Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 апреля 2023 года
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Андриановой Ю.А.
при секретаре Уренёве Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Смахтина Даниила Витальевича к администрации города Пензы о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Смахтин Д.В. обратился в суд с названным иском, в котором указал, что он является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления администрации г. Пензы от 15.02.2022 г. № 185, он был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако, до настоящего времени жилое помещение ему не представлено.
Смахтин Д.В. просил суд признать за ним право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений в г. Пензе; обязать администрацию города Пензы за счет субвенций из бюджета Пензенской области предоставить ему (Смахтину Д.В.), Дата года рождения, в срочном порядке жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего требованиям благоустроенности, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм предоставления на основании Закона Пензенской области пункта «д» части 3 статьи 5 от 12.09.2006 № 1098-ЗПО (в связи с проживанием в жилом помещении лица, больного наркоманией, состоящего на учете в соответствующей медицинской организации).
Истец Смахтин Д.В. в судебном заседании исковые требования утонил, просил суд обязать администрацию г. Пензы предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на состав семьи один человек.
Представитель администрации города Пензы – Кирюхина О.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, просила отказать Смахтину Д.В. в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица Управления образования г. Пензы в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие, разрешение дела полагал на усмотрение суда.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, материалы личного дела Смахтина Д.В., суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Смахтин Д.В. родился Дата , его родителями являются: отец С.В.А. и мать – С.Т.И..
Заочным решением Октябрьского районного суда г. Пензы от 06.10.2010 г., вступившим в законную силу, С.Т.И. и С.В.А. были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка Смахтина Даниила Витальевича, Дата года рождения, передав его на попечение опекуну – Н.В.Н.
Приказом Управления образования г. Пензы от 02.06.2010 г. № 567н опекуном над несовершеннолетним Смахтиным Д.В., Дата года рождения, была назначена - Н.В.Н.
Из материалов дела также следует, что Смахтину Д.В., Н.В.Н. и Н.И.А. на праве общей долевой собственности принадлежат по 1/3 доли каждому, в праве общей долевой собственности на квартиру, состоящей из трех жилых комнат, назначение: жилое, общей площадью 62,2 кв.м, расположенную по адресу: Адрес , кадастровый номер Номер (указанное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 09.02.2022 г. № КУВИ-Номер ).
Согласно адресным справкам, предоставленным отделом адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Пензенской области, по состоянию на 22.11.2021 г., в квартире, расположенной по адресу: Адрес , зарегистрированы и проживают С.Т.И., Н.А.И., Н.И.А., Н.В.Н. и Смахтин Д.В.
В соответствии с заключением Данные изъяты от 14.04.2021 г. гражданину Н.А.И., установлен диагноз: Данные изъяты
Из справки, выданной Данные изъяты от 27.10.2021 г. следует, что Н.А.И. состоит на учете в Данные изъяты с Данные изъяты.
В связи с наличием указанных обстоятельств, постановлением администрации г. Пензы от 13.12.2021 г. № 1878 был установлен факт невозможности проживания Смахтина Д.В. в жилом помещении по адресу: Адрес .
После чего, на основании постановления администрации города Пензы от 15.02.2022 г. № 185 Смахтин Д.В. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
До настоящего времени Смахтин Д.В. жилым помещением специализированного жилищного фонда не обеспечен.
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании, подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Обращаясь в суд, Смахтин Д.В., как лицо из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, который администрацией г. Пензы был включен в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но до настоящего времени таким жилым помещением не обеспечен, ссылаясь на положении норм Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и положения норм Жилищного кодекса Российской Федерации, просит суд обязать администрацию г. Пензы предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами".
На основании ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Согласно ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ (в редакции от 25.12.2012 г.), действующей с 01.01.2013 г., жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ (в редакции от 25.12.2012 г.), действующей с 01.01.2013 г., предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу 01.01.2013 г., действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Судом в рамках рассмотрения дела установлено, что ответчик не оспаривает право Смахтина Д.В. на обеспечение жилым помещением, однако считает, что жилое помещение ему должно быть предоставлено согласно Порядку предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в соответствии с очередностью).
Согласно ст. 5 Закона Пензенской обл. от 12.09.2006г. № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» Правительство Пензенской области утверждает порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Правительства Пензенской обл. от 27.05.2013г. № 369-пП «О мерах по реализации статьи 5 Закона Пензенской области от 12.09.2006г. № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок).
В соответствии с п. 8 Порядка в случае возникновения ситуации, при которой количество заявлений от граждан о предоставлении жилого помещения превышает количество имеющихся в специализированном жилищном фонде свободных жилых помещений, предоставление жилых помещений уполномоченным органом осуществляется в хронологической последовательности в соответствии с датами наступления у граждан права на обеспечение жилым помещением в соответствии с подпунктами 1) - 6) пункта 2 Порядка.
При наступлении у граждан права на получение жилого помещения в соответствии с подпунктами 1) - 6) пункта 2 Порядка в один день, предоставление жилых помещений уполномоченным органом осуществляется в хронологической последовательности в соответствии с датами подачи гражданами (их представителями) заявлений о включении в Список.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995г. № 8 (ред. от 16.04.2013г.) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел судам надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
В Российской Федерации среди мер социальной поддержки детей предусмотрено обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как категории граждан, для которой статья 40 Конституции устанавливает обязанность государства по решению жилищной проблемы.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Соответственно, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21.12.1996 г. №159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Таким образом, а так же учитывая указанные нормы законодательства, суд приходит к выводу о том, что поскольку право Смахтин Д.В. на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда предусмотрено ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов - наличие очереди и нехваткой жилых помещений, кроме того, истец достиг 18 лет, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, необходимо на администрацию города Пензы возложить обязанность по предоставлению Смахтину Д.В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда в соответствии с нормой жилой площади на состав семьи 1 человек.
На основании изложенного, с учетом норм законодательства, требования истца о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Смахтина Даниила Витальевича к администрации города Пензы о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию города Пензы предоставить Смахтину Даниилу Витальевичу, Дата года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 1 месяца со дня вынесения.
Судья Ю.А. Андрианова