелляционной жалобы следует, что ответчик договор с региональным оператором ООО «Коммунальщик» не заключал.
Таким образом, услуга по обращению с ТКО оказывалась ответчику региональным оператором в спорный период в соответствии с условиями типового договора.
При этом ответчиком не опровергнуты факт оказания услуги населению <адрес> по вывозу и утилизации ТКО на возмездной основе, качество которой соответствует обычно предъявляемым требованиям, и то обстоятельство, что ответчик пользовался либо имел реальную возможность пользоваться данными услугами.
Из представленного истцом расчета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у Суртаева А.Н. образовалась задолженность за оказание услуги по вывозу и утилизации ТКО в сумме 5 973 рубля 46 копеек, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислены пени в сумме 138 рублей 78 копеек. Указанный расчет проверен мировым судьей и не оспорен ответчиком.
Разрешая спор, установив ненадлежащее исполнение Суртаевым А.Н. своих обязательств, предусмотренных жилищным законодательством, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, принимая во внимание приказы Комитета по тарифам Республики Алтай, мировой судья пришел к верному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца образовавшейся задолженности по оплате коммунальной услуги в сумме 5 973 рубля 46 копеек, пени за неисполнение денежного обязательства в сумме 138 рублей 78 копеек.
Довод жалобы об утилизации образовавшегося у ответчика мусора, а именно магазинной продукции и упаковки, за счет уплаты производителем экологического сбора основан на неверном толковании действующего законодательства. Экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета и средства в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора направляются на обеспечение утилизации отходов от использования товаров индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров, а также на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, возведение некапитальных строений (сооружений), которые необходимы для осуществления деятельности в области обращения с отходами, их модернизацию и обустройство мест (площадок) накопления отходов.
Доводы апеллянта о том, что договор с региональным оператором не заключался, не свидетельствуют о незаконности и необоснованности принятого мировым судьей решения, поскольку отсутствие заключенного письменного договора с региональным оператором не освобождает потребителя (собственника жилого помещения) от оплаты оказанных услуг. В свою очередь, ответственность за не заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с даты начала оказания услуг региональным оператором возложена на потребителя.
При этом судья суда апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с действующим законодательством складирование, сжигание и захоронение, хранение отходов в местах, специально не предназначенных для этих целей, а также передача ТКО лицам, не являющимися региональным оператором запрещена. За совершение данных действий виновное лицо может быть привлечено к установленной законодательством ответственности. Единственный законный способ обращения с ТКО является передача своих ТКО региональному оператору.
Более того, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчиком не представлено доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих факт самостоятельной утилизации твердых бытовых отходов. Доказательств неоказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО также не предоставлено, каких-либо претензий по факту не оказания услуг либо оказания услуг ненадлежащего качества со стороны ответчика в адрес регионального оператора не поступало.
Руководствуясь статьями 329, 335.1 ГПК РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка Чойского района Республики Алтай от 12 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Суртаева А.Н. – без удовлетворения.
Судья В.Н. Романова