Дело № 2-88/2022
24RS0020-01-2022-000048-40
2.211
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2022 года с. Идринское
Идринский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Арбузовой Н.В.,
при секретаре Сорокиной И.В.,
с участием истца помощника прокурора Идринского района Бодягина А.А.,
представителя ответчика Отдела образования администрации Идринского района Красноярского края Халевина Р.А.,
представителя ответчика Администрации Идринского района Красноярского края Майданкиной Ю.А.,
представителя ответчика МКОУ «Екатерининская ООШ» Барановой А.А.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора Идринского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Екатерининская основная общеобразовательная школа», Администрации Идринского района Красноярского края, Отделу образования администрации Идринского района Красноярского края о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объектов (территорий) учреждения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Идринского района Красноярского края обратился в суд с иском к МКОУ «Екатерининская ООШ», Администрации Идринского района Красноярского края, Отделу образования администрации Идринского района Красноярского края о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объектов (территорий) учреждения. Требования иска мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, антитеррористической защищенности в МКОУ «Екатерининская ООШ», по результатам которой выявлены нарушения прав и законных интересов детей, педагогического и технического персонала учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение. МКОУ «Екатерининская ООШ» состоит из 1 здания, находящегося по адресу: <адрес>, среднее количество находящихся на объекте в течение дня работников и обучающихся лиц - 64 человека. Присвоена 4 категория опасности объектов (территорий). В здании школы на первом этаже отсутствует охрана, здание полностью не оборудовано системой видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой, отсутствуют: система передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии России, система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», система наружного освещения. Уставом школы определено, что основной целью деятельности учреждения является образовательная деятельность. Учреждение находится в ведении Отдела образования администрации Идринского района, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности, субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества – муниципальное образование Идринский район. Учреждение несет ответственность, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников), работников образовательной организации. Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, которые должны финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, в том числе, установку систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях. Для установки системы видеонаблюдения и организации охраны учреждения специальными службами, школа необходимыми денежными средствами не располагает, из бюджета муниципального района финансирование на указанные цели не производилось. Поскольку выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности. В 2021 году главе Идринского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, фактические меры по устранению нарушений не приняты, в связи с чем, прокурор обратился с указанным иском в суд, в котором просит возложить на МКОУ «Екатерининская ООШ» обязанность оборудовать здание школы по адресу: <адрес>, системой оповещения и эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения, обеспечивающими оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации совершения или о совершении террористического акта, обеспечивающими необходимую слышимость на объекте (территории), а также оснастить вышеуказанное здание и территорию МКОУ «Екатерининская ООШ» инженерно-техническими средствами и системами охраны: видеонаблюдением, обеспечивающим непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца, системой наружного освещения по периметру зданий и прилегающей территории МКОУ «Екатерининская ООШ», в срок до 01 июня 2022 года; возложить обязанность на Администрацию Идринского района Красноярского края, Отдел образования администрации Идринского района Красноярского края осуществить финансирование указанных выше мероприятий.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство образования Красноярского края, ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю».
Истец в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков Халевин Р.А., Баранова А.А., Майданкина Ю.А. с иском согласились частично, в части требований об оборудовании здания школы системой оповещения и эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в остальной части заявленных требований просили отказать, а также установить срок для выполнения антитеррористических мероприятий до 01.09.2024.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела путем направления извещений и размещения информации по делу на интернет-сайте Идринского районного суда Красноярского края idra.krk@sudrf.ru, не представили доказательств уважительности причин своего отсутствия, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания. В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель третьего лица ФГКУ «Управления вневедомственной охраны по Красноярскому краю» Федотова И.Л. в письменных пояснениях требования прокурора поддержала, указав, что МКОУ «Екатерининская ООШ» присвоена четвертая категория опасности, в пункте 24 Постановления Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019 предусмотрен перечень мероприятий, необходимых для обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, одним из которых является оснащение объектов системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии. Техническая возможность принимать тревожные сообщения с удаленных объектов, расположенных вне зоны реагирования нарядами вневедомственной охраны, для дальнейшей передачи их в территориальные ОВД, имеется. В акте первичного обследования школы руководителю учреждения было предложено оборудовать здание тревожной сигнализацией (с указанием перечня оборудования для данного объекта) и выдано техническое задание, от выполнения мероприятий руководитель отказалась, по причине отсутствия финансирования, о чем имеется заявление, в связи с чем, как вынужденная мера, был применен сотовый телефон, запрограммированный как кнопка тревожной сигнализации, которая не является техническим средством тревожной сигнализации и применяется в качестве временной меры до полного оборудования техническими средствами тревожной сигнализации, о чем сотрудниками вневедомственной охраны доводилось до руководителя учреждения.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ст.2 указанного выше Федерального закона, одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с подп. "д" п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Согласно п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии с п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Как следует из п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
В связи с этим Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 (ред. от 05.03.2022) утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В соответствии с разделом II п. 6 указанного Постановления, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория). Критерии категорирования, указаны в п.13 Требований, утвержденных Постановлением №1006. Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, установлены в п.п.24-26 Требований.
При этом, в силу п. 17 Постановления, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (п.п. «б,в,г» ст. 18).
В силу п. 19 указанного Постановления, выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем: а) неукоснительного соблюдения на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов; б) периодической проверки зданий (строений, сооружений), а также уязвимых мест и критических элементов объектов (территорий), систем подземных коммуникаций, стоянок автомобильного транспорта; в) принятия к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации; г) исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств; д) поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий); е) сбора, обобщения и анализа выявленных фактов скрытого наблюдения, фото- и видеосъемки объектов (территорий) неизвестными лицами, провокаций сотрудников организаций, обеспечивающих охрану объектов (территорий), на неправомерные действия, проникновения посторонних лиц на объекты (территории), беспричинного размещения посторонними лицами вблизи объектов (территорий) вещей и транспортных средств; ж) контроля за состоянием систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, складских помещений; з) поддержания постоянного взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму; и) своевременного информирования правоохранительных органов о ставших известными фактах незаконного приобретения лицами, посещающими объект (территорию), оружия, его конструктивных элементов, боеприпасов, деталей для изготовления самодельных взрывных устройств.
В соответствии с пп. «г,д,м» п.24 названного выше Постановления, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, МКОУ «Екатерининская ООШ» является юридическим лицом, осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: <адрес>, учащимся которого, в том числе, предоставляется право на охрану жизни и здоровья. Учреждение, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся, а также работников учреждения.
Согласно Уставу образовательного учреждения, учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Идринский район в лице Администрации Идринского района. Учреждение находится в ведении Управления образования администрации Идринского района, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Из паспорта безопасности МКОУ «Екатерининская ООШ», утвержденного в ноябре 2019 года, следует, что среднее количество находящихся на объекте (территории) в течение дня работников, обучающихся и иных лиц, в том числе арендаторов, лиц, осуществляющих безвозмездное пользование имуществом, находящимся на объекте (территории), сотрудников охранных организаций, составляет 64 человека.
Согласно паспорту безопасности, МКОУ «Екатерининская ООШ» привлекает силы для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории): МО МВД России «Краснотуранский», ПСЧ-51 ФГКУ «6 отряд ФПС по Красноярскому краю», отделения скорой медицинской помощи, отдела УФСБ России по Красноярскому краю в г. Минусинске, ОВО по Минусинскому району – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю», также имеются средства: телефонная связь с автоматическим определителем номера, наряды полиции в соответствии со штатной экипировкой. Имеются меры по инженерно-технической защите объекта (территории): объективная система оповещения – система пожарной сигнализации со звуковыми сигналами «Гранит 8», световыми табло на выходах, наличие систем наружного освещения объекта (территории) – столбы 2 шт. (лампы ДРЛ 400 вт М Е40 С Лисма), мерой по физической защите объекта является контрольно-пропускные пункты –1 въезд на территорию, 1 вход общего пользования, количество эвакуационных выхода – 3 выхода для людей, 1 проезд для транспортных средств, имеется физическая охрана объекта (территории) – 2 сторожа. Наличие автоматической пожарной сигнализации – здание оборудовано автоматической сигнализацией «Гранит 8», имеются планы эвакуации, световое табло «Выход», порошковые огнетушители ОП в количестве 17 штук.
В соответствии с паспортом безопасности, объекту - МКОУ «Екатерининская ООШ» присвоена четвертая категория опасности объекта (территории). При проведении обследования объекта (здания и территории) выявлено несоответствие объекта требованиям, установленным в отношении объектов (территорий) четвертой категории опасности.
Межведомственной комиссией разработан план мероприятий для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта, среди которых: оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией, автономными системами (средствами экстренного оповещения и управления эвакуацией лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения и возникновении чрезвычайной ситуации; установка видеонаблюдения с учетом круглосуточного просмотра потенциально опасных, критических участков, въездов на территорию учреждения, архивирование и хранение данных системы видеонаблюдения в течение одного месяца; осуществление комплекса мер по антитеррористической защищенности объекта (территорий) в соответствии с п.п. 18,19 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006.
25.10.2021 прокурором вынесено решение о проведении проверки исполнения ответчиком федерального законодательства о противодействии терроризму и соблюдения требований антитеррористической защищенности.
По результатам прокурорской проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено, что в здании школы по адресу: <адрес>, отсутствует охранная сигнализация, видеонаблюдение имеется, отсутствует система передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии России, а также система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», частично имеется система наружного освещения.
С актом проверки ознакомлен руководитель учреждения - директор МКОУ «Екатерининская ООШ».
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Идринского района в адрес главы Идринского района внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере противодействия терроризму.
Из представленной в материалы дела переписки Отдела образования Администрации Идринского района, Финансового управления Администрации Идринского района, Министерства образования Красноярского края, Заместителя председателя Правительства края – министра финансов края, Администрации Идринского района Красноярского края, за период 2019-2022 г.г., усматривается, что отдел образования и Администрация Идринского района обращались к уполномоченным органам с ходатайством о включении в бюджет Идринского района, в том числе и на 2022 год, финансирования для обеспечения антитеррористической защищенности, предотвращения возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов в образовательных учреждениях. Вместе с тем, финансирование в достаточном объеме не предоставлялось.
До настоящего времени спорный объект в полном объеме не отвечает требованиям, установленным в отношении объектов (территорий) четвертой категории опасности.
При таких обстоятельствах, требование прокурора о необходимости оборудовать здание школы системой оповещения и эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения, обеспечивающими оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации совершения или о совершении террористического акта, обеспечивающими необходимую слышимость на объекте (территории), следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Из акта прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в МКОУ «Екатерининская ООШ» имеется освещение, достаточность которого оспаривается прокурором.
Согласно объяснению директора МКОУ «Екатерининская ООШ» Барановой А.А. от ДД.ММ.ГГГГ, учреждение не оснащено системой передачи тревожных сообщений, и системой оповещения, частично системой наружного освещения, поскольку наружное освещение полностью территорию школы не охватывает.
Из паспорта безопасности МКОУ «Екатерининская ООШ» усматривается, что учебный корпус школы состоит из отдельно стоящего двухэтажного деревянного здания, общей площадью 442 кв.м, площадь территории, занимаемая МКОУ «Екатерининская ООШ» составляет 36928 кв.м, протяженность периметра территории – 9232 м. Имеется въезд на территорию учреждения для автотранспортных средств и 1 для входа людей. В учебном корпусе 3 входов (выходов), из них: 1 основной, 1 служебный, 1 пожарно-эвакуационный.
Доказательств устранения силами ответчиков недостаточности наружного освещения объекта и его территории, в материалы дела не представлено.
В совокупности, данные обстоятельства убеждают суд в обоснованности требований прокурора в части возложения обязанности оснастить здание школы и прилегающей территории системой наружного освещения.
Доводы ответчиков о наличии частичного освещения входов (выходов) здания МКОУ «Екатерининская ООШ» не освобождает их от исполнения обязанности, возложенной законом, в полной мере.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований иска в части возложения обязанности оснастить здание школы и территорию видеонаблюдением, обеспечивающим непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца, в связи со следующим.
Согласно сведениям, указанным в акте прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в школе имеется видеонаблюдение.
Из пояснений директора МКОУ «Екатерининская ООШ» Барановой А.А., изложенных с судебном заседании, усматривается, что школа оснащена видеонаблюдением, камеры установлены на входе и выходе.
Согласно п.13 ст.30 Федерального закона РФ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: 1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; 2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии со ст. 42 указанного Федерального закона, требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения, в том числе, к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований. В целях настоящего Федерального закона строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются сводами правил.
Согласно п. 1.1 «СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 01.09.2009 № 390, настоящие нормы и правила распространяются на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий высотой до 55 м <*> с подвальным этажом и многоуровневыми стоянками для автомобилей, проектируемыми по СНиП 21-02-99.
Согласно п.6.48 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона России №635/10 от 29.12.2011, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся на первом этаже следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».
Из приложения «В» к выше приведенному Своду Правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Из п. 6.44 СП следует, что в общественных зданиях должны быть предусмотрены системы безопасности, направленные на предотвращение криминальных проявлений и их последствий, способствующие минимизации возможного ущерба людям, зданию и имуществу при возникновении противоправных действий в соответствии с нормами по обеспечению антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Эти мероприятия устанавливаются в задании на проектирование и разрабатываются в соответствии с СП 132.13330.2011.
Таким образом, указанные нормы и правила распространяются на проектирование зданий и сооружений, и устанавливают минимально необходимые требования к проектным решениям, позволяющим обеспечить антитеррористическую защищенность объектов.
Из паспорта безопасности МКОУ «Екатерининская ООШ» следует, что здание школы введено в эксплуатацию в 1968 году.
Доказательств проведения в здании школы капитального ремонта, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, к зданию МКОУ «Екатерининская ООШ» не могут быть применены требования «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» до осуществления в здании образовательного учреждения капитального ремонта, поскольку оно введено в эксплуатацию до вступления в силу указанных требований, и возможность потребовать установки системы видеонаблюдения в школе может возникнуть только при проведении капитального ремонта объекта недвижимости.
Кроме того, суд принимает во внимание, что из буквального толкования пп.2 п.13 ст.30 Федерального закона РФ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», следует, что установка системы телевизионного наблюдения (в настоящем случае: видеонаблюдения) необходима в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.
Применительно к антитеррористической защищенности системы образовательных учреждений, действует пункт 24 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 (ред. от 05.03.2022), которым, для целей обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, установка видеонаблюдения не предусмотрена.
Поскольку материалами дела подтверждено наличие на спорном объекте системы видеонаблюдения, а также принимая во внимание, отсутствие обязательных требований, в силу действующего законодательства, для его установки на объекте (территории), отнесенных к четвертой категории опасности, с учетом введения в эксплуатацию здания школы до вступления в силу «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений», при отсутствии капитального ремонта объекта, оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении обязанности по установке системы видеонаблюдения, не имеется.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах заявленных исковых требований.
Прокурор, обращаясь в суд с настоящим иском, в числе прочих нарушений ответчика в соблюдении законодательства по антитеррористической защищенности, ссылается на отсутствие на спорном объекте системы передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии России, системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
В соответствии с п. 24 Постановления Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019 для обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, предусмотрено оснащение объектов системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», и поддержание их в исправном состоянии.
Ответчики в своих возражениях ссылаются на то, что законодательством не конкретизировано, каким образом с технической точки зрения (путем установки какого технического устройства) должен быть оборудован канал передачи тревожных сообщений.
Из письменного отзыва на иск ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ, инструкции по взаимодействию ПЦО ОВО по Минусинскому району и Межмуниципального отдела МВД России «Краснотуранский», в случае прохождения сигнала «тревога» с объекта, располагающегося за пределами зоны действия ОВО, заявления руководителя МКОУ «Екатерининская ООШ» от ДД.ММ.ГГГГ о приеме под госохрану, акта первичного обследования объекта от ДД.ММ.ГГГГ, акта о приемке технических средств от ДД.ММ.ГГГГ, акта обследования (технического осмотра) состояния ТСО и инженерно-технической укрепленности объекта от ДД.ММ.ГГГГ, заявления руководителя МКОУ «Екатерининская ООШ» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе от выполнения мероприятий, указанных в акте о приемке технических средств, технического задания, усматривается, что руководителю учреждения предлагалось оборудовать здание тревожной сигнализацией (с указанием перечня оборудования для данного объекта), а также выдавалось техническое задание, от выполнения мероприятий руководитель отказалась по причине отсутствия финансирования, о чем имеется заявление, в связи с чем, как вынужденная мера, был применен сотовый телефон, запрограммированный в качестве кнопки тревожной сигнализации, которая не является техническим средством тревожной сигнализации и применяется в качестве временной меры до полного оборудования техническими средствами тревожной сигнализации.
Оборудование зданий образовательных учреждений прямой, а не опосредованной связью с ситуационными центрами «Службы 112», является обязанностью этих учреждений, основанной на положениях закона. Технические характеристики и установка системы передачи тревожных сообщений должны определяться специалистами организации, осуществляющей оборудование системы с учетом индивидуальных технических особенностей объекта.
Однако, поскольку требования об установке системы передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии России, системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», в просительной части искового заявления прокурора отсутствуют, суд, действуя в рамках заявленных требований, решение по несфомулированому в предмете иска вопросу, не принимает. При этом, истец не лишен возможности обратиться с данным требованием в суд в установленном законом порядке.
Рассматривая требования иска о возложении обязанности по финансированию антитеррористических мероприятий на Администрацию Идринского района Красноярского края и Отдел образования Администрации Идринского района Красноярского края, суд принимает во внимание положения ст. 9, ч. 3 и 6 ст. 28, ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, в соответствии с которыми, органы местного самоуправления муниципальных образований наделены полномочиями по финансированию муниципальных учреждений, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Таким образом, обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности муниципальных бюджетных образовательных организаций является обязанностью образовательных организаций и органа местного самоуправления.
Достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
В соответствии с пп. 12.1, 13 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно пп. 2, 3 п. 3 этой же статьи, главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств; по иным искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
Как разъяснено в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Согласно Уставу образовательного учреждения, учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Идринский район в лице Администрации Идринского района. Учреждение находится в ведении Управления образования администрации Идринского района (в настоящее время - Отдел образования администрации Идринского района Красноярского края), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
С момента проведения процедуры категорирования и паспортизации объекта МКОУ «Екатерининская ООШ» ответчиками Отделом образования администрации Идринского района и Администрацией Идринского района направлялись письма о выделении денежных средств на покупку и установку инженерно-технических средств обеспечения охраны объектов (территорий) в образовательных организациях Идринского района для предотвращения возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов на объектах (территориях), в том числе, МКОУ «Екатерининская ООШ». До настоящего времени средства в полном объеме не предоставлены.
Вместе с тем, ответчики не лишены возможности запросить дополнительное финансирование на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственного образовательного учреждения в рамках бюджетных полномочий.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и полагает возможным возложить обязанности по финансированию мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения на Отдел образования администрации Идринского района Красноярского края и Администрацию Идринского района Красноярского края.
Принимая во внимание соблюдение принципа исполнимости судебного решения, которому не отвечают требования иска об исполнении ответчиками возложенных на них обязанностей до 01.06.2022, суд полагает разумным и справедливым установить срок для исполнения удовлетворенных исковых требований прокурора - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, иск подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Идринского района (ИНН 2466029055) в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Екатерининская основная общеобразовательная школа», Администрации Идринского района Красноярского края, Отделу образования администрации Идринского района Красноярского края о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объектов (территорий) учреждения, удовлетворить частично.
Возложить на муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Екатерининская ООШ» (ИНН 2414003063) обязанность оборудовать здание школы, по адресу: <адрес>, системой оповещения и эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения, обеспечивающими оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации совершения или о совершении террористического акта, обеспечивающими необходимую слышимость на объекте (территории), а также системой наружного освещения по периметру зданий и прилегающей территории МКОУ «Екатерининская ООШ», в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Администрацию Идринского района Красноярского края (ИНН 2414000626), Отдел образования администрации Идринского района Красноярского края (ИНН 2414003257) обязанность осуществить финансирование мероприятий по оборудованию здания МКОУ «Екатерининская ООШ», по адресу: <адрес>, а также его территории системой оповещения и эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения, обеспечивающими оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации совершения или о совершении террористического акта, обеспечивающими необходимую слышимость на объекте (территории), а также системой наружного освещения по периметру зданий и прилегающей территории МКОУ «Екатерининская ООШ», в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Идринский районный суд Красноярского края в течение месяца, со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.В. Арбузова
Верно
Судья Н.В. Арбузова
Мотивированное решение изготовлено 27 июня 2022 года.