Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1790/2023 ~ М-1046/2023 от 11.04.2023

11RS0002-01-2023-001280-64

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воркута Республики Коми                         05 сентября 2023 года

Воркутинский городской суд Республики Коми, в составе:

председательствующего судьи Кораблевой Е.Б.,

при секретаре судебного заседания Маликовой О.А.,

с участием представителя истца адвоката Соловьева Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1790/2023 по иску Дементьевой У.А. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми о восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,

У С Т А Н О В И Л:

Дементьева У.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее - администрации МО ГО «Воркута»), Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (далее - Минстрой Республики Коми), в котором просила признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от <дата>, оформленное протоколом ..., постановление администрации МО ГО «Воркута» от <дата> ..., согласно которым она снята с учета граждан, имеющих право на получение государственной социальной выплаты; обязать ответчиков восстановить ее в очереди на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с датой постановки на учет <дата> по категории «пенсионеры», с составом семьи один человек, исключая Дементьева И.И. В обоснование требований иска указала, что состояла на учете граждан, имеющих право государственного жилищного сертификата для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет <дата> по категории «пенсионеры». Ей отказано в выдаче государственного жилищного сертификата на том основании, что член ее семьи Дементьева О.С. - жена сына с <дата> по настоящее время имеет в собственности 1/2 долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, а также в период с <дата> по <дата> Дементьева О.С. имела в собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Поэтому, по мнению Минстроя Республики Коми, на каждого члена семьи получателя жилищного сертификата приходится по 36,08 кв.м, что более учетной нормы жилого помещения, установленной в <адрес> и <адрес>. Также причиной отказа явилось непредставление документов, подтверждающих проживание и ведение общего хозяйства с сыном Дементьевым И.И. Считает ответчиками нарушено ее право на получение социальной выплаты, поскольку в качестве члена семьи был включен только сын, невестка членом ее семьи не является. Сын с <дата>. с ней не проживает, общее хозяйство не ведет, <дата> г. работает в <адрес>. В <адрес> также проживает жена сына - Дементьева О.С. Брак между ними зарегистрирован <дата> в <адрес>. <дата> в их семье родилась дочь Дементьева Д.И. Таким образом, ее сын Дементьев И.И. не является членом семьи, следовательно, не должен учитываться при определении ее права на получение государственного жилищного сертификата.

Истец Дементьева У.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания надлежащим образом извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, для участия в судебном заседании направила своего представителя.

В судебном заседании представитель истца адвокат Соловьев Р.Ю. на удовлетворении требований настаивал, доводы искового заявления поддержал.

Ответчик администрация МОГО «Воркута», в судебное заседание представителя не направила, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменных возражениях просила в удовлетворении иска отказать, так как Дементьева У.А. не вправе состоять на учете граждан-получателей жилищной субсидии, поскольку член ее семьи обеспечен жильем за пределами районов Крайнего Севера. Снятие граждан с учета является обязанностью органа местного самоуправления.

Третье лицо Минстрой Республики Коми в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя, отказать в удовлетворении иска на том основании, что действия администрации МО ГО «Воркута» осуществлены в соответствии с федеральным законодательством, действующим на дату снятия Дементьевой У.А. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Третье лицо Дементьев И.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания надлежащим образом извещен.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно преамбуле Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее — Федеральный закон № 125-ФЗ), данный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992, в соответствии с нормами этого Федерального закона.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона №125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Статьей 4 Федерального закона №125-ФЗ установлено, что право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Согласно ст. 5 названного Федерального закона, для его целей членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Вопросы переселения жителей Республики Коми, состоящих на учете в органах местного самоуправления северных городов и районов за счет средств федерального бюджета регламентированы помимо Федерального закона №125-ФЗ и Подпрограммы также Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879.

В соответствии с пп. «в» п. 21 указанного Положения (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений.

Как указывалось выше, согласно ст. 1 Федерального закона №125-ФЗ, одним из оснований для возникновения права на получение жилищных субсидий является необеспеченность граждан жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Для целей указанного Федерального закона не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются, в том числе граждане и (или) члены их семьи не являющиеся собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являющиеся собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из материалов учетного дела следует, что Дементьева У.А. состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с <дата> (дата подачи заявления), по категории «пенсионеры», с составом семьи 2 человека: Дементьева У.А. (заявитель) и Дементьев И.И. (сын).

При подаче заявления <дата> Дементьева У.А. указывала состав семьи 3 человека: Дементьева У.А. (заявитель), Дементьева Н.И. (дочь) и Дементьев И.И. (сын).

Однако впоследствии, подтверждая участие в программе переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Дементьева У.А. в заявлениях от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата> просила выделить ей государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на состав семьи из 2 человек: Дементьева У.А. (заявитель) и Дементьев И.И. (сын).

Решением общественной жилищной комиссии при администрации г Воркуты, оформленным протоколом от <дата> ... (постановление администрации МО ГО «Воркута» от <дата> ...), Дементьева У.А. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на основании пп. «в» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879.

Основанием для данного решения послужили сведения из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которым жене сына заявителя - Дементьевой О.С. (в браке с Дементьевым И.И. с <дата>) с <дата> принадлежит на праве собственности 1/2 доля в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, а также в период с <дата> по <дата> принадлежало жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В связи с чем на каждого члена семьи получателя государственного жилищного сертификата приходилось по 5,3 кв.м и 21,8 кв.м, соответственно, что в сумме более учетной нормы жилого помещения.

Обратившись с настоящим иском, истец оспаривает решение о снятии ее с учета граждан-получателей государственного жилищного сертификата, в связи с тем, что сын Дементьев И.И. на момент приобретения жилья его супругой членом ее семьи не являлся и не является в настоящее время, так как выехал в <дата> г. на постоянное место жительства в <адрес>.

Справкой отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Воркуте и копией поквартирной карточки подтверждается, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, совместно с Дементьевой У.А. по месту жительства с <дата> по настоящее время зарегистрирован Дементьев И.И..

Квартира по указанному адресу с <дата> принадлежит на праве собственности Дементьевой У.А., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, а является лишь способом учета граждан по месту их жительства.

Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, и постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998 г. № 4-П, регистрация является лишь предусмотренным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения граждан по месту жительства.

Из совокупности имеющихся в материалах дела доказательств судом установлено, что Дементьев И.И. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, фактически не проживает, выехал на постоянное место жительства в <адрес> в <дата> г. и проживает там по настоящее время.

Так, из копии трудовой книжки усматривается, что Дементев И.И. принят на работу <дата> в ... на должность ..., <дата> - в ... по совместительству на должность ... (место нахождения юридических лиц - <адрес>»), где продолжает работать по настоящее время.

Согласно справке ОСФР по Республике Коми от <дата>, в региональной базе данных на застрахованное лицо Дементьева И.И. имеются сведения за период с <дата>. по <дата> г. о работодателях ... и ... с местом нахождения в <адрес>.

Согласно свидетельству о заключении брака, <дата> Дементьев И.И. заключил брак с ... (после регистрации брака — Дементьевой) О.С., место государственной регистрации брака - отдел регистрации актов гражданского состояния о браке –дворец бракосочетания ....

Из копии паспорта следует, что Дементьева О.С. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, с <дата> по настоящее время.

Свидетельством о рождении подтверждается, что у Дементьева И.И. и Дементьевой О.С. <дата> родилась дочь Дементьева Д.И., о чем ... составлена запись акта о рождении.

Какого-либо договора о порядке пользования либо о сохранении за Дементьевым И.И. права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, между ним и собственником жилого помещения не заключалось. Регистрация Дементьева И.И. в жилом помещении не порождает его право на пользование квартирой.

Следовательно, с момента выезда на постоянное место жительства Дементьев И.И. утратил право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, и членом семьи собственника этого помещения не является.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от <дата>, начиная с <дата>, в общей долевой собственности Дементьевой О.С. (1/2 доля в праве) находится жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В период с <дата> по <дата> Дементьева У.А. имела в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

Сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество на имя Дементьева И.И. в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Право собственности на объекты недвижимого имущества за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей за Дементьевой У.А. не зарегистрировано.

Поскольку судом установлено, что <дата> г. Дементьев И.И. членом семьи Дементьевой У.А. не является, юридического значения факт нахождения в собственности Дементьевой О.С. и ее супруга Дементьева И.И. в период с <дата> по <дата> жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера, не имеет.

При таких обстоятельствах Дементьева У.А. вправе состоять на учете граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, без каких-либо членов семьи.

Следовательно, иск Дементьевой У.А. к администрации МО ГО «Воркута» в указанной части подлежит удовлетворению.

Между тем, не может быть признано незаконным решение общественной жилищной комиссии при администрации г Воркуты, оформленное протоколом от 12.08.2022 № 30, и утвержденное постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 12.08.2022 № 934, поскольку дети, постоянно проживающие совместно гражданином-получателем государственного жилищного сертификата, являются членами его семьи в силу закона. Факт отсутствия совместного проживания и ведения общего хозяйства Дементьева И.И. с истцом установлен только при разрешении настоящего спора. Снятие с учета граждан, не соответствующих требованиям, предъявляемым к получателям социальных выплат, является обязанностью регистрирующего органа. Таким образом, на момент принятия оспариваемое решение соответствовало приведенным выше нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Также суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований к Минстрою Республики Коми, который является ненадлежащим ответчиком, поскольку в силу ст. 13 Федерального закона № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Дементьевой У.А. к администрации МО ГО «Воркута» удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» включить Дементьеву У.А. в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет <дата>, по категории «пенсионеры», без членов семьи.

В остальной части иска и в иске к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми.

Судья                                         Е.Б. Кораблева

Мотивированное решение составлено 12 сентября 2023 года.

Копия верна. Судья

2-1790/2023 ~ М-1046/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Дементьева Ульяна Антроповна
Ответчики
Министерство строительства и дорожного хояйства Республики Коми
Администрация МО ГО "Воркута"
Другие
Соловьев Роман Юрьевич
Дементьев Иван Ильич
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Судья
Кораблева Елена Борисовна
Дело на странице суда
vktsud--komi.sudrf.ru
11.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2023Передача материалов судье
18.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.06.2023Предварительное судебное заседание
05.09.2023Судебное заседание
12.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее