Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 января 2024 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при помощнике Булацкой В.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-233/2024 по административному исковому заявлению Абрашиной Л.А. об установлении кадастровой стоимости сооружений равной рыночной стоимости,
с участием представителя административного истца по доверенности Петрушовой Е.Н.,
у с т а н о в и л:
Абрашина Л.А. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила установить кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства –сооружения с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 2 372 089 руб., объекта незавершенного строительства –сооружения с кадастровым номером № – в размере 2 368 963 руб. по состоянию на ту же дату.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником названных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых превышает размер их рыночной стоимости, чем нарушает его права как плательщика налога на имущество.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Петрушова Е.Н. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Административные ответчики: Министерство имущественных отношений Самарской области, заинтересованные лица: Управление Росреестра по Самарской области, Администрация м.р. Ставропольский Самарской области, ППК Роскадастр в лице филиала ППК Роскадастр по Самарской области, ГБУ СО ЦКО, Правительство Самарской области, Администрация г.о. Тольятти не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований ГБУ СО ЦКО был представлен письменный отзыв, в котором оно указало, что определенная отчетом об оценке рыночная стоимость нежилого здания находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относится рассматриваемое здание, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Администрация м.р. Ставропольский Самарской области просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя, в удовлетворении заявленных требований просила отказать.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237 от 3 июля 2016 года результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для оспаривания кадастровой стоимости является установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, Абрашиной Л.А. на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства с кадастровым номером № площадью 455,4 кв. м., объект незавершенного строительства с кадастровым номером № площадью 454,8 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>
Кадастровая стоимость объектов незавершенного строительства утверждена приказом Министерства имущественных отношений Самарской области по состоянию на 1 января 2021 года в следующих размерах: объекта незавершенного строительства с кадастровым номером № – в размере 8 409 605,86 руб., объекта незавершенного строительства с кадастровым номером № – в размере 8 398 526,01 руб..
Считая кадастровую стоимость объектов незавершенного строительства завышенной и нарушающей его права как плательщика налога на имущество, 1 декабря 2023 года административный истец обратился суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № 130-2/23 от 30 ноября 2023 года, выполненный оценщиком ООО «ПлатО», которым рыночная стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2021 года в размере 2 326 746,27 руб., объекта незавершенного строительства с кадастровым номером № – в размере 2 323 863,97 руб. на ту же дату.
Давая оценку отчету об оценке, суд отмечает, что оценка выполнена по состоянию на 1 января 2021 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Приведённые в отчете выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчет содержит определение рыночной стоимости объектов недвижимости на основе качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, расчетов величин рыночной стоимости, приведенной в рамках выбранных оценщиком сравнительного и доходного подходов. Административный истец просит определить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке в рамах доходного подхода: объекта незавершенного строительства с кадастровым номером № - в размере 2 372 089 руб., объекта незавершенного строительства с кадастровым номером № – в размере 2 368 963 руб.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств иной величины рыночной стоимости объектов недвижимости, а также замечаний к отчету об оценке сторонами не представлено.
Стороны не заявили ходатайств о назначении судебной экспертизы, и суд оснований для назначения судебной экспертизы не усматривает.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что определённая отчетом об оценке рыночная стоимость объектов недвижимости является достоверной величиной, в связи с чем требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 1 декабря 2023 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Абрашиной Л.А. удовлетворить
Установить кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером № площадью 455,4кв. м, расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 2 372 089 руб.
Установить кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером № площадью 458,8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 2 368 963 руб.
Датой обращения административного истца в суд считать 1 декабря 2023 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Судья: Т.А. Родина
Мотивированное решение изготовлено 30 января 2024 года.