Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-401/2023 ~ М-275/2023 от 15.03.2023

Дело № 2-401/2023

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гаврилов Посад                                                                              13 апреля 2023 года

Тейковский районный суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Царева Д.В.

при секретаре судебного заседания Ивановой Н.Ф.

с участием прокурора Беловой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к областному бюджетному учреждению здравоохранения «Гаврилово-Посадская центральная районная больница» об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Гаврилово-Посадского района Ивановской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) с исковым заявлением к областному бюджетному учреждению здравоохранения «Гаврилово-Посадская центральная районная больница» (далее также – ОБУЗ «Гаврилово-Посадская ЦРБ») об обязании обустроить парковочные площадки для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами, около здания учреждения здравоохранения по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований указывает следующее. В ходе прокурорской проверки исполнения законодательства в области безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, социальной защите инвалидов ОБУЗ «Гаврилово-Посадская ЦРБ» установлено, что здание ОБУЗ «Гаврилово-Посадская ЦРБ» расположено по адресу: <адрес>. Прилегающие к объекту социальной инфраструктуры территории не оборудованы местами для парковки автотранспортных средств инвалидов. В нарушение указанных требований парковочные площадки для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами, около здания ОБУЗ «Гаврилово-Посадская ЦРБ» по адресу: <адрес> отсутствуют. Дорожный знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» совместно со знаком 8.17 «Инвалиды» не установлен. Отсутствие парковочных мест является нарушением прав, свобод или законных интересов неопределенного круга лиц, инвалидов, так как угрожает безопасности участников дорожного движения, круг которых определить невозможно, и может стать причиной дорожно-транспортных происшествий, которые в свою очередь могут повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ в ходе подготовки дела к судебному разбирательству в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены администрация Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области, ОГИБДД МО МВД России «Тейковский».

В судебном заседании прокурор Белова Н.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика ОБУЗ ««Гаврилово-Посадская ЦРБ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил ходатайство о согласии с исковыми требованиями, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 35).

Представитель третьего лица ОГИБДД МО МВД России «Тейковский» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 19).

Представитель третьего лица администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором не возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что обязанность по обустройству парковочных площадок для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами, около здания учреждения здравоохранения является обязанностью ОБУЗ ««Гаврилово-Посадская ЦРБ» (л.д. 21–23).

Дело в отсутствие неявившихся лиц рассмотрено в порядке статьи 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав мнение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Федеральным законом от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» ратифицирована Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года.

Согласно части 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов для того, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: а) на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; б) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (далее – Закон № 181-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

К объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.

Парковка (парковочное место) – специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 года № 621).

На всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов (часть 9 статьи 15 Закона № 181-ФЗ).

Места для парковки, указанные в части девятой настоящей статьи, не должны занимать иные транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных правилами дорожного движения (часть 13 статьи 15 Закона № 181-ФЗ).

Согласно приказу Минздрава России от 12 ноября 2015 года № 802н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи» под объектами инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в целях настоящего Порядка понимаются помещения, здания и иные сооружения, используемые для предоставления услуг инвалидам в сфере охраны здоровья органами и организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, предоставляющими независимо от организационно-правовых форм услуги в сфере охраны здоровья в рамках осуществления деятельности и оказывающими необходимую помощь инвалидам в преодолении барьеров, препятствующих получению этих услуг (использованию объектов) наравне с другими лицами.

Таким образом, ОБУЗ «Гаврилово-Посадская ЦРБ» относится к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя элементы обустройства автомобильных дорог; элементы обустройства автомобильных дорог – сооружения, к которым относятся дорожные знаки; содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно статье 12 настоящего Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид».

В силу пункта 5.2.1 Свода правил СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр, на всех стоянках (парковках) общего пользования около или в объеме жилых, общественных (в том числе объектов физкультурно-спортивного назначения, культуры и др.) и производственных зданий, зданий инженерной и транспортной инфраструктуры, а также у зон рекреации следует выделять не менее 10% машино-мест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью, включая число специализированных машино-мест для транспортных средств (с габаритами по 5.2.4) инвалидов, в том числе передвигающихся на креслах-колясках, определять расчетом, при числе мест от общего числа: до 100 включительно – 5%, но не менее одного места; от 101 до 200 включительно – 5 мест и дополнительно – 3% числа мест свыше 100; от 201 до 500 включительно – 8 мест и дополнительно – 2% числа мест свыше 200; 501 и более – 14 мест и дополнительно – 1% числа мест свыше 500.

Каждое специализированное машино-место для транспортного средства инвалида должно быть обозначено дорожной разметкой по ГОСТ Р 51256 и, кроме того, на земельном участке здания - дорожными знаками по ГОСТ Р 52289 и ГОСТ Р 52290, внутри зданий – знаком доступности, выполняемым на вертикальной поверхности (стене, стойке и т.п.) за габаритами прохожей части пешеходных путей на высоте от 1,5 до 2,0 м, в иных случаях – на высоте 2,1 м до нижнего края знака.

В соответствии с пунктом 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденному приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст, дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации – по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

Приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 года № 1425-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Данный стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, разметки, светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.

Согласно нестоящему нормативному документу табличку 8.17 «Инвалиды» применяют совместно со знаком 6.4 для указания, что парковка (парковочное место) отведена для стоянки автомобилей, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид» (пункт 5.9.24).

Знак 6.4 ГОСТ Р 52289-2019 «Парковка (парковочное место)» применяют для обозначения площадок, предназначенных для стоянки транспортных средств (пункт 5.7.5).

В судебном заседании установлено, что ответчику на основании постановления администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ -п в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок общей площадью 25 966 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания здания ЦРБ, кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 36).

Согласно пункту 3.4 Устава ОБУЗ «Гаврилово-Посадская ЦРБ» земельный участок, необходимый для осуществления уставной деятельности учреждения, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (л.д. 37–51).

Из подготовленного прокуратурой Гаврилово-Посадского района Ивановской области акта проверки исполнения законодательства от ДД.ММ.ГГГГ следует, что парковочные площадки для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами, около здания ОБУЗ «Гаврилово-Посадская ЦРБ» по адресу: <адрес> отсутствуют. Дорожный знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» совместно со знаком 8.17 «Инвалиды» не установлен. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в адрес главного врача ОБУЗ «Гаврилово-Посадская ЦРБ» внесено представление, которое признано обоснованным, однако меры по устранению нарушений не приняты до настоящего времени (л.д. 5).

Согласно информации ОБУЗ «Гаврилово-Посадская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ проезд на территорию учреждения организован только для автотранспортных средств инвалидов, разметка и знак «Парковка для инвалидов» будут установлены в апреле 2023 года при начале строительного сезона и соответствующих погодных условий. Земельный участок вблизи ЦРБ является собственностью муниципалитета и не имеет в качестве назначения использование для парковки автотранспортных средств (л.д. 11).

Таким образом, из представленных материалов следует, что на находящемся в бессрочном (постоянном) пользовании ОБУЗ «Гаврилово-Посадская ЦРБ» земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый номер , не выделены места для парковки транспортных средств, управляемых инвалидами.

В судебном заседании также установлено, что на момент рассмотрения дела парковочные места для парковки транспортных средств, управляемых инвалидами, не организованы. Сведений об исполнении обязанности обустроить парковочные площадки для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами, около здания учреждения здравоохранения по адресу: <адрес> ответчиком не представлено. Ответчиком также не отрицается возможность организовать стоянку (парковку) у здания ОБУЗ «Гаврилово-Посадская ЦРБ» в виде выделения мест для парковки транспорта инвалидов путем установления дорожных знаков. Основания для возложения на ответчика обязанности по выделению мест для парковки транспорта инвалидов имеются.

Таким образом, суд приходит к выводу, что на ответчике ОБУЗ «Гаврилово-Посадская ЦРБ» лежит обязанность по организации мест для парковки транспортных средств, управляемых инвалидами, иск прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение этого срока влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.

С учетом обстоятельств дела, доводов сторон, суд полагает необходимым установить ответчику срок до ДД.ММ.ГГГГ для выполнения действий, о возложении которых заявлено прокурором.

Принимая во внимание, что исковые требования прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены, в соответствии с пунктом 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) от уплаты государственной пошлины при подаче иска прокурор освобожден, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19, подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ, статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит взысканию с ответчика ОБУЗ «Гаврилово-Посадская ЦРБ», не освобожденного от ее уплаты.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 98, 194–199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к областному бюджетному учреждению здравоохранения «Гаврилово-Посадская центральная районная больница» об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворить.

Обязать областное бюджетное учреждение здравоохранения «Гаврилово-Посадская центральная районная больница» обустроить парковочные площадки для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами, около здания учреждения здравоохранения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с областного бюджетного учреждения здравоохранения «Гаврилово-Посадская центральная районная больница», ИНН государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей в доход местного бюджета.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                  Д.В. Царев

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-401/2023 ~ М-275/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Гаврилово-Посадского района
Ответчики
ОБУЗ "Гаврилово-Посадская ЦРБ"
Другие
ОГИБДД МО МВД России "Тейковский"
Администрация Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области
Суд
Тейковский районный суд Ивановской области
Судья
Царев Дмитрий Вячеславович
Дело на странице суда
teikovsky--iwn.sudrf.ru
15.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2023Передача материалов судье
22.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2023Судебное заседание
20.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2023Дело оформлено
29.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее