Дело № 2-3251/2023
Строка стат. отчета 2.129
УИД 39RS0001-01-2023-002437-20
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 сентября 2023 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Мануковской М.В.,
при помощнике Ладугиной Б.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комбакова ФИО19 к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ в лице филиала "Западный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)", Территориальному отделу "Калининградский филиал "Западный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: Комбакова ФИО20, Комбакова ФИО21 Комбакова ФИО22, Комбакова (Гусева) ФИО23, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Гусева ФИО26, Гусева ФИО24, Гусев ФИО25,
УСТАНОВИЛ:
Истец Комбаков Н.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между истцом и Министерством обороны РФ в лице Федерального государственного учреждения «Управление Балтийского флота» (наймодатель).
Указанное жилое помещение было предоставлено истцу, как военнослужащему, на основании решения о предоставлении жилого помещения (списка распределения) от ДД.ММ.ГГГГ.
В целях реализации права на бесплатное приобретение указанной квартиры истец обращался к наймодателю с просьбой передать ему жилое помещение в собственность в порядке приватизации.
Ранее, в приватизации жилых помещений истец не участвовал, иных жилых помещений в собственности не имеет. Однако наймодателем в предоставлении жилого помещения истцу было неоднократно отказано по основанию отсутствия у него полномочий по распоряжению данным жилым помещением, а также не предоставления документов, предусмотренных п. 4 Порядка передачи жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76 «О статусе военнослужащих», Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», истец просил признать за ним право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>.
Определением суда от 14.08.2023 Министерство обороны РФ привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Истец и его представитель по доверенности Пивовар А.Л. в судебное заседание явку не обеспечили, ранее иск поддержали, изложив доводы аналогичные описанным в иске; поясняли, что Комбаков Н.А. неоднократно начиная с 2013 в административном порядке осуществлял попытки приватизировать спорное жилое помещение, однако получал формальные отказы.
Представители соответчиков Министерство обороны РФ, Департамент жилищного обеспечения МО РФ в лице филиала "Западный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)", Территориальный отдел "Калининградский филиал "Западный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований Комбакова ФИО27, Комбакова ФИО29 Комбакова ФИО30, Комбакова (Гусева) ФИО31, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Гусева ФИО33, Гусева ФИО28, Гусев ФИО32 в судебное заседание явку не обеспечили, ранее в судебном заседании Комбакова (Гусева) ФИО35, Гусев ФИО34 с иском согласились, подтвердили, что они не возражают против приватизации квартиры Комбаковым Н.А. от участия в приватизации данной квартиры отказались.
В порядке реализации требований ст. 37 ГПК РФ к участию в деле привлечен Гусев Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статей 167 и 233 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу пункта 2 статьи 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
Кроме того, информация о дате и времени очередного судебного заседания в соответствии со ст. 14 и 16 ФЗ от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» заблаговременно размещается на интернет-сайте суда и является общедоступной.
На основании п. 67 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ бремя доказывания факта направления (осуществления) и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Правила статьи 165.1 ГК РФ о юридически значимых сообщениях применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон (пункт 2 статьи 165.1 ГК РФ).
Поскольку судом предприняты исчерпывающие меры по извещению ответчиков, которые распорядились предоставленными им процессуальными правами по своему усмотрению, уклонились от получения судебного извещения, в связи с чем, в соответствии с ч. 2 ст. 117 ГПК РФ, признаются надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела.
С учетом изложенного, в соответствии с положениями ч.1 ст. 233 ГПК РФ суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.
Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, квартира, расположенная по адресу: <адрес> находится на праве оперативного управления у ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ.
На основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между истцом и Министерством обороны РФ в лице Федерального государственного учреждения «Управление Балтийского флота» (наймодатель) ему на состав семьи 4 человека, в том числе Комбакова Л.Н., Комбакова Ю.Н., Комбакова Д.Д., Комбакова (Гусева) Г.Н. в бессрочное владение и пользование передана <адрес>, находящаяся в государственной собственности.
Согласно копии поквартирной карточке в спорном жилом помещении по состоянию на дату рассмотрения настоящего дела зарегистрированы и проживают: истец Комбаков Н.А., ФИО36 Комбакова Л.Н., Комбакова Ю.Н. (ФИО37 Комбакова Д.Д. (ФИО38), Комбакова (Гусева) ФИО39 ФИО40, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Гусева ФИО41), Гусева ФИО42), Гусев ФИО43.
Истец обращался за приватизацией вышеуказанной квартиры в ФГКУ Западное региональное управление жилищного обеспечения отдел г. Калининграда в 2013, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ему было разъяснено, что до настоящего времени Министерством обороны РФ не определен порядок передачи жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в адрес ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" и исх. № от ДД.ММ.ГГГГ ему был разъяснен перечень документов, необходимых для оказания соответствующей услуги, а также адресат для направления материалов после их формирования и комплектования.
ДД.ММ.ГГГГ истец оформил и направил в адрес филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» заявление о передаче жилого помещения в порядке приватизации, приложив комплект обосновывающих документов согласно перечню исх. № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс № от ДД.ММ.ГГГГ истец получил отказ в передаче жилого помещения гражданам в порядке приватизации, со ссылкой на пп.2 п. 12 Порядка передачи жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в порядке приватизации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.11.2022 № 676.
Согласно ст. ст. 3, 10 ЖК РФ, ст. 40 Конституции Российской Федерации жилищные права и обязанности граждан возникают и прекращаются не иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством и другими федеральными законами, каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища, выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом.
Условия для реализации права на жилище определяются в жилищном законодательстве, которое согласно статье 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и к которому относятся Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними акты федерального уровня, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Будучи нормативной основой жилищного законодательства, Жилищный кодекс Российской Федерации задает общие параметры регулирования жилищных правоотношений, определяя понятие и предназначение жилых помещений, а также жилищного фонда как совокупности всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (часть 1 статьи 17 и часть 1 статьи 19), в рамках которого выделяется жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 1 части 3 статьи 19).
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ч. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Согласно ст. 1, 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст.ст. 6, 7, 8 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений.
Согласно части второй той же статьи собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Анализ приведенных положений Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» свидетельствует о том, что гражданам, занимающим по договору социального найма жилые помещения в государственном жилищном фонде, не может быть отказано в приобретении данных жилых помещений в собственность бесплатно на условиях, предусмотренных Законом.
По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
В том случае, если граждане по каким – либо причинам не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, то соответственно нарушаются положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Жилое помещение, расположенное в домах, составляющих государственный жилищный фонд, в том числе ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности, подлежит приватизации на основании ст. 2 Закона РФ о приватизации жилищного фонда в РФ.
Спорное жилое помещение к категории жилья, приватизация которого исключена законом, не относится.
Вместе с тем, суд считает, вынесенное решение № об отказе в передаче жилого помещения гражданам в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, ввиду следующего.
Как указала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в своем определении от 25 января 2011 года, из преамбулы Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" следует, что целью закона является, в том числе, создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилище.
Волеизъявление гражданина на приватизацию жилого помещения может быть выражено не только путем подачи заявления по определенной форме, но и, учитывая многообразие жизненных ситуаций, осуществлено в иных формах, что предполагает необходимость дифференцированного подхода к их оценке в целях избегания чрезмерного и необоснованного ограничения прав граждан.
В этой связи одно лишь формальное установление уполномоченным органом, наделенным публично-властными полномочиями факта подачи заявления гражданином на приватизацию занимаемого жилого помещения не по установленной форме при наличии иных письменных доказательств, позволяющих с достоверностью установить наличие волеизъявления гражданина на такую приватизацию противоречит требованиям реального обеспечения жилищных прав граждан.
Уполномоченный орган должен был оценить представленные истцом материалы наряду с иными обстоятельствами дела, которые с достоверностью свидетельствовали о том, что истцом были предприняты действия, указывающие на безусловное намерение воспользоваться предоставленным правом приватизации жилого помещения, при этом суд принимает во внимание, что формирую перечень приложений, истец руководствовался требованиями, изложенными в письменных разъяснениях уполномоченного органа исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. Данный перечень документов носил исчерпывающий характер и истцом сформирован и предъявлен в полном объеме в составе своего заявления.
Кроме того, судом принято внимание, что Приказ Министра обороны РФ от 10.11.2022 N 676 "Об утверждении Порядка передачи жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в порядке приватизации зарегистрирован в Минюсте России 01.12.2022 N 71293, вступил в законную силу 13.12.2022, в то время как заявление истца о передаче жилого помещения в порядке приватизации направлено в адрес уполномоченного органа 02.12.2022.
Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
Указанный выше нормативно-правовой акт оговорок, определяющих его действие во времени не содержит, поэтому обратной силы не имеет, на правоотношения, возникшие до введения его в действие, не распространяется.
При таких обстоятельствах истец по объективным причинам не имеет возможности заключить договор приватизации занимаемого жилого помещения и приобрести его в свою собственность.
То обстоятельство, что Комбаков Н.А.. не участвовал в приватизации материалами дела подтвержден, и судом проверен, как по сведениям из ЕГРН, так по сведениям из БТИ.
Третьи лица, являющиеся членами семьи нанимателя спорного жилья, Комбакова ФИО44, Комбакова ФИО45 Комбакова ФИО46, Комбакова (Гусева) ФИО47, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Гусева ФИО48, Гусева ФИО49, Гусев ФИО50 в судебном заседании с иском согласились, подтвердили, что они не возражают против приватизации занимаемой ими квартиры Комбакова Н.А. от участия в приватизации данной квартиры отказались, что также подтверждено нотариально удостоверенными согласиями и отказами от приватизации (серия <адрес>4 от ДД.ММ.ГГГГ, серия <адрес>9 от ДД.ММ.ГГГГ, серия <адрес>6 от ДД.ММ.ГГГГ, серия 39АА от ДД.ММ.ГГГГ, серия <адрес>1).
Учитывая, что квартира является государственной собственностью, истец ранее не участвовал в приватизации жилых помещений на территории РФ, и не является собственником жилых помещений, приобретенных в порядке приватизации, доказательств обратного суду не представлено и в ходе рассмотрения настоящего дела не добыто, занимает спорную квартиру по договору социального найма, в установленном порядке обращался с заявлением к собственнику жилого помещения, иные члены семьи нанимателя выразили согласие на передачу данного жилого помещения в единоличную собственность истца., о чем в дело были представлены нотариально удостоверенные согласия (серия <адрес>4 от ДД.ММ.ГГГГ, серия <адрес>9 от ДД.ММ.ГГГГ, серия <адрес>6 от ДД.ММ.ГГГГ, серия 39АА от ДД.ММ.ГГГГ, серия <адрес>1), суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению и приходит к выводу о возможности признать за Комбаковым Н.А. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, Виллима Фермора <адрес>, кадастровой №.
Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Комбакова ФИО51 (ДД.ММ.ГГГГ г.р№) удовлетворить.
Признать за Комбаковым ФИО52 право собственности в порядке приватизации на трехкомнатную <адрес> в <адрес>, с кадастровым номером №.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 08 сентября 2023 года.
Судья М.В. Мануковская